Что такое психология: желаемый результат развития? Значение психология: желаемый результат развития в энциклопедии Кольера

психология: желаемый результат развития - К статье ПСИХОЛОГИЯ

1. Орально-сенсорная

Доверие - недоверие

Надежда

2. Мышечно-анальная

Автономия - стыд/сомнение

Сила воли

3. Двигательно-генитальная

Инициативность - чувство вины

Целеустремленность

4. Скрытой сексуальности

Трудолюбие - чувство неполноценности

Компетентность

5. Подростковая

Идентификация - спутанность ролей

Верность

6. Юношеская

Близкие отношения - изоляция

Любовь

7. Зрелость

Генеративность - застой

Забота о молодом поколении

8. Старение/Старость

Целостность "Я" - отчаяние

Мудрость

Гуманистические теории личности. Усилия Э.Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природы человека должна развиться собственно человеческая натура. В этом процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальное взаимодействие, осуществляемое тоже благодаря культуре.

Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например, назвал свой подход "межличностной" теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как "относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений", Салливан искал причины психических нарушений в культуре.

Тенденция социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название "третьей силы в психологии". Такие психологи, как Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Маслоу, В.Франкл и Г.Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя "целостно-динамический подход", Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, или потребности выживания (еда, секс, сон и т.д.), 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности (потребность в друзьях и знакомых), 4) потребность в признании (самоуважении). Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать и понимать (когнитивный импульс), 3) эстетическая потребность (стремление к красоте и гармонии). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции "полностью функционирующей личности", предложенной Роджерсом, и понятию "реализации смысла жизни" Франкла.

Личностные черты. Теории личности Г.Олпорта и Р.Кеттела придавали большое значение понятию "черта личности". (Олпортовская концепция "черты" соответствует понятию "фактор" у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором "общих черт". Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие "Я" осуществляется через прохождение восьми стадий: 1) телесное "Я", 2) самоидентификация, 3) самооценка, 4) расширение "Я", 5) образ "Я", 6) "Я", разумно справляющееся с внутренними противоречиями, 7) "Я", утверждающее и развивающее себя, 8) "Я" знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой "единое в многообразном". Олпорт формально определил личность как "присущую индивиду динамическую организацию тех психофизических систем организма, которые определяют специфику его поведения и мышления".

Конституциональные типологии личности. Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами - на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом понятия стимулировали интерес к типологизации личности. Некоторые исследователи сопоставили особенности телосложения с определенными личностными типами. Специалист по патопсихологии Э.Кречмер соотнес "эстетическую" телесность (длинное худощавое тело) с "шизоидной" личностью (склонной к шизофрении), а "пикническую" телесность (полное тело) с "циклотимической" личностью (склонной к маниакально-депрессивному психозу). Классификация Кречмера легла в основу конституциональной психологии У.Шелдона (см. выше в разделе Мотивация).

Поведенческие теории личности. Согласно Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутренними силами. Каждый индивид находится под контролем случайных обстоятельств, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер - оптимист, так как уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить и переделывать собственную натуру и делает это постоянно, хотя и не прямым, а опосредованным - через среду - путем.

Иную теорию социального научения предложил А.Бандура. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу. Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяют человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в результате научения, а потому "аномальное поведение" и "дурные привычки" - это по сути дела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить "плохие" привычки "хорошими", а аномальное поведение - нормальным.

психология: желаемый результат развития

К статье ПСИХОЛОГИЯ 1. Орально-сенсорная Доверие - недоверие Надежда 2. Мышечно-анальная Автономия - стыд/сомнение Сила воли 3. Двигательно-генитальная Инициативность - чувство вины Целеустремленность 4. Скрытой секс уальности Трудолюбие - чувство неполноценности Компетентность 5. Под рост ковая Идентификация - спутанность ролей Верность 6. Юношеская Близкие отношения - изоляция Любовь 7. Зрелость Генеративность - застой Забота о молодом поколении 8. Старение/Старость Целостность "Я" - отчаяние Мудрость Гуманистические теории личности. Усилия Э.Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребности человек а удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природы человека должна развиться собственно человеческая натура . В этом процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальное взаимодействие , осуществляемое тоже благодаря культуре. Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан , подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например , назвал свой подход "межличностной" теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как "относительно устойчивый образ ец повторяющихся межличностных взаимоотношений", Салливан искал причины психических нарушений в культуре. Тенденция социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название "третьей силы в психологии". Такие психологи, как Р.Мэй, К.Роджерс, Э. Маслоу , В.Франкл и Г. Олпорт , подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя "целостно-динамический подход", Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого инди вида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста . Маслоу выделил два уровня мотивации , основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, или потребности выживания (еда, секс, сон и т.д.), 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности (потребность в друзьях и знакомых), 4) потребность в признании (самоуважении). Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать и понимать ( когнитивный импульс ), 3) эстетическая потребность ( стремление к красоте и гармонии). Потребности , связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако , реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие ( гомеостаз ), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или самоактуализация , является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции "полностью функционирующей личности", предложенной Роджерсом, и понятию "реализации смысла жизни" Франкла. Личностные черт ы. Теории личности Г.Олпорта и Р.Кеттела придавали большое значение понятию "черта личности". (Олпортовская концепция "черты" соответствует понятию "фактор" у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором "общих черт". Конкретные индивид ы могут быть охарактеризованы какой-то одно й основополагающей чертой. Кроме того , каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы . Развитие "Я" осуществляется через прохождение восьми стадий : 1) телесное "Я", 2) самоидентификация, 3) самооценка , 4) расширение "Я", 5) образ "Я", 6) "Я", разумно справляющееся с внутренними противоречиями, 7) "Я", утверждающее и развивающее себя , 8) "Я" знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент , физические свойства и интеллект , личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой "единое в многообразном". Олпорт формально определил личность как "присущую индивиду динамическую организацию тех психофизических систем организма, которые определяют специфику его поведения и мышления". Конституциональные типологии личности. Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами - на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом понятия стимулировали интерес к типологизации личности. Некоторые исследователи сопоставили особенности тело сложения с определенными личностными типами. Специалист по патопсихологии Э.Кречмер соотнес "эстетическую" телесность (длинное худощавое тело) с "шизоидной" личностью (склонной к шизофрении), а "пикническую" телесность (полное тело) с "циклотимической" личностью (склонной к маниакально-депрессивному психозу). Классификация Кречмера легла в основу конституциональной психологии У.Шелдона (см. выше в разделе Мотивация). Поведенческие теории личности. Согласно Скиннер у, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутренними силами. Каждый индивид находится под контролем случайных обстоятельств, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер - оптимист , так как уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно , человек может творить и переделывать собственную натуру и делает это постоянно , хотя и не прямым, а опосредованным - через среду - путем. Иную теорию социального научения предложил А.Бандура. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу. Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание , целеустремленность и самоподкрепление , позволяют человеку регулировать , предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в результате научения, а потому "аномальное поведение" и "дурные привычки " - это по сути дела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить "плохие" привычки "хорошими", а аномальное поведение - нормальным.

Однокоренные и похожие слова:

психолог психолог (psychologist) психологии институт ран (ипран) психология психология (psychology) психология животных психология животных: исторический аспект психология животных: основные области исследований психология инженерная психология педагогическая психология познавательная (cognitive psychology) психология труда психология: восприятие психология: история психологии психология: история психологии - а. возникновение экспериментальной психологии психология: методы психологического исследования психология: мотивация психология: ощущения психология: патопсихология психология: психология как профессия психология: психология развития психология: психосоциальный кризис идентичности психология: современная психология: основные проблемы и отрасли психология: социальная психология: межличностные отношения психология: стадия психология: теории научения психология: школы психологии психология: эмоции психологизм психологика психологист психологическая школа психологическая школа права психологический психологический журнал

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари