Что такое лоренц, куно? Значение лоренц, куно в энциклопедии Кольера

лоренц, куно -

(Lorenz, Kuno) (р. 1932), немецкий философ. Родился 17 сентября 1932 в Вахдорфе. Изучал математику и физику в университете Киля, в 1961 под руководством Пауля Лоренцена защитил докторскую диссертацию по философии. Ее фрагменты были позднее опубликованы в работе Диалогическая логика (Dialogische Logik, 1978), написанной совместно с П.Лоренценом. Габилитационный труд Элементы критики языка (Elemente der Sprachritik) защитил в 1969 (опубл. в 1970). В 1970-1974 - заведующий кафедрой философии в университете Гамбурга, с 1974 по 1988 - профессор Саарландского университета в Саарбрюккене.

Лоренц - представитель первого поколения Эрлангенской школы, основание которой связано с книгой Лоренцена и Камлаха Логическая пропедевтика (1967). С одной стороны, Лоренц, подобно другим представителям этой школы, выдвигает программу построения конструктивной философии и теории науки на основе критически реконструированного языка; методологическим принципом при этом выступает постепенное, не впадающее в порочный круг введение в теоретическое рассуждение языковых вспомогательных средств. С другой стороны, эта программа следует диалогическому принципу, согласно которому наша речь и наше действие укоренены в элементарных диалогических ситуациях. Способ, каким эти две стороны подхода Эрлангенской школы связаны между собой, определяется представлением о сущности философского конструктивизма; в начальный период развития школы это представление задавалось философией Канта. В ходе дальнейшей работы Лоренц под воздействием "лингвистического поворота", совершенного аналитической философией, эволюционировал в сторону прагматизма, настаивающего на укорененности философской деятельности в жизненном мире (на чем, впрочем, настаивал уже Гуссерль). Тезис о приоритете диалогического принципа привел Лоренца к разработке диалогического конструктивизма, в котором утверждается общий диалогический исток действия и высказывания (речи). Лоренц одновременно выводит два важных следствия, вытекающих как из философского историзма (Дильтей), так и из философского прагматизма (Пирс). Историзм подчеркивает пассивную сторону действия (действие как переживание), а прагматизм - активную его сторону (действие как деятельностное бытие, бытие-в-деятельности). Лоренц связывает воедино роль "Ты" в структуре действия (выделяемую Дильтеем) и роль "Я" в этой структуре (подчеркиваемую Пирсом). Односторонность обоих подходов связана, по мнению Лоренца, с тем, что прагматизм принимает знаковую деятельность за деятельность как таковую, а историзм (согласно которому всякое действие есть действие в связи со знаками) понимает деятельность как язык, т.е. сводит ее к знаковой деятельности. Правда, последователи Дильтея (например, Бубер) и Пирса (в частности, Витгенштейн) пытались дополнить своих учителей: Бубер выдвинул требование взаимного признания Я и Ты в осмысленном высказывании и нацеленном на постижение смысла слышании, а Витгенштейн доказывал, что языковые игры суть диалогические модели как высказывания, так и действия. Однако им все же не удалось преодолеть односторонность историзма и прагматизма. По-настоящему, считает Лоренц, избежать редукции теории к практике, имеющей место у Витгенштейна, и сведения практики к теории, характерного для Бубера, позволяет только диалогический конструктивизм. Эта задача решается благодаря одновременному осуществлению "натурализации языка" (язык, в той мере, в какой он усваивается, тоже есть деятельность) и "спиритуализации мира" (обращение с предметами может выступать и как знак - для этого достаточно дистанцироваться от предметной деятельности, как, например, в пантомиме). Философия, по мысли Лоренца, осуществляется в диалогическом взаимодействии усвоения и дистанцирования. Идеи диалогического конструктивизма были подробно разработаны в т.н. "диалогической логике", в которой Лоренц, развивая положения Лоренцена, показывает, что семантика логического исчисления в прагматическом плане может быть построена в терминах языковых игр, вовлекающих взаимосвязанные высказывания в диалогическую игру таким образом, что истинность высказывания определяется успехом стратегии действия, а ложность - неадекватностью этой стратегии. Основные положения "диалогической логики" Лоренц развивает во Введении в философскую антропологию (Einfhrung in die philosophische Antropologie, 1990), а также в книге Индийские мыслители (Indische Denker, 1998).

лоренц, куно

(Lorenz, Kuno) (р. 1932), немецкий философ. Родился 17 сентября 1932 в Вахдорфе. Изучал математику и физику в университете Киля, в 1961 под руководством Пауля Лоренц ена защитил докторскую диссертацию по философии. Ее фрагменты были позднее опубликованы в работе Диалогическая логика (Dialogische Logik, 1978), написанной совместно с П.Лоренценом. Габилитационный труд Элементы критики язык а (Elemente der Sprachritik) защитил в 1969 (опубл. в 1970). В 1970-1974 - заведующий кафедрой философии в университете Гамбурга, с 1974 по 1988 - профессор Саарландского университета в Саарбрюккене. Лоренц - представитель первого поколения Эрлангенской школы, основание которой связано с книгой Лоренцена и Камлаха Логическая пропедевтика (1967). С одной стороны, Лоренц, подобно другим представителям этой школы, выдвигает программу построения конструктивной философии и теории науки на основе критически реконструированного языка; методологическим принципом при этом выступает постепенное, не впадающее в порочный круг введение в теоретическое рассуждение языковых вспомогательных средств. С другой стороны, эта программа следует диалогическому принципу, согласно которому наша речь и наше действие укоренены в элементарных диалогических ситуациях. Способ , каким эти две стороны подхода Эрлангенской школы связаны между собой , определяется представление м о сущности философского конструктивизм а; в начальный период развития школы это представление задавалось философией Канта . В ходе дальнейшей работы Лоренц под воздействием "лингвистического поворота", совершенного аналитической философией, эволюционировал в сторону прагматизм а, настаивающего на укорененности философской деятельности в жизненном мире (на чем, впрочем , настаивал уже Гуссерль ). Тезис о приоритете диалогического принципа привел Лоренца к разработке диалогического конструктивизма, в котором утверждается общий диалогический исток действия и высказывания ( речи ). Лоренц одновременно выводит два важных следствия, вытекающих как из философского историзма ( Дильтей ), так и из философского прагматизма ( Пирс ). Историзм подчеркивает пассивную сторону действия (действие как переживание ), а прагматизм - активную его сторону (действие как деятельностное бытие , бытие-в-деятельности). Лоренц связывает воедино роль "Ты" в структуре действия (выделяемую Дильтеем) и роль "Я" в этой структуре (подчеркиваемую Пирсом). Односторонность обоих подходов связана, по мнению Лоренца, с тем, что прагматизм принимает знак овую деятельность за деятельность как таковую, а историзм (согласно которому всякое действие есть действие в связи со знаками) понимает деятельность как язык, т.е. сводит ее к знаковой деятельности. Правда , последователи Дильтея ( например , Бубер ) и Пирса (в частности, Витгенштейн ) пытались дополнить своих учителей: Бубер выдвинул требование взаимного признания Я и Ты в осмысленном высказывании и нацеленном на постижение смысла слышании, а Витгенштейн доказывал, что языковые игры суть диалогические модели как высказывания, так и действия. Однако им все же не удалось преодолеть односторонность историзма и прагматизма. По-настоящему, считает Лоренц, избежать редукции теории к практике, имеющей место у Витгенштейна, и сведения практики к теории, характерного для Бубера, позволяет только диалогический конструктивизм. Эта задача решается благодаря одновременному осуществлению "натурализации языка" (язык, в той мере, в какой он усваивается, тоже есть деятельность) и "спиритуализации мира" ( обращение с предметами может выступать и как знак - для этого достаточно дистанцироваться от предметной деятельности, как, например, в пантомиме). Философ ия, по мысли Лоренца, осуществляется в диалогическом взаимодействии усвоения и дистанцирования. Идеи диалогического конструктивизма были подробно разработаны в т.н. "диалогической логике", в которой Лоренц, развивая положения Лоренцена, показывает, что семантика логического исчисления в прагматическом плане может быть построена в терминах языковых игр, вовлекающих взаимосвязанные высказывания в диалогическую игру таким образом, что истинность высказывания определяется успехом стратегии действия, а ложность - неадекватностью этой стратегии. Основные положения "диалогической логики" Лоренц развивает во Введении в философскую антропологию (Einfhrung in die philosophische Antropologie, 1990), а также в книге Индийские мыслители (Indische Denker, 1998).

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • лужицкая серболужицкая литература - литература славян Лужицкой Сербии (Лужицы, лат. Lusatia, нем. ...
  • лубе, эмиль франсуа - (Loubet, mile Franois) (18381929), президент Третьей республики во ...
  • лсд - диэтиламид лизергиновой кислоты, психоактивное средство, вызывающее галлюцинации, искажение ...
  • лохнер, стефан - (Lochner, Stephan) (ок. 14101451), немецкий живописец. Родился, вероятно, ...
  • лоуренс, эрнест орландо - (Lawrence, Ernest Orlando) (19011958), американский физик, родился 8 ...
  • лоуренс, томас - (Lawrence, Thomas) (17691830), английский живописец, портретист. Родился 13 ...
  • лотто, лоренцо - (Lotto, Lorenzo) (14801556), венецианский художник. Родился в 1480 ...
  • лонгин, кассий - (ок. 213273 н.э.), греческий грамматик и философнеоплатоник, уроженец ...
  • лонг - греческий писатель, автор Дафниса и Хлои, единственного полностью ...
  • ломброзо, чезаре - (Lombroso, Cesare) (18351909), итальянский криминалист, родился в Вероне ...
  • локк, джон - (Locke, John) (16321704), английский философ, иногда называемый "интеллектуальным ...
  • логарифм - число, применение которого позволяет упростить многие сложные операции ...
  • лобачевский, николай иванович - (17921856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии. Его называли ...
  • лия - в Ветхом Завете, старшая дочь Лавана, родившаяся в ...
  • фогельвайде, вальтер фон дер - (Vogelweide, Walther von der) (ок. 1170 ок. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари