Что такое хань шу? Значение хань шу в энциклопедии Кольера

хань шу -

Книга <о династии> Хань, История <династии> Хань. Другое название - Цянь Хань шу (Книга о Ранней <династии> Хань, История Ранней Хань). Официальная история династии Западная (Ранняя) Хань (206 до н.э. - 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым историко-энциклопедическое произведение такого рода - Исторические записки (Ши цзи) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.), но отличается от него соотнесенностью с одной династией, а не всеми прошедшими эпохами, что было в дальнейшем канонизировано официальной историографией. По своему мировоззрению китайский Геродот - Сыма Цянь склонялся к даосизму. Главный же автор-составитель Хань шу - придворный историк Бань Гу (1 в.) - самим названием подчеркивал связь этого труда с конфуцианским каноническим сводом исторических документов Шан шу. В современный текст Хань шу, восходящий к печатному изданию 1034-1037 годов и номинально состоящий из 100 цзюаней ("свитков") (реально - из 120), входят некоторые цзюани, написанные Бань Бяо, отцом Бань Гу (по крайней мере № 9, 10, 73, 84, 98), Бань Чжао, сестрой Бань Гу (№ 13-20), и Ма Сюем (№ 26). Философской проблематикой пронизаны цзюани 21-30, составляющие раздел Чжи (Трактаты), в котором излагаются также естественнонаучные, социально-экономические, географико-этнографические, правовые, исторические, искусствоведческие и другие сведения и теории. Богатый историко-философский материал содержат биографии философов, входящие в раздел Ле чжуань (Жизнеописания), в частности, в цзюань 56 включены Три доклада о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ) Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), существенно дополняющие корпус его сочинений. Основанный на материалах Лю Сяна и его сына Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.) цзюань 30 (И вэнь чжи - Библиографический трактат, вариант перевода - Трактат о литературе и искусствах) представляет собой древнейший универсальный каталог китайской литературы, охватывающий 596 авторов, в том числе 189 философов, сгруппированных в 10 школ (ши цзя). К шести выделенным в Ши цзи философским школам - конфуцианство, даосизм, инь-ян цзя (школа "темного и светлого" начал, "натурфилософия"), легизм, мин цзя (школа имен, номенализм) и моизм - здесь прибавлены цзун-хэн цзя ("дипломаты", "политологи"), цза цзя ("эклектики", "энциклопедисты"), нун цзя ("аграрники") и сяо-шо цзя ("фольклористы", собиратели "малых поучений"). Происхождение каждой школы возведено к определенной категории чиновников: конфуцианство - к чиновникам, ведавшим культом и просвещением, даосизм - к историкам, инь-ян цзя - к астрономам-астрологам, легизм - к правоведам-судейским, мин цзя - к церемониймейстерам, моизм - к храмовым сторожам, цзун-хэн цзя - к дипломатам, цза цзя - к политическим советникам, нун цзя - к распорядителям сельскохозяйственных работ, сяо-шо цзя - к мелким чиновникам-информаторам, следившим за народной молвой. Кроме того, в специальные разделы выделены каноническая литература (см. ШИ САНЬ ЦЗИН), сочинения по военному искусству (см. БИН ЦЗЯ) и математике. В цзюане 20 дана оригинальная классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифической древности до конца 3 в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам. Наиболее высоко здесь оценены конфуцианцы, за ними в порядке понижения значимости следуют моисты, даосы, легисты, мин цзя. В цзюане 23, представляющем собой правовой трактат, Бань Гу воспроизвел близкие ему взгляды Сюнь Куана (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.). В Хань шу признается необходимость сочетания в управлении государством этико-ритуальных норм (ли2) и юридических законов (фа1), широкого контроля государства над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала. В духе учения Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.) отстаивается правомерность устранения порочного государя (см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ) и целесообразность организации сельского хозяйства по утопической системе "колодезных полей" (цзин тянь). В цзюане 27 обобщенно изложено универсально-классификационистское и общеметодологическое учение о "пяти элементах" (у син1).

хань шу

Книга династии > Хань , История Хань. Другое название - Цянь Хань шу (Книга о Ранней Хань, История Ранней Хань). Официальная история династии Западная (Ранняя) Хань (206 до н.э. - 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым историк о-энциклопедическое произведение такого рода - Исторические записки (Ши цзи) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.), но отличается от него соотнесенностью с одной династией, а не всеми прошедшими эпохами, что было в дальнейшем канонизировано официальной историографией. По своему мировоззрению китайский Геродот - Сыма Цянь склонялся к даосизм у. Главный же автор-составитель Хань шу - придворный историк Бань Гу (1 в.) - самим названием подчеркивал связь э того труда с конфуцианским каноническим сводом исторических документов Шан шу. В современный текст Хань шу, восходящий к печатному изданию 1034-1037 годов и номинально состоящий из 100 цзюаней ("свитков") ( реально - из 120), входят некоторые цзюани, написанные Бань Бяо, отцом Бань Гу (по крайней мере № 9, 10, 73, 84, 98), Бань Чжао , сестрой Бань Гу (№ 13-20), и Ма Сюем (№ 26). Философской проблематикой пронизаны цзюани 21-30, составляющие раздел Чжи ( Трактат ы), в котором излагаются также естественнонаучные, социально-экономические, географико-этнографические, правовые, исторические, искусствоведческие и другие сведения и теории . Богатый историко-философский материал содержат биографии философов , входящие в раздел Ле чжуань (Жизнеописания), в частности, в цзюань 56 включены Три доклада о Небе и человеке ( Тянь жэнь сань цэ) Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), существенно дополняющие корпус его сочинений. Основанный на материалах Лю Сяна и его сына Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.) цзюань 30 (И вэнь чжи - Библиографический трактат, вариант перевода - Трактат о литературе и искусствах) представляет собой древнейший универсальный каталог китайской литературы, охватывающий 596 авторов, в том числе 189 философов, сгруппированных в 10 школ (ши цзя). К шести выделенным в Ши цзи философским школа м - конфуцианство , даосизм, инь-ян цзя (школа "темного и светлого" начал, "натурфилософия"), легизм , мин цзя (школа имен, номенализм) и моизм - здесь прибавлены цзун-хэн цзя ("дипломаты", "политологи"), цза цзя ("эклектики", "энциклопедисты"), нун цзя ("аграрники") и сяо-шо цзя ("фольклористы", собиратели "малых поучений"). Происхождение каждой школы возведено к определенной категории чиновников: конфуцианство - к чиновникам, ведавшим культом и просвещением, даосизм - к историкам, инь-ян цзя - к астрономам-астрологам, легизм - к правоведам-судейским, мин цзя - к церемониймейстерам, моизм - к храмовым сторожам, цзун-хэн цзя - к дипломатам, цза цзя - к политическим советникам, нун цзя - к распорядителям сельскохозяйственных работ, сяо-шо цзя - к мелким чиновникам-информаторам, следившим за народной молвой. Кроме того, в специальные разделы выделены каноническая литература (см. ШИ САНЬ ЦЗИН), сочинения по военному искусству (см. БИН ЦЗЯ) и математике. В цзюане 20 дана оригинальная классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифической древности до конца 3 в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам. Наиболее высоко здесь оценены конфуцианцы, за ними в порядке понижения значимости следуют моисты, даосы, легисты , мин цзя. В цзюане 23, представляющем собой правовой трактат, Бань Гу воспроизвел близкие ему взгляды Сюнь Куана (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.). В Хань шу признается необходимость сочетания в управлении государством этико-ритуальных норм (ли2) и юридических законов (фа1), широкого контроля государства над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала. В духе учения Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.) отстаивается правомерность устранения порочного государя (см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ) и целесообразность организации сельского хозяйства по утопической системе "колодезных полей" ( цзин тянь). В цзюане 27 обобщенно изложено универсально-классификационистское и общеметодологическое учение о "пяти элементах" (у син1).

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • хейденстам, вернер фон - (Heidenstam, Verner von) (18591940), шведский писатель. Единственный сын ...
  • хейвуд, джон - (Heywood, John) (ок. 1497 ок. 1580), английский ...
  • хеббель, кристиан фридрих - (Hebbel, Christian Friedrich) (18131863), немецкий драматург и лирический ...
  • хвойные - группа семенных сосудистых растений, составляющая в разных классификационных ...
  • хафиз - (псевд.; букв. знающий Коран наизусть) (ок. 13201390), ...
  • хаусман, джон - (Houseman, John) (19021988), американский продюсер, режиссер, педагог и ...
  • хатчесон, фрэнсис - (Hutcheson, Francis) (16941746), шотландскоирландский педагог и философ, родился ...
  • халцедон - минерал, скрытокристаллическая разновидность кварца SiO2, состоящая из тончайших ...
  • халкидонский собор - IV Вселенский собор, созванный в 451 императором Маркианом ...
  • халиф - (араб. "халифа" "преемник", "заместитель"), титул исламского правителя ...
  • хаксли, джулиан - (Huxley, Julian) (18871975), английский биолог, родился в Лондоне ...
  • хайме ii справедливый - (Jaime II el Justo) (ок. 12641327), король Сицилии ...
  • хайле селассие - (Haile Selassie) (18921975), император Эфиопии с 1930 по ...
  • хазары - кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к ...
  • дерево: размножение деревьев - К статье ДЕРЕВО Обычно деревья размножаются семенами, но в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари