Что такое лады? Значение слова лады в энциклопедии Кольера

лады -

в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин только к звукорядам древнегреческим и средневековым церковным, а также к звукорядам музыкального фольклора разных народов, восточных и примитивных культур.

Древнегреческие лады состоят из двух соединенных тетрахордов, каждый из которых содержит два целых тона и один полутон, при движении сверху вниз (например, фа - ми - ре - до). Эти лады в большей мере характеризуются высотным положением, нежели отношениями между входящими в них тонами. В древнегреческих звукорядах выделяются две важнейшие позиции - доминанта и конечный тон (финалис). Доминанта обозначает центр, вокруг которого происходит наиболее активное мелодическое развитие; конечный тон обозначает пункт, от которого строится лад. Из семи древнегреческих ладов основными являются четыре - дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, которые начинаются, соответственно, от тонов ми, ре, до, си. С ними тесно связаны лады гиподорийский, гипофригийский и гиполидийский, которые имеют те же опорные тоны, но иной порядок следования тетрахордов. Произведения, построенные на разных ладах, различались как по диапазону, так и по характеру мелодики; древние греки давали ладам образные характеристики: дорийский лад считался "мужественным", лидийский - "женственным", фригийский - "страстным", миксолидийский - "скорбным".

Церковные лады европейского Средневековья составляли фундамент не только григорианского пения, но и всей музыки примерно до начала 17 в. Раньше полагали, что церковные лады непосредственно происходят из древнегреческих, однако теперь вполне ясно, что между двумя системами существуют важные различия. Так, церковные лады имеют не нисходящее, а восходящее строение (начинаются от тонов ре - ми - фа - соль). Сохраняя древнегреческие наименования, они имеют другие конечные тоны; например, дорийский средневековый лад начинается от ре, а не от ми. Двенадцать церковных ладов составляют шесть пар, в каждой из которых один лад называется "автентическим", а второй - "плагальным". Автентический лад - это диатонический звукоряд октавного диапазона, где главным центром является конечный тон; плагальный лад располагается на кварту ниже соответствующего автентического лада, но сохраняет тот же конечный тон.

Наиболее же существенное различие между древнегреческими и средневековыми церковными ладами связано с проблемой ладовых тяготений. В греческом ладе нет тяготения к конечному тону. В средневековом ладе, где появляются добавочные тона (например, полутон между седьмой и восьмой ступенью), возникает сильное тяготение к конечному тону. Это разрушало индивидуальность каждого церковного лада, и в конце концов модальность, т.е. характерность каждого лада, была сведена к мажору и минору, которые и стали основой музыки Нового времени. См. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ
.

В эпоху Средневековья существовал также термин "ритмические лады", который прилагался к шести основным ритмическим размерам (хорей, ямб, дактиль, анапест, спондей и трибрахий), доминировавшим в музыке 13 в.

лады

в музыке, комбинации тонов и полутон ов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряд ы (гаммы) еще не являются лада ми, и правильнее было бы применять данный термин только к звукорядам древнегреческим и средневековым церковным, а также к звукорядам музыкального фольклора разных народов, восточных и примитивных культур. Древнегреческие лады состоят из двух соединенных тетрахордов, каждый из которых содержит два целых тона и один полутон, при движении сверху вниз ( например , фа - ми - ре - до). Эти лады в большей мере характеризуются высотным положением, нежели отношениями между входящими в них тонами. В древнегреческих звукорядах выделяются две важнейшие позиции - доминанта и конечный тон (финалис). Доминанта обозначает центр , вокруг которого происходит наиболее активное мелодическое развитие ; конечный тон обозначает пункт , от которого строится лад. Из семи древнегреческих ладов основными являются четыре - дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, которые начинаются, соответственно , от тонов ми, ре, до, си. С ними тесно связаны лады гиподорийский, гипофригийский и гиполидийский, которые имеют те же опорные тоны, но иной порядок следования тетрахордов. Произведения, построенные на разных ладах, различались как по диапазону, так и по характеру мелодики; древние греки давали ладам образные характеристики : дорийский лад считался "мужественным", лидийский - "женственным", фригийский - "страстным", миксолидийский - "скорбным". Церковные лады европейского Средневековья составляли фундамент не только григорианского пения , но и всей музыки примерно до начала 17 в. Раньше полагали, что церковные лады непосредственно происходят из древнегреческих, однако теперь вполне ясно , что между двумя системами существуют важные различия. Так, церковные лады имеют не нисходящее, а восходящее строение (начинаются от тонов ре - ми - фа - соль ). Сохраняя древнегреческие наименования, они имеют другие конечные тоны; например, дорийский средневековый лад начинается от ре, а не от ми. Двенадцать церковных ладов составляют шесть пар, в каждой из которых один лад называется "автентическим", а второй - "плагальным". Автентический лад - это диатонический звукоряд октавного диапазона, где главным центром является конечный тон; плагальный лад располагается на кварту ниже соответствующего автентического лада, но сохраняет тот же конечный тон. Наиболее же существенное различие между древнегреческими и средневековыми церковными ладами связано с проблемой ладовых тяготений. В греческом ладе нет тяготения к конечному тону. В средневековом ладе, где появляются добавочные тона (например, полутон между седьмой и восьмой ступенью), возникает сильное тяготение к конечному тону. Это разрушало индивидуальность каждого церковного лада, и в конце концов модальность , т.е. характерность каждого лада, была сведена к мажору и минору, которые и стали основой музыки Нового времени . См. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ . В эпоху Средневековья существовал также термин "ритмические лады", который прилагался к шести основным ритмическим размерам ( хорей , ямб, дактиль , анапест , спондей и трибрахий ), доминировавшим в музыке 13 в.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова лады в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • ланкре, никола - (Lancret, Nicolas) (16901743), французский художник, родился в Париже ...
  • ланкастер, берт - (Lancaster, Burt) (19131994), американский киноактер. Родился 2 ноября ...
  • ландштейнер, карл - (Landsteiner, Karl) (18681943), австрийский врач и иммунолог, удостоенный ...
  • ландау, лев давидович - (19081968), советский физиктеоретик; удостоен в 1962 Нобелевской премии ...
  • ланге, кристиан кристоф андреас - (Lange, Christian Christoph Andreas) (18101861), норвежский историк, родился ...
  • ламы - (Lama), род безгорбых южноамериканских животных семейства верблюдовых (Camelidae) ...
  • ламех - в Ветхом Завете, потомок Каина в пятом поколении ...
  • лабрадорит - минерал семейства полевых шпатов, группы плагиоклазов, алюмосиликат кальция ...
  • ла френе, роже де - (La Fresnaye, Roger de) (18851925), французский художник. Родился ...
  • кюри, пьер - (Curie, Pierre) (18591906), французский физик, один из основоположников ...
  • кюи, цезарь антонович - (18351918), русский композитор и критик, член прославленной "Пятерки" ...
  • кэсер, уилла сиберт - (Cather, Willa Sibert) (18731947), американская писательница. Родилась 7 ...
  • кэро, энтони - (Caro, Anthony) (р. 1924), английский скульптор, создатель конструкций, ...
  • кэмпбелл, патрик - (Campbell, Patrick) (18651940), английская актриса. Настоящее имя ...
  • утконос - (Ornithorhynchus), яйцекладущее млекопитающее, которое встречается только на востоке ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари