в широком музыка льном смысле - осмысленная последовательность тонов, имеющая две главных характеристики - пространственную (высотность) и временную ( ритм ). Важнейшее свойство мелодии, в отличие от любой случайной последовательности звуков, состоит в том, что слушатель воспринимает не просто отдельные интервалы, а линию, т.е. организованное целое, а не сумму единиц. Мелодический ( интонационный ) элемент есть важнейший, первичный компонент любой музыки. Однако в разных культурах этот элемент получает разные истолкования. Оставляя в стороне принципиально важные вопросы звукорядов и ритмических формул, лежащих в основе того или иного типа мелодии, можно выделить три подход а к мелодическому элементу. Монодическая музыка ( включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение ) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него ; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. "под голос ками" ( гетерофония ). В полифонической музыке ( расцвет которой приходится на 18 в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью и все воспринимаются скорее как "горизонтальные", нежели "вертикальные" созвучия. Наконец , в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в 18 в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос данной гармонической структуры ( например , в хоровых четырехголосных изложениях хоралов). В 18-19 вв. теоретики, поглощенные гармоническим, "вертикальным" аспектом музыки, часто видели в мелодии только побочный продукт гармонии; общераспространенным стало деление музыкальной ткани на три компонента - мелодию, гармонию, ритм. Подобный подход не учитывал, что ритм является внутренним свойством мелодии и что на самом деле гармония произошла из мелодии, а не наоборот . Последний вывод подтверждается хотя бы тем, что древнегреческие авторы употребляли понятие "гармония" для описания мелодической организации современной им монодии. Так же мыслили и средневековые европейские теоретики, исследовавшие монофоническое григорианское пение, и позднее такие ученые, как Йоханнес Тинкторис (15 в.), занимавшиеся более сложными проблемами полифонии. В 19 в. Г.фон Гельмгольц (1821-1894) и другие ученые применили к изучению мелодии методы физики и психологии, хотя мелодия продолжала и в это время рассматриваться как последовательность отдельных звуков. В конце 19 в. появился иной подход к данному вопросу, он быстро закрепился в психологии музыки и повлиял на музыкальную теорию. Мелодия стала трактоваться как самостоятельное организованное целое. В соответствии с этим взглядом, в основе мелодии лежит "опорный тон", разворачивающийся через разные уровни высотности и образующий некий интонационный рисунок . Этот рисунок является ядром мелодии, поскольку он легко распознается при транспонировании интонаций на другие уровни высотности и даже при изменении интервальных соотношений между тонами мелодии. Ритмический рисунок является важнейшим временным компонентом мелодии, он тоже узнается при не слишком радикальных изменениях. Сложность взаимодействия этих двух аспектов обусловливает трудности аналитического рассмотрения мелодии; мелодия - тот фактор музыкальной композиции, который в наименьшей степени поддается рациональному подходу и в наибольшей степени связан с интуицией и вдохновением.
Что такое мелодия? Значение слова мелодия в энциклопедии Кольера
мелодия -
в широком музыкальном смысле - осмысленная последовательность тонов, имеющая две главных характеристики - пространственную (высотность) и временную (ритм). Важнейшее свойство мелодии, в отличие от любой случайной последовательности звуков, состоит в том, что слушатель воспринимает не просто отдельные интервалы, а линию, т.е. организованное целое, а не сумму единиц.
Мелодический (интонационный) элемент есть важнейший, первичный компонент любой музыки. Однако в разных культурах этот элемент получает разные истолкования. Оставляя в стороне принципиально важные вопросы звукорядов и ритмических формул, лежащих в основе того или иного типа мелодии, можно выделить три подхода к мелодическому элементу. Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. "подголосками" (гетерофония). В полифонической музыке (расцвет которой приходится на 18 в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью и все воспринимаются скорее как "горизонтальные", нежели "вертикальные" созвучия. Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в 18 в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос данной гармонической структуры (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).
В 18-19 вв. теоретики, поглощенные гармоническим, "вертикальным" аспектом музыки, часто видели в мелодии только побочный продукт гармонии; общераспространенным стало деление музыкальной ткани на три компонента - мелодию, гармонию, ритм. Подобный подход не учитывал, что ритм является внутренним свойством мелодии и что на самом деле гармония произошла из мелодии, а не наоборот. Последний вывод подтверждается хотя бы тем, что древнегреческие авторы употребляли понятие "гармония" для описания мелодической организации современной им монодии. Так же мыслили и средневековые европейские теоретики, исследовавшие монофоническое григорианское пение, и позднее такие ученые, как Йоханнес Тинкторис (15 в.), занимавшиеся более сложными проблемами полифонии.
В 19 в. Г.фон Гельмгольц (1821-1894) и другие ученые применили к изучению мелодии методы физики и психологии, хотя мелодия продолжала и в это время рассматриваться как последовательность отдельных звуков. В конце 19 в. появился иной подход к данному вопросу, он быстро закрепился в психологии музыки и повлиял на музыкальную теорию. Мелодия стала трактоваться как самостоятельное организованное целое. В соответствии с этим взглядом, в основе мелодии лежит "опорный тон", разворачивающийся через разные уровни высотности и образующий некий интонационный рисунок. Этот рисунок является ядром мелодии, поскольку он легко распознается при транспонировании интонаций на другие уровни высотности и даже при изменении интервальных соотношений между тонами мелодии. Ритмический рисунок является важнейшим временным компонентом мелодии, он тоже узнается при не слишком радикальных изменениях. Сложность взаимодействия этих двух аспектов обусловливает трудности аналитического рассмотрения мелодии; мелодия - тот фактор музыкальной композиции, который в наименьшей степени поддается рациональному подходу и в наибольшей степени связан с интуицией и вдохновением.
Синонимы: голос, мотив, напев
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова мелодия в других словарях:
- Что такое мелодия? Энциклопедический словарь
- Определение термина мелодия? Словарь Даля
- Толкование слова мелодия? Словарь воровского жаргона
- Что означает слово мелодия? Словарь синонимов
- Что означает термин мелодия? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Что такое мелодия? Словарь иностранных слов
- Определение термина мелодия? Этимологический словарь Фасмера
- Толкование слова мелодия? Словарь эпитетов
- Что означает слово мелодия? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- мёрике, эдуард фридрих - (Mrike, Eduard Friedrich) (18041875), немецкий поэт и прозаик. ...
- мережковский, дмитрий сергеевич - (18651941), русский писатель, литературный критик, религиозный мыслитель. Родился ...
- мергенталер, отмар - (Mergenthaler, Ottmar) (18541899), американский изобретатель в области полиграфии, ...
- менухин, иегуди - (Menuhin, Yehudi) (19161999), американский скрипач. Родился 22 апреля ...
- меннониты - протестантская деноминация, основанная К.Гребелем (14891526) в 1525 в ...
- мензис, роберт гордон - (Menzies, Robert Gordon) (18941978), австралийский политический деятель. Родился ...
- менем, карлос саул - (Menem, Carlos Saul) (р. 1930), политический деятель, президент ...
- мексика: экономика - г. сельское хозяйство - К статье МЕКСИКА: ЭКОНОМИКА В 1997 в сельском хозяйстве ...
- мексика: экономика - б. экономическая география - К статье МЕКСИКА: ЭКОНОМИКА Промышленность сосредоточена главным образом в ...
- мексика: экономика - К статье МЕКСИКА ...
- мексика: природа - б. климат - К статье МЕКСИКА: ПРИРОДА Почти половина всей территории Мексики ...
- мексика: природа - К статье МЕКСИКА ...
- мексика: население - в. размещение населения - К статье МЕКСИКА: НАСЕЛЕНИЕ В 1990, как это было ...
- мексика: население - а. демография - К статье МЕКСИКА: НАСЕЛЕНИЕ По оценке на 1998, численность ...
- бэббидж, чарлз - (Babbage, Charles) (17921871), английский математик и инженер, разработавший ...