Что такое протоколы сионских мудрецов? Значение протоколы сионских мудрецов в энциклопедии Кольера

протоколы сионских мудрецов -

фальшивка, "раскрывающая" план захвата мирового господства международным еврейством. Опубликованные на разных языках во многих странах мира Протоколы широко использовались в антисемитских кампаниях. Важную роль в своей пропаганде отводил им Гитлер. Протоколы существовали во многих вариантах, но все они сводились к одному - описанию махинаций группы еврейских старейшин, стремящихся к мировому господству путем провоцирования массовых беспорядков, революций и использования других средств, подрывающих устои общества. Многочисленные объяснения, каким образом эти документы добыты, а также примечания и комментарии к ним создавали видимость реальности происходящего. Имена некоторых евреев, живших в действительности, перемежались с многочисленными вымышленными персонажами.

По всей вероятности, появление Протоколов было инспирировано публикацией в 1868 главы из псевдоисторического романа Германа Гёдше (писавшего под псевдонимом сэра Джона Ретклифа) Биарриц - Рим. Она в зловещих тонах описывала встречу на одном из пражских кладбищ представителей двенадцати колен Израилевых и их заговор против мира. Впоследствии Гёдше утверждал, что позаимствовал этот эпизод из проповеди некоего раввина из Львова. Однако исследования показали, что Гёдше приспособил для своих целей идеи, найденные им в малоизвестной книге Мориса Жоли Диалог в аду (Dialogue aux enfers entre Machiavel et Montesquieu, 1864), содержавшей, в форме диалога между Монтескье и Макиавелли, политические нападки на Наполеона III. Диалог в аду впоследствии составил существенную часть текста Протоколов.

В 1905 Сергей Александрович Нилус добавил Протоколы в качестве приложения к своей книге Великое в малом, или антихрист как близкая политическая возможность. Несмотря на то, что Протоколы появились во Франции и попали в Россию несколькими годами раньше, это была первая их публикация. В 1911 вышло новое издание этой книги под названием Великое в малом. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. В более поздних изданиях Протоколов в роли председательствующего выступал основатель сионизма Теодор Герцль или писатель и философ Ахад ха-Ам, а местом действия назывался 1-й Сионистский конгресс, состоявшийся в Базеле в 1897.

Во время Первой мировой войны агенты российского Охранного отделения передали перевод Протоколов разведывательным службам союзников. Однако ни одно правительство не восприняло всерьез информацию о существовании тайного заговора, хотя многочисленные рукописные копии версии Нилуса распространялись частным образом, их зачитывали и обсуждали на подпольных конференциях. В России Протоколы использовались также с целью шантажа еврейских общин, которым предлагалось заплатить за то, что они не попадут в печать. К 1920, после окончательной победы большевизма, идея существования еврейского заговора вновь обрела благодатную почву, и различные версии Протоколов публиковались во Франции, Германии, Англии и США. В 1921 лондонская газета "Таймс" опубликовала сравнительный анализ текста Протоколов и книги Жоли Диалог в аду, демонстрируя источник плагиата. В середине 1930-х годов в Берне состоялось несколько судебных процессов, на которых рассматривалось нарушение швейцарских законов в результате распространения подобной литературы. В 1990-е годы произведения С.А. Нилуса, в том числе и книга Великое в малом, стали вновь публиковаться в России.

протоколы сионских мудрецов

фальшивка, "раскрывающая" план захвата мирового господства между народным еврейством. Опубликованные на разных языках во многих странах мира Протоколы широко использовались в антисемитских кампаниях. Важную роль в своей пропаганде отводил им Гитлер . Протоколы существовали во многих вариантах, но все они сводились к одно му - описанию махинаций группы еврейских старейшин, стремящихся к мировому господству путем провоцирования массовых беспорядков, революций и использования других средств, подрывающих устои общества . Многочисленные объяснения, каким образом эти документы добыты, а также примечания и комментарии к ним создавали видимость реальности происходящего. Имена некоторых евреев , живших в действительности, перемежались с многочисленными вымышленными персонажами. По всей вероятности, появление Протоколов было инспирировано публикацией в 1868 главы из псевдоисторического романа Германа Гёдше (писавшего под псевдонимом сэра Джона Ретклифа) Биарриц - Рим. Она в зловещих тонах описывала встречу на одном из пражских кладбищ представителей двенадцати колен Израилевых и их заговор против мира. В после дствии Гёдше утверждал, что позаимствовал этот эпизод из проповеди некоего раввина из Львова. Однако исследования показали, что Гёдше приспособил для своих целей идеи , найденные им в малоизвестной книге Мориса Жоли Диалог в аду (Dialogue aux enfers entre Machiavel et Montesquieu, 1864), содержавшей, в форме диалога между Монтескье и Макиавелли , политические нападки на Наполеона III. Диалог в аду впоследствии составил существенную часть текста Протоколов. В 1905 Сергей Александрович Нилус добавил Протоколы в качестве приложения к своей книге Великое в малом, или антихрист как близкая политическая возможность . Несмотря на то, что Протоколы появились во Франции и попали в Россию несколькими годами раньше , это была первая их публикация . В 1911 вышло новое издание этой книги под названием Великое в малом. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. В более поздних изданиях Протоколов в роли председательствующего выступал основатель сионизма Теодор Герцль или писатель и философ Ахад ха-Ам, а местом действия назывался 1-й Сионистский конгресс , состоявшийся в Базеле в 1897. Во время Первой мировой войны агенты российского Охранного отделения передали перевод Протоколов разведывательным службам союзников. Однако ни одно правительство не восприняло всерьез информацию о существовании тайного заговора, хотя многочисленные рукописные копии версии Нилуса распространялись частным образом, их зачитывали и обсуждали на подпольных конференциях. В России Протоколы использовались также с целью шантажа еврейских общин, которым предлагалось заплатить за то, что они не попадут в печать . К 1920, после окончательной победы большевизма, идея существования еврейского заговора вновь обрела благодатную почву, и различные версии Протоколов публиковались во Франции, Германии, Англии и США. В 1921 лондонская газета "Таймс" опубликовала сравнительный анализ текста Протоколов и книги Жоли Диалог в аду, демонстрируя источник плагиата. В середине 1930-х годов в Берне состоялось несколько судебных процессов, на которых рассматривалось нарушение швейцарских законов в результате распространения подобной литературы. В 1990-е годы произведения С.А. Нилуса, в том числе и книга Великое в малом, стали вновь публиковаться в России.

Однокоренные и похожие слова:

проток проток (duct, ductus) проток артериальный (ductus arteriosus) проток вартонов (wharlon 's duct) проток вольфов (wolffian duct) проток грудной (thoracic duct) проток желчный (bilious duct) проток м. проток мюллеров (mullerian duct) проток носослезный (nasolacrimal duct) проток открытый артериальный (patent ductus arteriosus) проток парамезонефральный (paramesonephric duct), проток мюллеров (mullerian duct) проток печеночный (hepatic duct) проток пузырный (cystic duct) проток семявыносящий (vas deferens, множ. vasa deferentia) проток стенонов (stensen 's duct) проток эндолимфатический (endolymphatic duct) протока протока ж. протокол протокол административный протокол м. протокол о намерениях протокол общего собрания акционерного общества протокол подписки протокольный протокольный прил. протоколизм протоколизм м. протоколированный протоколировать протоколировать несов. и сов. перех. протоколироваться несов. протоколист протоколист м. протокольно нареч.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари