(1882-1952), русский философ, историк-медиевист. Родился 1 декабря 1882 в Петербурге. В 1901-1906 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1913 защитил магистерскую, а в 1916 - докторскую диссертации. Обе были посвящены итальянскому Средневековью. В 1922 он был избран ректором Петроградского университета. Однако в том же году, вместе с другими деятелями культуры, Карсавин был выслан из страны. В эмиграции (Берлин, затем Париж) Карсавин публикует ряд философских трудов: Философ ия истории (1923), О началах (1925) и др. В 1928 становится профессором Каунасского университета. В 1949 Карсавин был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. В нечеловеческих лагерных условиях, смертельно больной мыслитель буквально до последних дней продолжал заниматься творчеством, писал религиозно-философские сочинения, создавал шедевры философской поэзии, духовно поддерживал других заключенных. Источники метафизики всеединства Карсавина весьма обширны. Можно говорить о влиянии гностицизма, неоплатонизма, бл. Августина, восточной патристики, Николая Кузанского, А.С.Хомякова и Вл.С.Соловьева. Своеобразие карсавинской метафизики связано с развитыми им принцип ами методологии исторического исследования. Карсавин-историк решал задачи реконструкции иерархического мира средневековой культуры, обращая особое внимание на внутреннее единство различных ее сфер. Для идентификации "коллективного" в культурно-исторической реальности он ввел понятия "общего фонда" (общего типа сознания) и "среднего человека" - индивида, в сознании которого доминируют основные установки "общего фонда". Само человечество рассматривалось Карсавиным как результат самораскрытия Абсолют а, как богоявление ( теофания ). Мыслитель делает принцип триединства центральным в своей онтологии и историософии (первоединство - разъединение - восстановление ). История в своих онтологических основаниях телеологична: Бог, Абсолют является источником и целью исторического бытия человечества как "всеединого субъекта истории". Человечество и тварный мир в целом представляют несовершенную иерархическую систему. Тем не менее это именно единая система , динамику которой, ее стремление вернуться к божественной полноте , к "обожению" определяет принцип триединства. Внутри человечества-субъекта действуют (индивидуализируются) субъекты низших порядков: культуры, народы, социальные слои и группы и, наконец , конкретные индивиды. Все эти "всеединые" объединения Карсавин именует симфоническими (коллективными) личностями. Все они несовершенны в своем единстве ("стяженное единство") но в то же время органический иерархизм разнообразных исторических сообществ указывает на возможность единства (симфонии) несоизмеримо более высокого порядка. Путь же "единства" механического, лишенного исторической органики и метаисторической цельности, связанный с неизбежно й "атомизацией" индивида в рамках индивидуалистической идеологии либо его обезличивания под давлением идеологий тоталитарного типа, неизбежно оказывается тупиковым. Умер Карсавин в Абези ( Коми АССР) 20 июля 1952.
Что такое карсавин, лев платонович? Значение карсавин, лев платонович в энциклопедии Кольера
карсавин, лев платонович -
(1882-1952), русский философ, историк-медиевист. Родился 1 декабря 1882 в Петербурге. В 1901-1906 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1913 защитил магистерскую, а в 1916 - докторскую диссертации. Обе были посвящены итальянскому Средневековью. В 1922 он был избран ректором Петроградского университета. Однако в том же году, вместе с другими деятелями культуры, Карсавин был выслан из страны. В эмиграции (Берлин, затем Париж) Карсавин публикует ряд философских трудов: Философия истории (1923), О началах (1925) и др. В 1928 становится профессором Каунасского университета. В 1949 Карсавин был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. В нечеловеческих лагерных условиях, смертельно больной мыслитель буквально до последних дней продолжал заниматься творчеством, писал религиозно-философские сочинения, создавал шедевры философской поэзии, духовно поддерживал других заключенных.
Источники метафизики всеединства Карсавина весьма обширны. Можно говорить о влиянии гностицизма, неоплатонизма, бл. Августина, восточной патристики, Николая Кузанского, А.С.Хомякова и Вл.С.Соловьева. Своеобразие карсавинской метафизики связано с развитыми им принципами методологии исторического исследования. Карсавин-историк решал задачи реконструкции иерархического мира средневековой культуры, обращая особое внимание на внутреннее единство различных ее сфер. Для идентификации "коллективного" в культурно-исторической реальности он ввел понятия "общего фонда" (общего типа сознания) и "среднего человека" - индивида, в сознании которого доминируют основные установки "общего фонда".
Само человечество рассматривалось Карсавиным как результат самораскрытия Абсолюта, как богоявление (теофания). Мыслитель делает принцип триединства центральным в своей онтологии и историософии (первоединство - разъединение - восстановление). История в своих онтологических основаниях телеологична: Бог, Абсолют является источником и целью исторического бытия человечества как "всеединого субъекта истории". Человечество и тварный мир в целом представляют несовершенную иерархическую систему. Тем не менее это именно единая система, динамику которой, ее стремление вернуться к божественной полноте, к "обожению" определяет принцип триединства. Внутри человечества-субъекта действуют (индивидуализируются) субъекты низших порядков: культуры, народы, социальные слои и группы и, наконец, конкретные индивиды. Все эти "всеединые" объединения Карсавин именует симфоническими (коллективными) личностями. Все они несовершенны в своем единстве ("стяженное единство") но в то же время органический иерархизм разнообразных исторических сообществ указывает на возможность единства (симфонии) несоизмеримо более высокого порядка. Путь же "единства" механического, лишенного исторической органики и метаисторической цельности, связанный с неизбежной "атомизацией" индивида в рамках индивидуалистической идеологии либо его обезличивания под давлением идеологий тоталитарного типа, неизбежно оказывается тупиковым.
Умер Карсавин в Абези (Коми АССР) 20 июля 1952.
Соседние слова
Что такое каррель, алексисЧто значит каррера андраде, хорхе
Что означает каррера, рафаэль
Значение каррьер, эжен
↑ карсавин, лев платонович ↓
Что такое карта
Что значит карта: история развития картографии
Что означает карта: методы картографирования
Значение карта: некоторые картографические проекции
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- касатик - ирис, пивники (Iris), род трав семейства касатиковых (Iridaceae). ...
- карфаген: связи с другими народами - К статье КАРФАГЕН Древнейшими соперниками карфагенян были финикийские колонии ...
- карфаген: карфагенская цивилизация - а. сельское хозяйство - К статье КАРФАГЕН: КАРФАГЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Карфагеняне были искусными земледельцами. ...
- карфаген: город и держава - К статье КАРФАГЕН Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине ...
- карузо, энрико - (Caruso, Enrico) (18731921), итальянский драматический тенор, один из ...
- картрайт, эдмунд - (Cartwright, Edmund) (17431823), английский изобретатель. Родился 24 апреля ...
- картер, ник - (Carter, Nick), герой детективных историй популярной в конце ...
- карпаччо, витторе - (Carpaccio, Vittore) (ок. 1460 ок.1526), венецианский живописец ...
- каролингская династия - вторая линия франкских королей, которая сменила в 751 ...
- карнотит - радиоактивный минерал, водный ванадат калия и уранила K2(UO2)2V2O8·3H2O, ...
- карно - французская семейная династия государственных деятелей и ученых конца ...
- карнарвон, джордж эдвард стэнхоуп молино герберт - (Carnarvon, George Edward Stanhope Molyneux Herbert) (18661923), граф, ...
- карнак египетский - комплекс храмов в 2,4 км к северу от ...
- кармона, антониу оскар ди фрагозу - (Carmona, Antonio Oscar de Fragoso) (18691951), португальский генерал, ...
- космический корабль шаттл: история создания - г. верхние ступени - К статье КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ШАТТЛ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В середине ...