Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое , пассивное и активное, мягкое и твердое , внутреннее и внешнее , нижнее и верхнее , женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки. В Го юй (5-3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) - соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) с взаимо действие м инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзин а "покой" и "движение" (см. ДУН - ЦЗИН). В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотического" - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) (Дао дэ цзин). В процессуальном аспекте главный закон инь-ян - дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: " одно инь1, одно ян1 - это и есть дао" (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие , но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) - прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений. Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения , а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания: "Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе - в ян1"; "в ян1 - высокое начало , в инь1 - низкое" (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.
Что такое инь-ян? Значение слова инь-ян в энциклопедии Кольера
инь-ян -
Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
В Го юй (5-3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) - соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзина "покой" и "движение" (см. ДУН - ЦЗИН). В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотического" - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) (Дао дэ цзин). В процессуальном аспекте главный закон инь-ян - дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: "одно инь1, одно ян1 - это и есть дао" (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) - прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений.
Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания: "Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе - в ян1"; "в ян1 - высокое начало, в инь1 - низкое" (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.
Соседние слова
Что такое информации накопление и поиск: применение средств поиска информацииЧто значит информации накопление и поиск: процесс накопления и поиска информации
Что означает информации накопление и поиск: типы информационных систем
Значение информации накопление и поиск: яблоня : 23,25,27,31,38
↑ инь-ян ↓
Что такое инь-ян цзя
Что значит иоанн
Что означает иоанн i
Значение иоанн ii
Значение слова инь-ян в других словарях:
- Что такое инь-ян? Словарь символов
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- иордания: история - б. британский мандат - К статье ИОРДАНИЯ: ИСТОРИЯ Британцы выполнили обещания, данные шерифу ...
- иордания: история - К статье ИОРДАНИЯ ...
- иордания - королевство в ЮгоЗападной Азии, расположенное на крайнем северозападе ...
- ионеско, эжен - (Ionesco, Eugne) (19091994), французский драматург, один из ведущих ...
- иод - I (iodum), неметаллический химический элемент VIIА подгруппы периодической ...
- иоанн креститель - согласно евангельскому рассказу, "предтеча" (предшественник) Христа. Наиболее пространный ...
- иоанн дамаскин, св. - (ок. 676 ок. 754), выдающийся христианский богослов, ...
- интернет и другие компьютерные сети - в. территориальные сети - К статье ИНТЕРНЕТ И ДРУГИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ Такие сети ...
- интернет и другие компьютерные сети - а. типы сетей - К статье ИНТЕРНЕТ И ДРУГИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ Существуют компьютерные ...
- интеллект искусственный: искусственный интеллект и окружающий мир - К статье ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ Предполагается, что интеллектуальные машины должны ...
- интеллект - Принято различать два основных смысла термина "интеллект" ...
- интегральная схема - микроэлектронная схема, сформированная на крошечной пластинке (кристаллике, или ...
- инсулин - белковый гормон, вырабатываемый поджелудочной железой и регулирующий уровень ...
- инки: падение инкской империи - К статье ИНКИ До сих пор трудно понять, каким ...
- эстония: культура - в. музеи, библиотеки и наука - К статье ЭСТОНИЯ: КУЛЬТУРА Эстонский национальный музей, созданный в ...