(ок. 810 - ок. 877), христианский философ , один из выдающихся умов Европы 9 в. Родился в Ирландии, возможно , в шотландской семье ( отсюда прозвище Скот - Шотландец). Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской академии . По просьбе императора перевел (ок. 858) на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, снабдив перевод обширными комментариями. Однако его отказ представить свой труд на одобрение папе навлек на него немилость церковных властей, и его главный труд О разделении природы (De divisione naturae, ок. 865-870) в 1225 и 1585 был осужден церковью. Несмотря на разногласия с папством, Эриугену следует считать первым великим схоластом. Его смерть положила конец плодотворному философскому осмыслению вопросов вероучения в Западной церкви, которому суждено было возобновиться лишь в 11 в., в трудах Ансельма Кентерберийского. В трактате О разделении природы, основанном на идеях Псевдо-Дионисия, греческих отцов церкви и Августина и демонстрирующем оригинальность мысли самого Эриугены, различаются четыре класса природ. (1) Природа творящая, но не сотворенная (natura creans, non creata), есть Бог, сверхсущностная Божественность и первоисточник всех вещей. (2) Природу сотворенную и творящую (natura creata et creans) составляют "формы", "виды" или "прототипы" всех конечных вещей. Эти формы "творятся" в вечно м порождении второго Лица Троицы, Слова Божьего, и через него, и они вечно пребывают в этом Слове. Через эти "формы", как "первопричины" или "первообразы", по образцу которых образованы все конечные вещи , в большей или меньшей степени причастные им, творятся все конечные субстанции. (3) Природа сотворенная, но не творящая (natura creata, non creans), - это сам конечный мир, сотворенный не посредством эманации "первопричин", а в свободном акте творения "из ничего". (4) Природа не творящая и не сотворенная (natura non creans, non creata) - это опять Бог, рассматриваемый теперь уже не как первоначало , из которого происходит все сущее , а как цель (или конечная причина ), в которой все множество тварных сущностей, составляющих универсум , вновь обретет вечный покой. Несмотря на смелые высказывания о возможностях и прерогативах человеческого ума, Эриугена не был рационалистом или вольнодумцем и настаивал на почтительном отношении к авторитету Св. Писания и церковному Преданию. Попытки истолковать его учение в пантеистическом духе неосновательны.
Что такое эриугена, иоанн скот? Значение эриугена, иоанн скот в энциклопедии Кольера
эриугена, иоанн скот -
(ок. 810 - ок. 877), христианский философ, один из выдающихся умов Европы 9 в. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот - Шотландец). Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской академии. По просьбе императора перевел (ок. 858) на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, снабдив перевод обширными комментариями. Однако его отказ представить свой труд на одобрение папе навлек на него немилость церковных властей, и его главный труд О разделении природы (De divisione naturae, ок. 865-870) в 1225 и 1585 был осужден церковью. Несмотря на разногласия с папством, Эриугену следует считать первым великим схоластом. Его смерть положила конец плодотворному философскому осмыслению вопросов вероучения в Западной церкви, которому суждено было возобновиться лишь в 11 в., в трудах Ансельма Кентерберийского.
В трактате О разделении природы, основанном на идеях Псевдо-Дионисия, греческих отцов церкви и Августина и демонстрирующем оригинальность мысли самого Эриугены, различаются четыре класса природ. (1) Природа творящая, но не сотворенная (natura creans, non creata), есть Бог, сверхсущностная Божественность и первоисточник всех вещей. (2) Природу сотворенную и творящую (natura creata et creans) составляют "формы", "виды" или "прототипы" всех конечных вещей. Эти формы "творятся" в вечном порождении второго Лица Троицы, Слова Божьего, и через него, и они вечно пребывают в этом Слове. Через эти "формы", как "первопричины" или "первообразы", по образцу которых образованы все конечные вещи, в большей или меньшей степени причастные им, творятся все конечные субстанции. (3) Природа сотворенная, но не творящая (natura creata, non creans), - это сам конечный мир, сотворенный не посредством эманации "первопричин", а в свободном акте творения "из ничего". (4) Природа не творящая и не сотворенная (natura non creans, non creata) - это опять Бог, рассматриваемый теперь уже не как первоначало, из которого происходит все сущее, а как цель (или конечная причина), в которой все множество тварных сущностей, составляющих универсум, вновь обретет вечный покой.
Несмотря на смелые высказывания о возможностях и прерогативах человеческого ума, Эриугена не был рационалистом или вольнодумцем и настаивал на почтительном отношении к авторитету Св. Писания и церковному Преданию. Попытки истолковать его учение в пантеистическом духе неосновательны.
Соседние слова
Что такое эритрея: экономика - а. сельское хозяйствоЧто значит эритрея: экономика - б. транспорт и связь
Что означает эритрея: экономика - в. рыболовство
Значение эритрея: экономика - г. горнодобывающая промышленность
↑ эриугена, иоанн скот ↓
Что такое эрлангер, джозеф
Что значит эрлих, пауль
Что означает эрман, адольф
Значение эрмит, шарль
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- эстония: культура - К статье ЭСТОНИЯ Эстонская культура находилась под сильным скандинавским ...
- эстония: история - г. восстановление независимости - К статье ЭСТОНИЯ: ИСТОРИЯ Массовое движение в Эстонии началось ...
- эстония: история - б. эстонское национальное движение - К статье ЭСТОНИЯ: ИСТОРИЯ В результате аграрных реформ и ...
- эстония: история - К статье ЭСТОНИЯ Эстонцы (эсты) сформировались в результате смешения ...
- эстония - Эстонская Республика, государство в Восточной Европе. Эстония омывается ...
- эспронседа, хосе де - (Espronceda, Jos De) (18081842), испанский писатель, признанный величайшим ...
- эса де кейрош, жозе мария - (Eca de Queiroz, Jose Maria) (18451900), португальский писатель. ...
- эритрея: население - б. этнический состав - К статье ЭРИТРЕЯ: НАСЕЛЕНИЕ Эритрея многонациональная страна. Выделяют ...
- эритрея: население - К статье ЭРИТРЕЯ ...
- эритрея: история - ж. борьба за независимость эритреи - К статье ЭРИТРЕЯ: ИСТОРИЯ Вооруженная борьба эритрейского народа за ...
- эритрея: история - д. эритрея и оон - К статье ЭРИТРЕЯ: ИСТОРИЯ Во время обсуждения судьбы Эритреи ...
- эритрея: история - в. османское правление - К статье ЭРИТРЕЯ: ИСТОРИЯ На протяжении нескольких столетий территория ...
- эритрея: история - а. древняя история - К статье ЭРИТРЕЯ: ИСТОРИЯ Первыми обитателями территории современной Эритреи ...
- эритрея: государственный строй - К статье ЭРИТРЕЯ После того как Народный фронт освобождения ...
- пестициды - вещества, применяемые для борьбы с вредными организмами. Иногда ...