(Dilthey, Wilhelm) (1833-1911), немецкий философ и историк культуры, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики и понимающей психологии. Родился 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви. Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете; там же обратился к изучению философии. Получил степень доктора в Берлинском университете в 1864, а два года спустя стал профессором философии Базельского университета. В дальнейшем был профессором университетов Киля (1868) и Бреслау ( ныне Вроцлав ) (1871), а также Берлинского университета, где преподавал с 1882. Умер Дильтей в Зейсе близ Больцано (Австрия) 3 октября 1911. Дильтей обладал острым и проницательным "историческим чутьем", которое позволяло ему видеть взаимосвязь культурных явлений общества , объединенных в каждый данный момент в органическое целое, растущее и у мира ющее. Его многочисленные работы по истории западной цивилизации и особенно немецкой мысли принадлежат к классическому наследию историографии и литературоведения. Дильтей предложил получившее широкое признание понятие "наук о духе" (Geisteswissenschaften). Желание понять смысл исторического исследования побудило Дильтея заняться методологией истории, в частности, анализом того особого акта понимания (Verstehen), который позволяет историку интерпретировать все формы культурного творчества как выражение лежащего в его основе миросозерцания (Weltanschauung). Метод интерпретации был назван Дильтеем герменевтикой. Кант не смог дать "критику исторического разум а", и Дильтей восполняет этот пробел во Введении в науки о духе (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1883), первой части трактата о принципах исторического познания (так и не законченного). Он выделил три типа миросозерцания: натурализм ( позитивизм ), объективный идеализм ( пантеизм ) и идеализм свободы (теизм). От методологии Дильтей перешел к философии. Стремясь к пониманию изучаемых событий, историк сам оказывается погруженным в историю. Способ его работы, следовательно , не может быть объяснен через абстрактный и вневременной разум, занимающий центральное место в философиях Декарта и Канта , но требует более конкретного философского основания - целостного контекста жизни, определяющего существование человека. Развитие Дильтеем этой идеи привело к появлению некоторых тенденций в современной психологии, акцентирующих внимание на целостности психической жизни, несводимой к отдельным ее элементам и потому требующей интуитивного понимания, а также к "экзистенциальной философии", в которой рассудку противопоставлена конкретная индивидуальная жизнь . Эти идеи получили выражение и в его незаконченном труде - Строение исторического мира в науках о духе (Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, 1910).
Что такое дильтей, вильгельм? Значение дильтей, вильгельм в энциклопедии Кольера
дильтей, вильгельм -
(Dilthey, Wilhelm) (1833-1911), немецкий философ и историк культуры, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики и понимающей психологии. Родился 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви. Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете; там же обратился к изучению философии. Получил степень доктора в Берлинском университете в 1864, а два года спустя стал профессором философии Базельского университета. В дальнейшем был профессором университетов Киля (1868) и Бреслау (ныне Вроцлав) (1871), а также Берлинского университета, где преподавал с 1882. Умер Дильтей в Зейсе близ Больцано (Австрия) 3 октября 1911.
Дильтей обладал острым и проницательным "историческим чутьем", которое позволяло ему видеть взаимосвязь культурных явлений общества, объединенных в каждый данный момент в органическое целое, растущее и умирающее. Его многочисленные работы по истории западной цивилизации и особенно немецкой мысли принадлежат к классическому наследию историографии и литературоведения. Дильтей предложил получившее широкое признание понятие "наук о духе" (Geisteswissenschaften).
Желание понять смысл исторического исследования побудило Дильтея заняться методологией истории, в частности, анализом того особого акта понимания (Verstehen), который позволяет историку интерпретировать все формы культурного творчества как выражение лежащего в его основе миросозерцания (Weltanschauung). Метод интерпретации был назван Дильтеем герменевтикой. Кант не смог дать "критику исторического разума", и Дильтей восполняет этот пробел во Введении в науки о духе (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1883), первой части трактата о принципах исторического познания (так и не законченного). Он выделил три типа миросозерцания: натурализм (позитивизм), объективный идеализм (пантеизм) и идеализм свободы (теизм).
От методологии Дильтей перешел к философии. Стремясь к пониманию изучаемых событий, историк сам оказывается погруженным в историю. Способ его работы, следовательно, не может быть объяснен через абстрактный и вневременной разум, занимающий центральное место в философиях Декарта и Канта, но требует более конкретного философского основания - целостного контекста жизни, определяющего существование человека. Развитие Дильтеем этой идеи привело к появлению некоторых тенденций в современной психологии, акцентирующих внимание на целостности психической жизни, несводимой к отдельным ее элементам и потому требующей интуитивного понимания, а также к "экзистенциальной философии", в которой рассудку противопоставлена конкретная индивидуальная жизнь. Эти идеи получили выражение и в его незаконченном труде - Строение исторического мира в науках о духе (Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, 1910).
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- диссоциативные расстройства - группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда ...
- дискобол - (греч. "метатель диска"), атлет, занимающийся метанием диска. Данный ...
- диоцез - (лат. dioecesis), первоначально область или сфера управления, например ...
- диоскорид педаний - греческий военный врач и натуралист 1 в. н.э., ...
- дионисий галикарнасский - (расцвет деятельности вторая половина 1 в. до ...
- дионисий - I имя двух древнегреческих тиранов, правивших в Сиракузах на ...
- диодор сицилийский - греческий историк, родился в Агирии на Сицилии, до ...
- диастрофизм - или тектонические движения, деформации земной коры, происходящие под ...
- диас, порфирио - (Daz, Porfirio) (18301915), также Порфирио Диас де ла ...
- диакониса - церковный сан женщин (соответствует сану диакона у мужчин), ...
- диаз де ла пенья, нарсис виржиль - (Diaz de la Pea, Narcisse Virgile) (18081876), французский ...
- джулио романо - (Giulio Romano) (1492 или 14991546), итальянский художник, архитектор ...
- джоунз, дэниел - (Jones, Daniel) (18811967), английский фонетист, родился 12 сентября ...
- джотто ди бондоне - (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 12761337), флорентийский ...
- чили: история - д. либеральная республика - К статье ЧИЛИ: ИСТОРИЯ В 1850е годы либералы перешли ...