Что такое кузен, виктор? Значение кузен, виктор в энциклопедии Кольера

кузен, виктор -

(Cousin, Victor) (1792-1867), французский философ, деятель образования и историк, родился в Париже 28 ноября 1792 в семье ремесленника. Благодаря случаю получил образование в лицее Карла Великого, а затем в Высшем педагогическом институте. Начал преподавательскую деятельность в Высшем педагогическом институте в 1815 с лекций о философии здравого смысла. Испытал влияние И.Канта. Путешествовал по Германии, где встречался с Г.В.Ф.Гегелем, Ф.Шеллингом и Ф.Якоби. Защита Кузеном конституционного правления привела к его увольнению в 1820. В 1828 был восстановлен в должности, а с 1830, после возведения на престол Луи Филиппа, пользовался всемерной поддержкой правительства, стал пэром Франции и членом Государственного совета, членом Французской академии и с 1834 - ректором Высшего педагогического института.

Кузен разработал философскую систему, которой он сам дал (по-видимому, неудачное) наименование эклектизма, а его критики (с большим основанием) - спиритуализма. Он разделял всю философию на следующие четыре типа систем: сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм, видя в каждой из них элементы истины. Философия эклектизма - кульминация исторического процесса; она возникает из элементов, составляющих ту или иную историческую эпоху. Кузен был во всех отношениях человеком умеренным и склонным к компромиссам. Благодаря своей осторожности, направленной против крайностей, с одной стороны, сенсуализма Кондильяка и атеизма и детерминизма, к которым тот приводил, а с другой стороны - католицизма и традиций схоластики, он завоевал широкое общественное признание. Редкий ораторский талант сделал философа популярным у нескольких поколений студентов. В 1840, после того как Гизо стал премьер-министром, Кузен был назначен министром просвещения. Вопреки пожеланиям католиков он сохранил преподавание философии в средней школе, однако заставил учителей подчиниться его представлениям о том, какую именно философию преподавать. В 1848 был вынужден уйти в отставку. Кузен плодотворно работал в области истории философии, благодаря ему этот предмет вошел в моду. Издавал работы Прокла, Абеляра, Декарта и Мен де Бирана, переводил Платона.

В противоположность скептицизму Дэвида Юма и других мыслителей 18 в., Кузен придерживался психологического подхода, который пробивал себе путь благодаря деятельности Ф.Мен де Бирана во Франции и Томаса Рида в Шотландии. В поздний период творчества под влиянием Шеллинга Кузен добавил к этому подходу идеи романтико-космологического рода. Философия должна всегда начинать с анализа сознания. Этот анализ обнаруживает три основных типа фактов: ощущение дает нам первое знакомство с окружающим миром (как учила шотландская школа здравого смысла); наша собственная деятельность обнаруживает факт человеческой свободы; и разум позволяет нам постичь определенные фундаментальные и объективно значимые принципы. Главных принципов разума два: субстанция и причинность. Благодаря им мы понимаем, каким образом Я и мир (Я и не-Я, в терминологии Фихте) связаны в последней субстанции, Боге, причинная креативная деятельность которого придает Вселенной рациональную структуру. Психология тем самым завершается онтологией и дает санкцию моральным и эстетическим принципам.

Среди работ Кузена - Философия сенсуализма в 18 веке (Philosophie sensualiste au 18e siecle, 1819); предисловия к Философским фрагментам (Fragments philosophique, 1826) и Новым философским фрагментам (Nouveaux fragments philosophique, 1828); Метафизика Аристотеля (De la

mtaphysique d'Aristote, 1835); Об истине, красоте и добре (Du vrai, du beau et du bien, 1836); Курс истории новой философии (Cours d'histoire de la philosophie moderne, 1841-1846); Этюды о Паскале (Etudes sur Pascal, 1842); ряд исследований о выдающихся женщинах 17 в. Умер Кузен в Каннах (Франция) 13 января 1867.

кузен, виктор

(Cousin, Victor) (1792-1867), французский философ, деятель образования и историк , родился в Париже 28 ноября 1792 в семье ремесленника. Благодаря случаю получил образование в лицее Карла Великого, а затем в Высшем педагогическом институте. Начал преподавательскую деятельность в Высшем педагогическом институте в 1815 с лекций о философии здравого смысла. Испытал влияние И.Канта. Путешествовал по Германии, где встречался с Г.В.Ф.Гегелем, Ф.Шеллингом и Ф.Якоби. Защита Кузен ом конституционного правления привела к его увольнению в 1820. В 1828 был восстановлен в должности, а с 1830, после возведения на престол Луи Филиппа, пользовался всемерной поддержкой правительства, стал пэром Франции и членом Государственного совета, членом Французской академии и с 1834 - ректором Высшего педагогического института. Кузен разработал философскую систему, которой он сам дал ( по-видимому , неудачное) наименование эклектизма, а его критики (с большим основанием) - спиритуализма. Он разделял всю философию на следующие четыре типа систем: сенсуализм , идеализм , скептицизм и мистицизм , видя в каждой из них элементы истины. Философ ия эклектизма - кульминация исторического процесса; она возникает из элементов, составляющих ту или иную историческую эпоху. Кузен был во всех отношениях человеком умеренным и склонным к компромиссам. Благодаря своей осторожности, направленной против крайностей, с одной стороны, сенсуализма Кондильяка и атеизма и детерминизма, к которым тот приводил, а с другой стороны - католицизма и традиций схоластики, он завоевал широкое общественное признание . Редкий ораторский талант сделал философа популярным у нескольких поколений студентов. В 1840, после того как Гизо стал премьер-министром, Кузен был назначен министром просвещения. Вопреки пожеланиям католиков он сохранил преподавание философии в средней школе, однако заставил учителей подчиниться его представлениям о том, какую именно философию преподавать . В 1848 был вынужден уйти в отставку. Кузен плодотворно работал в области истории философии, благодаря ему этот предмет вошел в моду. Издавал работы Прокла, Абеляра, Декарта и Мен де Бирана, переводил Платона. В противоположность скептицизму Дэвида Юма и других мыслителей 18 в., Кузен придерживался психологического подхода, который пробивал себе путь благодаря деятельности Ф.Мен де Бирана во Франции и Томаса Рида в Шотландии. В поздний период творчества под влиянием Шеллинга Кузен добавил к этому подходу идеи романтико-космологического рода . Философия должна всегда начинать с анализ а сознания. Этот анализ обнаруживает три основных типа факт ов: ощущение дает нам первое знакомство с окружающим миром (как учила шотландская школа здравого смысла); наша собственная деятельность обнаруживает факт человеческой свободы; и разум позволяет нам постичь определенные фундаментальные и объективно значимые принципы . Главных принципов разума два: субстанция и причинность . Благодаря им мы понимаем, каким образом Я и мир (Я и не-Я, в терминологии Фихте ) связаны в последней субстанции, Боге, причинная креативная деятельность которого придает Вселенной рациональную структуру. Психология тем самым завершается онтологией и дает санкцию моральным и эстетическим принципам. Среди работ Кузена - Философия сенсуализма в 18 веке (Philosophie sensualiste au 18e siecle, 1819); предисловия к Философским фрагментам (Fragments philosophique, 1826) и Новым философским фрагментам (Nouveaux fragments philosophique, 1828); Метафизика Аристотеля (De la mtaphysique d'Aristote, 1835); Об истине, красоте и добре (Du vrai, du beau et du bien, 1836); Курс истории новой философии (Cours d'histoire de la philosophie moderne, 1841-1846); Этюды о Паскале (Etudes sur Pascal, 1842); ряд исследований о выдающихся женщинах 17 в. Умер Кузен в Каннах (Франция) 13 января 1867.

Однокоренные и похожие слова:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари