Что такое гуйгу-цзы? Значение слова гуйгу-цзы в энциклопедии Кольера

гуйгу-цзы -

"Учитель из Ущелья навей". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально: "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных <политических связей>"), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже. Современный текст Гуйгу-цзы, основанный на комментированной редакции Тао Хунцзина (455-536), снабженный послесловием Жуань Юаня (1764-1849) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянь), две из которых ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, которому приписывается еще одно сочинение - Гуйгу-цзы тянь суй лин вэнь (Духовные письмена Учителя из Ущелья навей о небесной сердцевине - два "свитка"), как и Гуйгу-цзы, входящее в каноническое собрание даосских текстов Дао цзан (Сокровищница дао). В "Каталоге к Дао цзану" (Дао цзан му лу, 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в Ши цзи (гл. 69, 70) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзун-хэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что Гуйгу-цзы - это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), который, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании Гуйгу-цзы.

Выраженные в трактате воззрения в основном представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное" - ци1) и "принципосообразное" (ли1), но "телесно" (син2) не оформленное исходное состояние которого названо "утонченным духом" (шэнь лин). Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди), инь1 и ян1, "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ2), которые вместе с аналогичной парой "ли" (синоним "бай") и "хэ2" из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот, философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим название гл. 5. Но, "чтобы знать других людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь1)" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь1) является главным среди пяти "пневм" человека; остальные четыре - "горняя душа" (хунь), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин3), "воля" (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) "рождаются" от "реалий" (ши2), а "реалии" - от "принципов" (ли1). Совместно выражая чувственные свойства (цин2), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ1).

гуйгу-цзы

"Учитель из Ущелья навей ". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя ( буквально : "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных "), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому , сформированный или даже написанный значительно позже . Современный текст Гуйгу-цзы, основанный на комментированной редакции Тао Хунцзина (455-536), снабженный послесловием Жуань Юаня (1764-1849) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянь), две из которых ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, которому приписывается еще одно сочинение - Гуйгу-цзы тянь суй лин вэнь (Духовные письмена Учителя из Ущелья навей о небесной сердцевине - два "свитка"), как и Гуйгу-цзы, входящее в каноническое собрание даосских текстов Дао цзан ( Сокровищница дао). В "Каталоге к Дао цзану" (Дао цзан му лу, 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в Ши цзи (гл. 69, 70) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзун-хэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение , что Гуйгу-цзы - это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), который , вероятно , в той или иной мере участвовал в создании Гуйгу-цзы. Выраженные в трактате воззрения в основном представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное" - ци1) и "принципосообразное" (ли1), но "телесно" (син2) не оформленное исходное состояние которого названо "утонченным духом" ( шэнь лин). Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди), инь1 и ян1, "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ2), которые вместе с аналогичной парой "ли" ( синоним "бай") и "хэ2" из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот , философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь ), давшим название гл. 5. Но, "чтобы знать других людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь1)" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь1) является главным среди пяти "пневм" человека; остальные четыре - "горняя душа" ( хунь ), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин3), "воля" (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) "рождаются" от "реалий" (ши2), а "реалии" - от "принципов" (ли1). Совместно выражая чувственные свойства (цин2), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ1).

Значение слова гуйгу-цзы в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • гуссерль, эдмунд - (Husserl, Edmund) (18591938), немецкий философ, основатель феноменологии как ...
  • гуситы - последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок. 13691415); ...
  • гуси: дикие гуси - К статье ГУСИ Диких гусей разделяют на несколько родов, ...
  • гусак, густав - (Husk, Gustav) (19131991), политический деятель Чехословакии, родился 10 ...
  • гус, хуго ван дер - (Goes, Hugo van der) (между 1430 и 14401482), ...
  • гурджары - народ неизвестного происхождения, появившийся в Западной Индии одновременно ...
  • гунсунь лун - Гунсунь Лунцзы, Цзыбин (середина 4 в. до н.э. ...
  • гуань-цзы - один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 ...
  • гу яньу - Гу Тинлинь. Гу Нинжэнь (16131682), китайский философконфуцианец, просветительпатриот ...
  • грюневальд, маттиас - (Grunewald, Matthias; Mathis Gothardt Neithardt) (работал в 15001528), ...
  • грэхем, марта - (Graham, Martha) (18941991), американская танцовщица, педагог и хореограф ...
  • грэм, кеннет - (Grahame, Kenneth) (18591932), шотландский писатель. Родился 8 марта ...
  • грызуны - (Rodentia), самый большой, как по общей численности особей, ...
  • груша обыкновенная - груша лесная (Pyrus communis), плодовое дерево или кустарник ...
  • вторая мировая война: поворот событий: 1942 - К статье ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА Первые операции американских войск ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари