Что такое португалия: государственный строй и политика? Значение португалия: государственный строй и политика в энциклопедии Кольера

португалия: государственный строй и политика - К статье ПОРТУГАЛИЯ

С 1926 по 1974 в Португалии был консервативный диктаторский режим т.н. "нового государства". Фактически страной 36 лет правил Антониу ди Оливейра Салазар, который занимал пост премьер-министра. Он запретил все политические организации, кроме основанного им Национального союза, и стремился держать под контролем все население через сеть молодежных организаций, ассоциаций ветеранов и других учреждений, официально поддерживавшихся государством. Салазар широко использовал пропаганду и цензуру, с помощью тайной полиции подавлял инакомыслие.

В период диктатуры Салазара и шестилетнего правления его преемника Марселу Каэтану постоянно увеличивавшиеся затраты на удержание власти в непокорных африканских колониях привели к обнищанию большинства рабочих и крестьян в самой Португалии. В то же время прибыль от колоний доставалась небольшой по численности торговой, промышленной и землевладельческой олигархии. По многим показателям Португалия была самой бедной страной в Западной Европе. 25 апреля 1974 группа молодых офицеров, составлявшая Движение вооруженных сил (ДВС) и выступавшая против бесконечных войн в Африке и репрессивной политики на родине, свергла режим Каэтану и сформировала временное правительство. Офицеры потребовали провести переговоры с представителями освободительных движений, прекратить существование полицейского государства и цензуры, сформировать политические партии, провести выборы в Учредительное собрание в течение года после перехода к гражданскому управлению.

Начальный двухлетний переходный период сопровождался политической нестабильностью. За это время сменились шесть временных правительств, были предприняты попытки совершения двух государственных переворотов (один был инспирирован правыми силами, другой - левыми); страну захлестнули забастовки и демонстрации. Тем не менее в первую годовщину "розовой революции" португальцы избрали Учредительное собрание, которое подготовило конституцию, вступившую в силу 2 апреля 1976.

Государственное устройство. В отличие от корпоративного режима Салазара, государственный строй, предусматривавшийся конституцией 1976, основывался на демократических принципах с элементами социализма.

Законодательный орган - однопалатный парламент (Ассамблея Республики), состоит из 250 депутатов, избираемых на всеобщих выборах на четырехлетний срок. Ассамблея принимает законы и утверждает бюджет. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством во главе с премьер-министром. Президент избирается на всеобщих выборах сроком на пять лет и не может быть переизбран на третий срок. В число полномочий президента входят назначение и смещение премьер-министра и других министров, он может налагать вето на законопроекты, принятые парламентом. Правительство определяет политику страны, формирует бюджет и осуществляет контроль за государственным управлением.

С 1976 по 1982 при президенте существовал Государственный совет, который впоследствии был заменен тремя новыми органами: Конституционным судом, Консультативным государственным советом, возглавляемым президентом и укомплектованным политическими и общественными деятелями, и Верховным советом национальной обороны.

В 1989 был принят ряд поправок к конституции 1976: в качестве цели провозглашалось построение "свободного и справедливого общества, проявляющего заботу о ближних", вместо прежней формулировки - "построение бесклассового общества". Был внесен пункт, разрешающий продажу ранее национализированных компаний, и определен новый курс реформирования сельского хозяйства. Некоторые статьи конституции были пересмотрены в 1992.

В Португалии действует централизованная система управления. Континентальная часть страны подразделяется на 18 административных округов. Более мелкие административные единицы - муниципии и приходы.

Местное управление. Представительными организациями прихода являются ассамблея и жунта прихода. Ассамблея избирается всеми гражданами прихода. Жунта является исполнительным органом прихода и избирается тайным голосованием ассамблей из числа ее членов. Председателем жунты является гражданин, возглавляющий список кандидатов и получивший наибольшее количество голосов при выборах в ассамблею.

Муниципии управляются муниципальными ассамблеями и палатами. Муниципальные ассамблеи состоят из председателей жунт (исполнительных органов) приходов и по крайней мере такого же числа избранных депутатов. Муниципальная палата является исполнительным органом власти и возглавляется кандидатом от ведущей партии, получившей большинство голосов. Муниципии могут создавать ассоциации и федерации для решения экономических, общественных, культурных и других вопросов.

Представительными органами административных округов являются ассамблея и жунта округа. Ассамблея состоит из членов, избранных всеобщим прямым голосованием, и членов, выбранных коллегией выборщиков, состоящей из членов муниципальных ассамблей. Исполнительный коллегиальный орган, жунта, избирается тайным голосованием ассамблеей округа из числа ее членов. При жунте округа имеется представитель правительства.

Азорские о-ва и Мадейра пользуются самоуправлением и имеют статус автономных областей. Они также делятся на муниципии и приходы. Областные ассамблеи избираются на прямых всеобщих и тайных выборах в соответствии с принципом пропорционального представительства.

Политические партии. С установлением диктатуры Салазара в начале 1930-х годов и до апрельской революции 1974 политические партии находились под запретом. Тем не менее подпольно действовали коммунистическая и социалистическая партии, а также небольшие политические группы левых. После 1974 возник ряд новых партий. Крупнейшие из них - Народно-демократическая (впоследствии переименованная в Социал-демократическую, СДП) и Социально-демократический центр (СДЦ) - были сформированы политиками, игравшие активную роль при прежнем режиме. Большинство основных партий получило значительную финансовую помощь от иностранных политических партнеров.

В течение нескольких первых месяцев после революции возникло ок. 80 политических группировок. К моменту распространения первых избирательных бюллетеней политический спектр сузился до 12 партий. На выборах наибольшее число голосов получили следующие партии: Социалистическая (СП, 35%), СДП (24%), СДЦ (16%) и Португальская коммунистическая (ПКП, 14%).

Более консервативный Север Португалии отдавал предпочтение СДП или НП, тогда как СП и ПКП имели поддержку на юге. В последние годы влияние ПКП стало ослабевать, ее электорат в прошлом состоял из промышленных рабочих Лиссабонского региона и бедных сельскохозяйственных рабочих на Юге (Алентежу). Около миллиона репатриантов из Анголы и Мозамбика враждебно настроены по отношению к левым политикам, которые предоставили независимость этим африканским колониям.

Политическая нестабильность сотрясала Португалию в первое десятилетие после революции. С 1974 по 1976 сменилось шесть временных правительств. Генерал Антониу Рамалью Эаниш, придерживавшийся умеренных взглядов член Движения вооруженных сил (ДВС), в период своего президентства в 1976-1986 обеспечивал некоторую стабильность общества. Премьер-министром в эти же годы был Мариу Соариш. Он руководил первым правительством меньшинства из представителей СП, а затем возглавлял неустойчивую правительственную коалицию. В 1979 президент был вынужден провести дополнительные выборы.

С 1979 по 1983 большинство партий сгруппировались в три коалиции, которые представляли собой правый центр, левый центр и крайний левый фланг; при этом доминировала СДП. Такое положение изменилось в 1983, когда к власти пришла центристская коалиция во главе с социалистами, получившими большинство голосов, и социал-демократами. Это коалиционное правительство распалось в 1985, после ослабления позиций СДП.

Хотя кандидат социалистов Соариш в 1986 был избран президентом (первым за 60 лет гражданским главой государства) при поддержке революционно-демократической партии ДВС Эаниша и Объединенного народного союза, возглавлявшегося коммунистами, социал-демократы в середине 1980-х годов продолжали руководить парламентом. В 1987 после отмены цензуры и проведения новых выборов СДП впервые за 13 лет получила большинство мест в парламенте. На муниципальных выборах 1989 победу одержали социалисты, а Соариш на выборах 13 января 1991 был избран президентом, получив 70,4% голосов. Тем не менее СДП вновь получила абсолютное большинство голосов на парламентских выборах 6 октября 1991.

В 1995 социалистам удалось победить на президентских выборах и получить большинство мест в парламенте. Правительство возглавил лидер СП Антониу Гуттереш. В январе 1996 на президентских выборах одержал верх Жоржи Сампайю, бывший мэр-социалист Лиссабона. Социалисты победили и на муниципальных выборах 1997.

Правовая система. При режиме Салазара свобода печати и право на объединения, собрания, протесты или забастовки были строго ограничены. В конституции 1976 эти ограничения были сняты. Положение о неприкосновенности личности было введено как в гражданские, так и в военные законы. Система уголовного права организована на общегосударственном уровне под управлением министерства юстиции по 217 судебным округам. Для ряда дел обвинение или защита вправе требовать суда присяжных заседателей.

В Португалии суды независимы и подчиняются только закону. Совершенно независимо существует Конституционный суд. Высшим органом в иерархии судов является Верховный суд. Кроме того, в систему судов входят суды общей юрисдикции первой и второй инстанций, Верховный административный суд и другие административные и фискальные суды, Счетная палата, военные трибуналы, морские суды, арбитражные суды.

Вооруженные силы. Режим Салазара - Каэтану постоянно наращивал военную мощь Португалии. При Каэтану на вооруженные силы направлялось почти 2/5 от общей суммы государственных расходов. После революции 1974 в связи с ликвидацией колониальной системы отпала необходимость в большой армии. В 1990 в армии служили 44 тыс. человек, на флоте - 16 тыс. человек. Военно-воздушные силы насчитывали ок. 15 тыс. человек персонала.

Внешняя политика. Португалия с давних пор имела особенно тесные отношения с Англией. Эта традиция берет начало с торгового договора, подписанного в 1373. В 1386 обе страны подписали в Виндзоре договор о взаимном сотрудничестве, а тесные экономические связи были закреплены Метуэнским договором 1703. Британская поддержка помогла Португалии отстаивать свою независимость после 1640 и сохранить значительную часть своей заморской империи. Однако этот старинный союз не повлиял на португальскую политику нейтралитета во Второй мировой войне, хотя Великобритании и США были предоставлены базы на Азорских о-вах. Впоследствии американская военно-воздушная база в Лажише перешла в распоряжение НАТО, к которой Португалия присоединилась в 1949.

Из-за вето СССР в Совете безопасности ООН Португалию не принимали в эту организацию вплоть до 1955. С 1960 по 1986 Португалия состояла членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Португальские колонии в 1970 занимали площадь свыше 2 млн. кв. км. Самыми большими из них были Ангола и Мозамбик в Африке. В Азии Португалия владела колониями Макао на юго-востоке Китая и Восточный Тимор в Малайском архипелаге. В 1974-1975 все африканские колонии стали независимыми.

После ликвидации португальской колониальной системы в Африке были восстановлены отношения с СССР, странами Восточной Европы и многими странами Африки и Азии.

Отношения с Индонезией обострились после того, как она в 1975 оккупировала Восточный Тимор и стали известны факты жестокого обращения с жителями этой бывшей португальской колонии. В 1999 Индонезия под давлением общественности вывела свои войска из Восточного Тимора.

В соответствии с соглашением 1987, управление португальской колонией Аомынь (Макао) должно было перейти к Китаю в декабре 1999.

В конце 1970-х годов укрепились связи Португалии с НАТО. 1 января 1986 Португалия вошла в состав Европейского сообщества (ЕС). Португалия входит в союз португалоязычных стран, который включает также Бразилию и бывшие португальские колонии - Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.

португалия: государственный строй и политика

К статье ПОРТУГАЛИЯ С 1926 по 1974 в Португалии был консервативный диктаторский режим т.н. "нового го суда рства". Фактически страной 36 лет правил Антониу ди Оливейра Салазар , который занимал пост премьер-министра. Он запретил все политические орган изации, кроме основанного им Национального союз а, и стремился держать под контролем все население через сеть молодежных организаций, ассоциаций ветеранов и других учреждений, официально поддерживавшихся государством. Салазар широко использовал пропаганду и цензуру, с по мощь ю тайной полиции подавлял инакомыслие. В период диктатуры Салазара и шестилетнего правления его преемника Марселу Каэтану постоянно увеличивавшиеся затраты на удержание власти в непокорных африканских колониях привели к обнищанию большинства рабочих и крестьян в самой Португалии. В то же время прибыль от колоний доставалась не большой по численности торговой, промышленной и землевладельческой олигархии. По многим показателям Португалия была самой бедной страной в Западной Европе. 25 апреля 1974 группа молодых офицеров , состав лявшая Движение вооруженных сил (ДВС) и выступавшая против бесконечных войн в Африке и репрессивной политики на р один е, свергла режим Каэтану и сформировала временное правительство. Офицеры потребовали провести переговоры с представителями освободительных движений, прекратить существование полицейского государства и цензуры, сформировать политические партии, провести выборы в Учредительное собрание в течение года после перехода к гражданскому управлению. Начальный двух летний переходный период сопровождался политической не стабильность ю. За это время сменились шесть временных правительств, были предприняты попытки совершения двух государственных переворотов (один был инспирирован правыми силами, другой - левыми); страну захлестнули забастовки и демонстрации. Тем не менее в первую годовщину "розовой революции" португальцы избрали Учредительное собрание, которое подготовило конституцию, вступившую в силу 2 апреля 1976. Государственное у строй ство. В отличие от корпоративного режима Салазара, государственный строй, предусматривавшийся конституцией 1976, основывался на демократических принципах с элементами социализма. Законодательный орган - однопалатный парламент ( Ассамблея Республики), состоит из 250 депутатов , избираемых на всеобщих выборах на четырехлетний срок . Ассамблея принимает законы и утверждает бюджет . Исполнительная власть разделена между президентом и правительством во главе с премьер-министром. Президент избирается на всеобщих выборах сроком на пять лет и не может быть переизбран на третий срок. В число полномочий президента входят назначение и смещение премьер-министра и других министров, он может налагать вето на законопроекты, принятые парламентом. Правительство определяет политику страны, формирует бюджет и осуществляет конт роль за государственным управление м. С 1976 по 1982 при президенте существовал Государственный совет, который впоследствии был заменен тремя новыми органами: Конституционным судом, Консультативным государственным советом, возглавляемым президентом и укомплектованным политическими и общественными деятелями, и Верх овным советом национальной обороны. В 1989 был принят ряд поправок к конституции 1976: в качестве цели провозглашалось построение "свободного и справедливого общества , проявляющего заботу о ближних", в мест о прежней формулировки - "построение бесклассового общества". Был внесен пункт , разрешающий продажу ранее национализированных компаний, и определен новый курс реформирования сельского хозяйства. Некоторые статьи конституции были пересмотрены в 1992. В Португалии действует центр ализованная система управления. Континентальная часть страны подразделяется на 18 административных округов. Более мелкие административные единицы - муниципии и приходы. Местное управление. Представитель ными организациями прихода являются ассамблея и жунта прихода. Ассамблея избирается всеми гражданами прихода. Жунта является исполнительным органом прихода и избирается тайным голосованием ассамблей из числа ее член ов. Председателем жунты является гражданин , возглавляющий список кандидат ов и получивший наибольшее количество голосов при выборах в ассамблею. Муниципии управляются муниципальными ассамблеями и палата ми. Муниципальные ассамблеи состоят из председателей жунт (исполнительных органов) приходов и по крайней мере такого же числа избранных депутатов. Муниципальная палата является исполнительным органом власти и возглавляется кандидатом от ведущей партии, получившей большинство голосов. Муниципии могут создавать ассоциации и федерации для решения экономических, общественных, культурных и других вопросов. Представительными органами административных округов являются ассамблея и жунта округа . Ассамблея состоит из членов, избранных всеобщим прямым голосованием, и членов, выбранных коллегией выборщиков, состоящей из членов муниципальных ассамблей. Исполнительный коллегиальный орган, жунта, избирается тайным голосованием ассамблеей округа из числа ее членов. При жунте округа имеется представитель правительства. Азорские о-ва и Мадейра пользуются самоуправлением и имеют статус автономных областей. Они также делятся на муниципии и приходы. Областные ассамблеи избираются на прямых всеобщих и тайных выборах в соответствии с принципом пропорционального представительства. Политические партии. С установлением диктатуры Салазара в начале 1930-х годов и до апрельской революции 1974 политические партии находились под запретом. Тем не менее подпольно действовали коммунистическая и социалистическая партии, а также небольшие политические группы левых. После 1974 возник ряд новых партий. Крупнейшие из них - Народно-демократическая (впоследствии переименованная в Социал-демократическую, СДП) и Социально-демократический центр (СДЦ) - были сформированы политика ми, игравшие активную роль при прежнем режиме. Большинство основных партий получило значительную финансовую помощь от иностранных политических партнеров. В течение нескольких первых месяцев после революции возникло ок. 80 политических группировок. К моменту распространения первых избирательных бюллетеней политический спектр сузился до 12 партий. На выборах наибольшее число голосов получили следующие партии: Социалистическая (СП, 35%), СДП (24%), СДЦ (16%) и Португальская коммунистическая (ПКП, 14%). Более консервативный Север Португалии отдавал предпочтение СДП или НП, тогда как СП и ПКП имели поддержку на юге. В последние годы влияние ПКП стало ослабевать , ее электорат в прошлом состоял из промышленных рабочих Лиссабонского региона и бедных сельскохозяйственных рабочих на Юге (Алентежу). Около миллиона репатриантов из Анголы и Мозамбика враждебно настроены по отношению к левым политикам, которые предоставили независимо сть этим африканским колониям. Политическая нестабильность сотрясала Португалию в первое десятилетие после революции. С 1974 по 1976 сменилось шесть временных правительств. Генерал Антониу Рамалью Эаниш, придерживавшийся умеренных взглядов член Движения вооруженных сил (ДВС), в период своего президентства в 1976-1986 обеспечивал некоторую стабильность общества. Премьер-министром в эти же годы был Мариу Соариш . Он руководил первым правительством меньшинства из представителей СП, а затем возглавлял неустойчивую правительственную коалицию. В 1979 президент был вынужден провести дополнительные выборы. С 1979 по 1983 большинство партий сгруппировались в три коалиции , которые представляли собой правый центр, левый центр и крайний левый фланг ; при этом доминировала СДП. Такое положение изменилось в 1983, когда к власти пришла центристская коалиция во главе с социалистами, получившими большинство голосов, и социал-демократами. Это коалиционное правительство распалось в 1985, после ослабления позиций СДП. Хотя кандидат социалистов Соариш в 1986 был избран президентом (первым за 60 лет гражданским главой государства) при поддержке революционно-демократической партии ДВС Эаниша и Объединенного народного союза, возглавлявшегося коммунистами, социал-демократы в середине 1980-х годов продолжали руководить парламентом. В 1987 после отмены цензуры и проведения новых выборов СДП впервые за 13 лет получила большинство мест в парламенте. На муниципальных выборах 1989 победу одержали социалисты, а Соариш на выборах 13 января 1991 был избран президентом, получив 70,4% голосов. Тем не менее СДП вновь получила абсолютное большинство голосов на парламентских выборах 6 октября 1991. В 1995 социалистам удалось победить на президентских выборах и получить большинство мест в парламенте. Правительство возглавил лидер СП Антониу Гуттереш. В январе 1996 на президентских выборах одержал верх Жоржи Сампайю, бывший мэр-социалист Лиссабона. Социалисты победили и на муниципальных выборах 1997. Право вая система. При режиме Салазара свобода печати и право на объединения, собрания , протесты или забастовки были строго ограничены. В конституции 1976 эти ограничения были сняты. Положение о неприкосновенности личности было введено как в гражданские, так и в военные законы. Система уголовного права организована на общегосударственном уровне под управлением министерства юстиции по 217 судебным округам. Для ряда дел обвинение или защита вправе требовать суда присяжных заседателей. В Португалии суды независимы и подчиняются только закону. Совершенно независимо существует Конституционный суд. Высшим органом в иерархии судов является Верховный суд. Кроме того , в систему судов входят суды общей юрисдикции первой и второй инстанций, Верховный административный суд и другие административные и фискальные суды, Счетная палата, военные трибуналы, морские суды, арбитражные суды. Вооруженные силы . Режим Салазара - Каэтану постоянно наращивал военную мощь Португалии. При Каэтану на вооруженные силы направлялось почти 2/5 от общей суммы государственных расходов. После революции 1974 в связи с ликвидацией колониальной системы отпала необходимость в большой армии. В 1990 в армии служили 44 тыс. человек , на флоте - 16 тыс. человек. Военно-воздушные силы насчитывали ок. 15 тыс. человек персонала. Внешняя политика. Португалия с давних пор имела особенно тесные отношения с Англией. Эта традиция берет начало с торгового договор а, подписанного в 1373. В 1386 обе страны подписали в Виндзоре договор о взаимном сотрудничестве, а тесные экономические связи были закреплены Метуэнским договором 1703. Британская поддержка помогла Португалии отстаивать свою независимость после 1640 и сохранить значительную часть своей заморской империи. Однако этот старинный союз не повлиял на португальскую политику нейтралитета во Второй мировой войне, хотя Великобритании и США были предоставлены базы на Азорских о-вах. Впоследствии американская военно-воздушная база в Лажише перешла в распоряжение НАТО, к которой Португалия присоединилась в 1949. Из-за вето СССР в Совет е безопасности ООН Португалию не принимали в эту организацию вплоть до 1955. С 1960 по 1986 Португалия состояла членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Португальские колонии в 1970 занимали площадь свыше 2 млн. кв. км. Самыми большими из них были Ангола и Мозамбик в Африке. В Азии Португалия владела колониями Макао на юго-востоке Китая и Восточный Тимор в Малайском архипелаге. В 1974-1975 все африканские колонии стали независимыми. После ликвидации португальской колониальной системы в Африке были восстановлены отношения с СССР, странами Восточной Европы и многими странами Африки и Азии. Отношения с Индонезией обострились после того, как она в 1975 оккупировала Восточный Тимор и стали известны факты жестокого обращения с жителями этой бывшей португальской колонии. В 1999 Индонезия под давлением общественности вывела свои войска из Восточного Тимора. В соответствии с соглашением 1987, управление португальской колонией Аомынь (Макао) должно было перейти к Китаю в декабре 1999. В конце 1970-х годов укрепились связи Португалии с НАТО. 1 января 1986 Португалия вошла в состав Европейского сообщества (ЕС). Португалия входит в союз португалоязычных стран, который включает также Бразилию и бывшие португальские колонии - Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, Сан-Томе и Принсипи , Кабо-Верде.

Однокоренные и похожие слова:

португал португалец м. португалка ж. португалов португальцы португальцы мн. португалия португалия: история португалия: история - а. древний период португалия: история - б. римский период португалия: история - в. мусульманский период португалия: история - г. основание португальского королевства португалия: история - д. эпоха географических открытий португалия: история - е. три филиппа португалия: история - ж. реставрация португалия: история - з. 18 век португалия: история - и. наполеоновские войны португалия: история - й. либерализм португалия: история - к. реставрация монархии португалия: история - л. республика португалия: история - м. новое государство португалия: культура португалия: культура - а. образование португалия: культура - б. литература португалия: культура - в. музеи португалия: население португалия: население - а. происхождение и особенности португалия: население - б. демография португалия: население - в. города португалия: население - г. язык португалия: население - д. религия португалия: общество португалия: природа португалия: природа - а. строение поверхности португалия: природа - б. климат португалия: природа - в. флора и фауна португалия: экономика

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари