(1822-1864), русский литературный и театральный критик , поэт , эстетик . Родился 16 июля 1822 в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850-1856 - ведущий критик т.н. молодой редакции журнала "Москвитянин", по своим взглядам близкой славянофильству. Выступал с позиций почвенничества в журналах братьев М.М. и Ф.М.Достоевских ("Время" и "Эпоха"). Философско-эстетические воззрения Григорьев а формировались под влиянием эстетики романтизма (Карлейля, Шеллинга, Эмерсона) и славянофильства ( прежде всего Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов "почвенника" Григорьева с учением "старших" славянофилов - признание определяющего значения национально-патриархального и религиозного начал в народной жизни - сочеталось в его творчестве с существенной корректировкой этого учения , критикой абсолютизации славянофилами "общинного начала " ("мысль об уничтожении личности общностью в нашей русской душе... слабая сторона славянофильства"), "пуританских" суждений о русской литературе и невнимания к новым жизненным силам русского общества ("бытию... великорусской промышленной России"). Григорьев отстаивал также идею единства русского народа до- и послепетровского периодов. По мнению Григорьева, и для славянофильства и для западничества характерно отвлеченное теоретизирование , схематическое ограничение исторической жизни ("кладут жизнь на Прокрустово ложе"). Однако общинный идеал славянофилов, при всей своей "книжности", все же, согласно Григорьеву, несравненно богаче положительным содержанием, чем программа западничества, идеал которого - единообразие ("казарменность", "мундирное человечество"). Наиболее полно философское миросозерцание Григорьева представлено в созданной им теории "органической критики". Понятие "органической критики" соответствует признанию "органичности" самого искусства, в произведениях которого находят синтетическое воплощение "органические начала жизни". Искусство не отражает жизнь в смысле ее копирования, а само есть часть жизненного процесс а, его "идеальное выражение". Апология искусства в шеллингианско-романтическом ключе как "вечного органона" философской мысли служит у Григорьева основой понимания и высокой оценки реалистической традиции русской и мировой литературы. Григорьев определяет высшую форму реалистической художественной деятельности как гармоническое единство бессознательного творчества (процесс художественной типизации) и "идеального миросозерцания" (целостного духовного, органического восприятия художником действительности). "Правда жизни", включающая в интерпретации Григорьева и собственно эстетическое и нравственное в искусстве, наиболее полно, по его мнению, была воплощена русскими писателями: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Аксаковым, Островским. Доказывая бессодержательность концепции "чистого искусства", Григорьев в то же время признавал самодостаточность художественного творчества, "в себе самом носящего свое неотъемлемое право и оправдание", и видел "народность" искусства в способности воплощать в образы и идеалы "великие истины и тайны" народной жизни, которые, составляя ее сущность , действуют стихийно и неосознанно. Он упрекал революционно-демократическую критику в эстетическом и нравственном релятивизме, проводимом к тому же непоследовательно, так как отрицание "вечных жизненных идеалов" сочеталось в ней с абсолютизацией положений современных (т.н. "передовых" и "прогрессивных") теорий. В развитии Григорьевым славянофильского "органицизма" в понимании истории проявились черты, определившие связь его философских взглядов с последующими теориями циклов ( Данилевский , Леонтьев ). Это относится к критике Григорьевым "идеи отвлеченного человечества" и концепции прогресса ( идея "Сатурна-прогресса, постоянно пожирающего чад своих"), к определению им исторической реальности как совокупности своеобразных "органических типов" общественной жизни. Однако Григорьев, подчеркивая способность этих типов к "великому перерождению" и развитию, определенно признает диахроническое единство истории, и в этом существенное отличие его позиции от циклических моделей культурно-исторического процесса. Умер Григорьев в Петербурге 25 сентября 1864.
Что такое григорьев, аполлон александрович? Значение григорьев, аполлон александрович в энциклопедии Кольера
григорьев, аполлон александрович -
(1822-1864), русский литературный и театральный критик, поэт, эстетик. Родился 16 июля 1822 в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850-1856 - ведущий критик т.н. молодой редакции журнала "Москвитянин", по своим взглядам близкой славянофильству. Выступал с позиций почвенничества в журналах братьев М.М. и Ф.М.Достоевских ("Время" и "Эпоха"). Философско-эстетические воззрения Григорьева формировались под влиянием эстетики романтизма (Карлейля, Шеллинга, Эмерсона) и славянофильства (прежде всего Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов "почвенника" Григорьева с учением "старших" славянофилов - признание определяющего значения национально-патриархального и религиозного начал в народной жизни - сочеталось в его творчестве с существенной корректировкой этого учения, критикой абсолютизации славянофилами "общинного начала" ("мысль об уничтожении личности общностью в нашей русской душе... слабая сторона славянофильства"), "пуританских" суждений о русской литературе и невнимания к новым жизненным силам русского общества ("бытию... великорусской промышленной России"). Григорьев отстаивал также идею единства русского народа до- и послепетровского периодов. По мнению Григорьева, и для славянофильства и для западничества характерно отвлеченное теоретизирование, схематическое ограничение исторической жизни ("кладут жизнь на Прокрустово ложе"). Однако общинный идеал славянофилов, при всей своей "книжности", все же, согласно Григорьеву, несравненно богаче положительным содержанием, чем программа западничества, идеал которого - единообразие ("казарменность", "мундирное человечество").
Наиболее полно философское миросозерцание Григорьева представлено в созданной им теории "органической критики". Понятие "органической критики" соответствует признанию "органичности" самого искусства, в произведениях которого находят синтетическое воплощение "органические начала жизни". Искусство не отражает жизнь в смысле ее копирования, а само есть часть жизненного процесса, его "идеальное выражение". Апология искусства в шеллингианско-романтическом ключе как "вечного органона" философской мысли служит у Григорьева основой понимания и высокой оценки реалистической традиции русской и мировой литературы. Григорьев определяет высшую форму реалистической художественной деятельности как гармоническое единство бессознательного творчества (процесс художественной типизации) и "идеального миросозерцания" (целостного духовного, органического восприятия художником действительности). "Правда жизни", включающая в интерпретации Григорьева и собственно эстетическое и нравственное в искусстве, наиболее полно, по его мнению, была воплощена русскими писателями: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Аксаковым, Островским. Доказывая бессодержательность концепции "чистого искусства", Григорьев в то же время признавал самодостаточность художественного творчества, "в себе самом носящего свое неотъемлемое право и оправдание", и видел "народность" искусства в способности воплощать в образы и идеалы "великие истины и тайны" народной жизни, которые, составляя ее сущность, действуют стихийно и неосознанно. Он упрекал революционно-демократическую критику в эстетическом и нравственном релятивизме, проводимом к тому же непоследовательно, так как отрицание "вечных жизненных идеалов" сочеталось в ней с абсолютизацией положений современных (т.н. "передовых" и "прогрессивных") теорий. В развитии Григорьевым славянофильского "органицизма" в понимании истории проявились черты, определившие связь его философских взглядов с последующими теориями циклов (Данилевский, Леонтьев). Это относится к критике Григорьевым "идеи отвлеченного человечества" и концепции прогресса (идея "Сатурна-прогресса, постоянно пожирающего чад своих"), к определению им исторической реальности как совокупности своеобразных "органических типов" общественной жизни. Однако Григорьев, подчеркивая способность этих типов к "великому перерождению" и развитию, определенно признает диахроническое единство истории, и в этом существенное отличие его позиции от циклических моделей культурно-исторического процесса.
Умер Григорьев в Петербурге 25 сентября 1864.
Соседние слова
Что такое григ, эдвардЧто значит григорий назианзин, св.
Что означает григорий нисский, св.
Значение григорий турский
↑ григорьев, аполлон александрович ↓
Что такое грильпарцер, франц
Что значит гримальди
Что означает гримм, якоб и вильгельм
Значение гриммельсхаузен, ганс якоб кристофель
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- грузия - Республика Грузия, государство в Центральном и Западном Закавказье. ...
- грот, николай яковлевич - (18521899), русский философ, психолог. Родился в Хельсинки 18 ...
- грос, георг - (Grosz (Gross), George) (18931959), также Гросс, немецкий и ...
- гров, джордж - (Grove, George) (18201900), английский музыковед, редактор, основатель и ...
- гриффит, дэвид уорк - (Griffith, David Wark) (18751948), американский кинорежиссер. Родился 22 ...
- грифиус, андреас - (Gryphius, Andreas) (16161664), немецкий поэт, драматург. Родился 11 ...
- грипп: грипп животных - К статье ГРИПП Заболевание гриппом встречается и у животных, ...
- греческая литература: классический период - К статье ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Литературу классического периода удобнее рассматривать ...
- греческая литература: александрийская эпоха - К статье ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Глубокие перемены, произошедшие во всем ...
- греческая драма - У всех первобытных народов существовали религиозные ритуалы и ...
- греция: экономика - к. государственный бюджет - К статье ГРЕЦИЯ: ЭКОНОМИКА Основные источники доходов составляют: косвенные ...
- греция: экономика - и. внешняя торговля - К статье ГРЕЦИЯ: ЭКОНОМИКА Объем экспорта составил в 1996 ...
- греция: экономика - ж. транспорт и связь - К статье ГРЕЦИЯ: ЭКОНОМИКА Изза преобладания сильно пересеченного горного ...
- греция: экономика - д. энергетика - К статье ГРЕЦИЯ: ЭКОНОМИКА Потребности Греции в жидком топливе ...
- красители и крашение: процессы печатания - К статье КРАСИТЕЛИ И КРАШЕНИЕ С помощью печатания (набивки) ...