(1818-1885), русский правовед , историк , публицист . Родился в Петербурге 4 ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства. С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии . Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. Умер Кавелин в Петербурге 3 мая 1885. Увлекавшийся в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам ( особенно к А.С.Хомякову), Кавелин под влиянием Белинского, а позднее Герцена и Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: Задачи психологии (1872) и Задачи этики (1884). "Очень осторожный мыслитель", по характеристике В.В.Зеньковского, Кавелин был склонен к философскому скептицизму и релятивизму ("в мире нет безусловных начал или принципов - все в нем условно и относительно"). Он всегда стремился избегать крайностей как "отвлеченного" идеализма ("метафизические мира жи"), так и последовательного материализма. "Знание возникает из человека, существует лишь в нем и для него . Пытаться объяснить , а тем более выводить психическую жизнь из физической и наоборот - значит попадать в заколдованный круг". Высоко оценивая значение объективного знания "точных наук", Кавелин возлагал особые надежды на психологию, считая, что лишь она одна "может разрешить задачу, на которую не дает ответа ни философия , ни естествознание". Такой задачей он считал понимание внутреннего мира личности. При всей своей философской "осторожности" Кавелин все же не смог избежать субъективизма, фактически признавая "первичность" внутреннего, психического опыта личности: "Мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира". Мыслитель-либерал, Кавелин отводил решающую роль в понимании истории личностному началу. "Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию.., существование без начала личности невозможно ... Личность , осознающая сама по себе свое бесконечное , безусловное достоинство , - есть необходимое условие всякого духовного развития народа". Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении "начала личности", что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества. "Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности". В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых "сверху".
Что такое кавелин, константин дмитриевич? Значение кавелин, константин дмитриевич в энциклопедии Кольера
кавелин, константин дмитриевич -
(1818-1885), русский правовед, историк, публицист. Родился в Петербурге 4 ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства. С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. Умер Кавелин в Петербурге 3 мая 1885.
Увлекавшийся в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам (особенно к А.С.Хомякову), Кавелин под влиянием Белинского, а позднее Герцена и Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: Задачи психологии (1872) и Задачи этики (1884). "Очень осторожный мыслитель", по характеристике В.В.Зеньковского, Кавелин был склонен к философскому скептицизму и релятивизму ("в мире нет безусловных начал или принципов - все в нем условно и относительно"). Он всегда стремился избегать крайностей как "отвлеченного" идеализма ("метафизические миражи"), так и последовательного материализма. "Знание возникает из человека, существует лишь в нем и для него. Пытаться объяснить, а тем более выводить психическую жизнь из физической и наоборот - значит попадать в заколдованный круг". Высоко оценивая значение объективного знания "точных наук", Кавелин возлагал особые надежды на психологию, считая, что лишь она одна "может разрешить задачу, на которую не дает ответа ни философия, ни естествознание". Такой задачей он считал понимание внутреннего мира личности. При всей своей философской "осторожности" Кавелин все же не смог избежать субъективизма, фактически признавая "первичность" внутреннего, психического опыта личности: "Мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира".
Мыслитель-либерал, Кавелин отводил решающую роль в понимании истории личностному началу. "Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию.., существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, - есть необходимое условие всякого духовного развития народа". Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении "начала личности", что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества. "Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности". В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых "сверху".
Соседние слова
Что такое кабот, себастьянЧто значит кавабата, ясунари
Что означает каваллини, пьетро
Значение кавафис, константинос
↑ кавелин, константин дмитриевич ↓
Что такое кавендиш, генри
Что значит кавитация
Что означает кавур, камилло бенсо ди
Значение кагава, тоёхико
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- казахстан: население - б. язык - К статье КАЗАХСТАН: НАСЕЛЕНИЕ До распада СССР русский язык ...
- казахстан: население - К статье КАЗАХСТАН В 1998 население Казахстана составляло 15 ...
- казахстан: культура - в. средства массовой информации - К статье КАЗАХСТАН: КУЛЬТУРА Права и обязанности средств массовой ...
- казахстан: культура - а. образование - К статье КАЗАХСТАН: КУЛЬТУРА Казахстан унаследовал свою систему образования ...
- казахстан: история - К статье КАЗАХСТАН Большинство легенд называют основателем казахской нации ...
- казахстан - Республика Казахстан, государство в Центральной Азии. С 1936 ...
- казандзакис, никос - (18831957), греческий писатель, отнесенный некоторыми критиками к разряду ...
- йоханан бен заккай - (ум. ок. 80), ведущий фарисейский законоучитель 1 в. ...
- йорданс, якоб - (Jordaens, Jacob) (15931678), фламандский живописец эпохи барокко. Родился ...
- йом-киппур - День искупления или Судный день, еврейский праздник, священный ...
- йоахим, йозеф - (Joachim, Joseph) (18311907), венгерский скрипач. Родился 28 июня ...
- йеснер, леопольд - (Jessner, Leopold) (18781945), немецкий театральный режиссер. Родился 3 ...
- йенсен, йоханнес вильхельм - (Jensen, Johannes Vilhelm) (18731950), датский романист. Родился 20 ...
- йемен: экономика - в. обрабатывающая промышленность - К статье ЙЕМЕН: ЭКОНОМИКА Крупнейшие промышленные предприятия находятся в ...
- хит, эдуард ричард - (Heath, Edward Richard) (р. 1916), премьерминистр Великобритании в ...