Что такое герцль, теодор? Значение герцль, теодор в энциклопедии Кольера

герцль, теодор -

(Herzl, Theodor) (1860-1904), основатель сионизма как политического движения. Родился в Будапеште 2 мая 1860 в еврейской семье, имевшей центральноевропейские (ашкеназийские), а со стороны отца - испано-португальские (сефардские) корни. Хотя Герцль был гражданином Австро-Венгрии, по языку и образованию он принадлежал к немецкой культуре.

Когда Герцлю исполнилось 18 лет, семья переехала в Вену, где он получил образование, а затем степень доктора юридических наук в Венском университете (1884). Вскоре Герцль оставил юридическую практику в судах Вены и Зальцбурга и посвятил себя литературному труду. К тридцати годам он уже написал 17 пьес (шесть из которых были поставлены на сцене) и множество статей, путевых заметок и сказок. Некоторые из них вошли в сборники Новости с Венеры (Neues von der Venus, 1887) и Книга глупости (Das Buch der Narrheit, 1888).

В 1891-1895 Герцль был парижским корреспондентом венской газеты "Нойе фрайе прессе", ведущего издания либерального направления в Центральной Европе. В эти годы Франция переживала период экономических скандалов, политического кризиса, социального противостояния и нарастающей волны антисемитизма, достигшего кульминации в деле Дрейфуса. Освещая эти события и наблюдая за скандировавшими "Смерть евреям!", Герцль выразил свою тревогу в пьесе Гетто (Das Ghetto, 1894, затем была переименована в Новое гетто, Das Neue Ghetto; поставлена в 1898), в которой изобразил психологическое воздействие антисемитизма на демократических, либерально настроенных евреев, привыкших к атмосфере гражданского равенства. Пережитый Герцлем шок привел к разработке им плана возрождения еврейского государства и заселения еврейским народом его исконных территорий. По плану Герцля, землю следовало купить, для чего требовались дипломатические переговоры. Аргументы в пользу таких шагов и детальный проект осуществления идеи движения изложены в его книге Еврейское государство (Der Judenstaat), вышедшей в Вене в 1896.

Герцль не знал, что его проект не был первым: то же политическое решение выдвигалось еврейскими мыслителями 1860-1880-х годов. Оригинальность нового плана заключалась в его конкретности - его необходимо было осуществить без промедления, не вдаваясь в долгие дискуссии. Следуя своим убеждениям, Герцль приступил к переговорам в качестве "государственного деятеля" без государства, правительства или какой-либо политически организованной группы. Не имея официального статуса и не обладая влиянием, Герцль обращался к правителям, государственным чиновникам и финансистам, вершившим судьбы Европы и Ближнего Востока. Среди них - кайзер Вильгельм II и статс-секретарь иностранных дел Бернхард фон Бюлов в Германии; султан Абдул-Хамид II в Турции; Джозеф Чемберлен и лорд Ланздаун в Англии; В.К.Плеве и С.Ю.Витте в России; папа Пий X, кардинал Мерри дель Валь и король Италии в Риме; барон де Гирш и барон де Ротшильд в еврейской среде.

Созванный по инициативе Герцля 1-й Сионистский конгресс основал организацию, которая должна была представлять евреев как политическую силу, а именно Всемирную сионистскую организацию (август 1897). Движение имело целью развитие национального самосознания евреев через обучение основам еврейской религии, ивриту, знакомство с еврейской литературой и искусством, а также укрепление решимости евреев построить еврейское государство в Палестине. Возглавляемая Герцлем организация начала собирать средства, необходимые для образования нового государства. Герцль организовал выпуск на немецком языке сионистской газеты "Ди вельт" ("Die Welt", 1897).

Герцль был исключительно предан идее независимого еврейского государства; несмотря на отсутствие ощутимых результатов, его колоссальная энергия и самоотверженные усилия были неистощимы. За исключением правительства Великобритании (предложившего территорию в Уганде), правительства других государств относились к его идее враждебно или недоверчиво, и даже дружески расположенные политики сомневались в финансовых возможностях сионизма и способности евреев поселиться на новом месте и построить свое государство. Кроме того, неблагоприятной была и международная обстановка.

Герцль буквально изнурил себя задачей, которую перед собой поставил. Умер Герцль в Эдлахе (Австрия) 3 июля 1904. Однако движение, которое он создал, политические деятели, которым он передал свое вдохновение, дух еврейского народа, поддержанный его верой, - все вместе произвело на свет еврейское государство всего через четыре десятилетия после смерти Герцля. Государство Израиль было официально провозглашено 14 мая 1948. 14 августа 1949 останки Герцля были перезахоронены на горе Герцля, возвышающейся над Иерусалимом. Эпиграф "Если захотите, это не будет сказкой" к его роману Возрожденная страна (Altneuland, 1902) мог бы стать девизом всей жизни Теодора Герцля.

герцль, теодор

(Herzl, Theodor) (1860-1904), основатель сионизма как политического движения . Родился в Будапеште 2 мая 1860 в еврейской семье, имевшей центральноевропейские (ашкеназийские), а со стороны отца - испано-португальские (сефардские) корни. Хотя Герцль был гражданином Австро-Венгрии, по языку и образованию он принадлежал к немецкой культуре. Когда Герцлю исполнилось 18 лет, семья переехала в Вену, где он получил образование , а затем степень доктора юридических наук в Венском университете (1884). Вскоре Герцль оставил юридическую практику в судах Вены и Зальцбурга и посвятил себя литературному труду. К тридцати годам он уже написал 17 пьес ( шесть из которых были поставлены на сцене) и множество статей, путевых заметок и сказок. Некоторые из них вошли в сборники Новости с Венеры (Neues von der Venus, 1887) и Книга глупости (Das Buch der Narrheit, 1888). В 1891-1895 Герцль был парижским корреспондентом венской газеты "Нойе фрайе прессе", ведущего издания либерального направления в Центральной Европе. В эти годы Франция переживала период экономических скандалов, политического кризиса, социального противостояния и нарастающей волны антисемитизма, достигшего кульминации в деле Дрейфуса. Освещая эти события и наблюдая за скандировавшими "Смерть евреям!", Герцль выразил свою тревогу в пьесе Гетто (Das Ghetto, 1894, затем была переименована в Новое гетто, Das Neue Ghetto; поставлена в 1898), в которой изобразил психологическое воздействие антисемитизма на демократических, либерально настроенных евреев , привыкших к атмосфере гражданского равенства. Пережитый Герцлем шок привел к разработке им плана возрождения еврейского государства и заселения еврейским народом его исконных территорий. По плану Герцля, землю следовало купить , для чего требовались дипломатические переговоры . Аргументы в пользу таких шагов и детальный проект осуществления идеи движения изложены в его книге Еврейское государство (Der Judenstaat), вышедшей в Вене в 1896. Герцль не знал, что его проект не был первым: то же политическое решение выдвигалось еврейскими мыслителями 1860-1880-х годов. Оригинальность нового плана заключалась в его конкретности - его необходимо было осуществить без промедления, не вдаваясь в долгие дискуссии. Следуя своим убеждениям, Герцль приступил к переговорам в качестве "государственного деятеля" без государства, правительства или какой-либо политически организованной группы. Не имея официального статуса и не обладая влиянием, Герцль обращался к правителям, государственным чиновникам и финансистам, вершившим судьбы Европы и Ближнего Востока. Среди них - кайзер Вильгельм II и статс-секретарь иностранных дел Бернхард фон Бюлов в Германии; султан Абдул-Хамид II в Турции; Джозеф Чемберлен и лорд Ланздаун в Англии; В.К.Плеве и С.Ю.Витте в России; папа Пий X, кардинал Мерри дель Валь и король Италии в Риме; барон де Гирш и барон де Ротшильд в еврейской среде. Созванный по инициативе Герцля 1-й Сионистский конгресс основал организацию, которая должна была представлять евреев как политическую силу, а именно Всемирную сионистскую организацию ( август 1897). Движение имело целью развитие национального самосознания евреев через обучение основам еврейской религии, ивриту, знакомство с еврейской литературой и искусством, а также укрепление решимости евреев построить еврейское государство в Палестине. Возглавляемая Герцлем организация начала собирать средства, необходимые для образования нового государства. Герцль организовал выпуск на немецком языке сионистской газеты "Ди вельт" ("Die Welt", 1897). Герцль был исключительно предан идее независимого еврейского государства; несмотря на отсутствие ощутимых результатов, его колоссальная энергия и самоотверженные усилия были неистощимы. За исключением правительства Великобритании (предложившего территорию в Уганде), правительства других государств относились к его идее враждебно или недоверчиво, и даже дружески расположенные политики сомневались в финансовых возможностях сионизма и способности евреев поселиться на новом месте и построить свое государство. Кроме того , неблагоприятной была и международная обстановка. Герцль буквально изнурил себя задачей, которую перед собой поставил. Умер Герцль в Эдлахе (Австрия) 3 июля 1904. Однако движение, которое он создал, политические деятели, которым он передал свое вдохновение , дух еврейского народа, поддержанный его верой, - все вместе произвело на свет еврейское государство всего через четыре десятилетия после смерти Герцля. Государство Израиль было официально провозглашено 14 мая 1948. 14 августа 1949 останки Герцля были перезахоронены на горе Герцля, возвышающейся над Иерусалимом. Эпиграф "Если захотите, это не будет сказкой" к его роману Возрожденная страна (Altneuland, 1902) мог бы стать девизом всей жизни Теодора Герцля.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари