Что такое пантеон? Значение слова пантеон в энциклопедии Кольера

пантеон -

древний храм в Риме, расположенный в районе Марсова поля (совр. Кампо Марцио). Название храма греческое и означает "храм всех богов". Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до 19 в. строительное искусство не смогло создать купола большего диаметра. Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам, отличается он и от известных круглых периптеров (например, от храма Весты на Римском форуме). Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое называлось "Пантеон", впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа (завершено в 25 до н.э.), однако оно сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э. В надписи на фасаде говорится, что храм был возведен Марком Агриппой, "избранным консулом в третий раз", откуда следует дата постройки 27 до н.э. или немного позже. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено ок. 126 н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Были попытки связать новый Пантеон с именем знаменитого зодчего Аполлодора Дамасского. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (опайон) диаметром ок. 9 м, через которое и проникает свет. Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды также выполнена из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности (правда, они были отреставрированы), посетитель выходит в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.

Пантеон сохранился в сравнительно неплохом состоянии благодаря тому, что с 609 он был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда). Это здание оказало огромное влияние на творчество великих мастеров итальянского Возрождения. В одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. Название "Пантеон" закрепилось и за монументальным храмом св. Женевьевы в Париже, приобретя с тех пор новый смысл - усыпальницы национальных героев.

пантеон

древний храм в Риме, расположенный в районе Марсова поля (совр. Кампо Марцио). Название храма греческое и означает "храм всех богов". Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до 19 в. строительное искусство не смогло создать купола большего диаметр а. Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам, отличается он и от известных круглых периптеров ( например , от храма Весты на Римском форуме). Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне , сколько изнутри . Его форма , вероятно , восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание , которое называлось "Пантеон", впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа (завершено в 25 до н.э.), однако оно сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э. В надписи на фасаде говорится, что храм был возведен Марком Агриппой, "избранным консулом в третий раз", откуда следует дата постройки 27 до н.э. или немного позже . Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация , осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стен ы, говорят о том, что здание было возведено ок. 126 н.э., во время правления император а Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Были попытки связать новый Пантеон с именем знамени того зодчего Аполлодора Дамасского. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей. Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами ( четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход . Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше . Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (опайон) диаметром ок. 9 м, через которое и проникает свет . Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка , на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды также выполнена из разноцветного мрамора. Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности ( правда , они были отреставрированы), посетитель выходит в прямоугольный вестибюль , который примыкает к ротонде с севера и переходит в просто рный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колонн ах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон . Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой. Пантеон сохранился в сравнительно неплохом состоянии благодаря тому, что с 609 он был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда , или просто Ротонда). Это здание оказало огромное влияние на творчество великих мастеров итальянского Возрождения. В одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. Название "Пантеон" закрепилось и за монументальным храмом св. Женевьевы в Париже, приобретя с тех пор новый смысл - усыпальницы национальных героев.

Значение слова пантеон в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари