К статье ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Прогноз развития ребенка частично зависит от постоянства окружающей его среды. С практической точки зрения, относительно е постоянство среды - очень важное обстоятельство . Если мы хотим за ранее знать , поступит ли ребенок в высшее учебное заведение , нам надо принять во внимание не только врожденные характеристики ( например , IQ - коэффициент интеллект уального развития), которые скорее всего не изменятся, но и основные особенности окружающей ребенка среды - скажем, уровень образования родителей или наличие книг в доме. Если мы планируем внести изменения в систему образования, нам необходимо знать границы изменчивости развития. Скажем, можно начинать учить детей читать в три года, однако будет ли это эффективно. Ведь тот факт , что в нашей культуре дети начинают читать в среднем в шесть-семь лет, еще не означает, что они не могли бы это делать в более раннем возрасте. Постоянство коэффициента интеллектуального развития (IQ). Проблема изменчивости в ее приложении к интеллектуальному развитию - предмет ожесточенных споров. В какой степени интеллект ребенка зависит от условий окружающей среды. Не вызывает сомнений тот факт, что интеллектуальные способности усиливаются с возрастом, и этот рост предсказуем. Но IQ предназначен для выявления постоянной составляющей умственного развития. Исследования методом продольных срезов показывают, что дети, получающие высокие баллы в одном возрасте, скорее всего будут иметь аналогичные результат ы и позднее . Этот прогноз тем точнее, чем меньше времени проходит между двумя тестированиями и чем старше обследуемые дети; так, между 7 и 12 годами различий меньше, чем между 2 и 7. С другой стороны, в целом ряде случаев выявлены значительные изменения в результатах тестирования. Изменчивость IQ в диапазоне от 30 до 50 баллов встречается довольно часто . Повышению IQ может способствовать обогащение ранее обедненной, неблагоприятной для развития ребенка среды. Такие факты заставляют сомневаться в верности представления об абсолютном постоянстве IQ, однако следует признать , что изменение этого показателя возможно лишь в ограниченных пределах. См. также ИНТЕЛЛЕКТ . Современные теории и исследования. Обогащение окружающей ребенка среды, по-видимому , ускоряет его психическое развитие. Однако исследования, проведенные на однояйцовых близнец ах, одного из которых обучали по специальной программе, показывают, что ускоренное обучение дает временный результат и в целом не оправдывает затраченных усилий. Требуется много времени, чтобы обучить какому-то умению ребенка, который слишком мал для этого, но спустя несколько месяцев, когда другой близнец достигает соответствующего уровня, различия между ними по данному навыку почти или совсем исчезают. Отсюда следует, что существует определенный период развития, когда обучение наиболее эффективно, т.е. ребенок учится относительно быстро и легко. Развитие поведения во многом определяется физическим созревание м. Однако созревание - не единственный фактор , ответственный за сходство в психическом развитии детей. Есть еще два важных момента. Во-первых, окружающая среда , в которой развиваются дети, имеет много общих черт. Вторая причина , обусловливающая сходство развития разных детей, - общие принципы воспитания внутри одной культуры. Процесс , посредством которого ребенок адаптируется к требованиям, привычкам и обычаям своей культуры, называется социализацией.
Что такое детская психология: изменчивость процесса развития? Значение детская психология: изменчивость процесса развития в энциклопедии Кольера
детская психология: изменчивость процесса развития - К статье ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Прогноз развития ребенка частично зависит от постоянства окружающей его среды. С практической точки зрения, относительное постоянство среды - очень важное обстоятельство. Если мы хотим заранее знать, поступит ли ребенок в высшее учебное заведение, нам надо принять во внимание не только врожденные характеристики (например, IQ - коэффициент интеллектуального развития), которые скорее всего не изменятся, но и основные особенности окружающей ребенка среды - скажем, уровень образования родителей или наличие книг в доме.
Если мы планируем внести изменения в систему образования, нам необходимо знать границы изменчивости развития. Скажем, можно начинать учить детей читать в три года, однако будет ли это эффективно. Ведь тот факт, что в нашей культуре дети начинают читать в среднем в шесть-семь лет, еще не означает, что они не могли бы это делать в более раннем возрасте.
Постоянство коэффициента интеллектуального развития (IQ). Проблема изменчивости в ее приложении к интеллектуальному развитию - предмет ожесточенных споров. В какой степени интеллект ребенка зависит от условий окружающей среды. Не вызывает сомнений тот факт, что интеллектуальные способности усиливаются с возрастом, и этот рост предсказуем. Но IQ предназначен для выявления постоянной составляющей умственного развития. Исследования методом продольных срезов показывают, что дети, получающие высокие баллы в одном возрасте, скорее всего будут иметь аналогичные результаты и позднее. Этот прогноз тем точнее, чем меньше времени проходит между двумя тестированиями и чем старше обследуемые дети; так, между 7 и 12 годами различий меньше, чем между 2 и 7.
С другой стороны, в целом ряде случаев выявлены значительные изменения в результатах тестирования. Изменчивость IQ в диапазоне от 30 до 50 баллов встречается довольно часто. Повышению IQ может способствовать обогащение ранее обедненной, неблагоприятной для развития ребенка среды. Такие факты заставляют сомневаться в верности представления об абсолютном постоянстве IQ, однако следует признать, что изменение этого показателя возможно лишь в ограниченных пределах. См. также ИНТЕЛЛЕКТ
.
Современные теории и исследования. Обогащение окружающей ребенка среды, по-видимому, ускоряет его психическое развитие. Однако исследования, проведенные на однояйцовых близнецах, одного из которых обучали по специальной программе, показывают, что ускоренное обучение дает временный результат и в целом не оправдывает затраченных усилий. Требуется много времени, чтобы обучить какому-то умению ребенка, который слишком мал для этого, но спустя несколько месяцев, когда другой близнец достигает соответствующего уровня, различия между ними по данному навыку почти или совсем исчезают. Отсюда следует, что существует определенный период развития, когда обучение наиболее эффективно, т.е. ребенок учится относительно быстро и легко.
Развитие поведения во многом определяется физическим созреванием. Однако созревание - не единственный фактор, ответственный за сходство в психическом развитии детей. Есть еще два важных момента. Во-первых, окружающая среда, в которой развиваются дети, имеет много общих черт.
Вторая причина, обусловливающая сходство развития разных детей, - общие принципы воспитания внутри одной культуры. Процесс, посредством которого ребенок адаптируется к требованиям, привычкам и обычаям своей культуры, называется социализацией.
Соседние слова
Что такое детекторы частиц: типы детекторовЧто значит детская литература
Что означает детская психология
Значение детская психология: взаимоотношения между родителями и детьми
↑ детская психология: изменчивость процесса развития ↓
Что такое детская психология: практические проблемы психологии детства
Что значит детская психология: процесс психического развития
Что означает детская психология: психоаналитическая теория
Значение детская психология: теория социального научения
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- джакометти, альберто - (Giacometti, Alberto) (19011966), швейцарский скульптор и живописец. Родился ...
- джайнизм - одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, ...
- деций, гай мессий квинт траян - (Gaius Messius Quintus Decius Traianus) (201251), римский император ...
- дефо, даниель - (Defoe, Daniel) (16601731), английский писатель. Родился в Лондоне ...
- детство: история детства - д. дети в городе - К статье ДЕТСТВО: ИСТОРИЯ ДЕТСТВА В Западной Европе и ...
- детство: история детства - в. средние века - К статье ДЕТСТВО: ИСТОРИЯ ДЕТСТВА Историки плохо знают, какова ...
- детство: история детства - а. первые исследования - К статье ДЕТСТВО: ИСТОРИЯ ДЕТСТВА Первой работой, благодаря которой ...
- дерен, андре - (Derain, Andr) (18801954), французский художник, график, театральный декоратор, ...
- дерево: посадка деревьев - К статье ДЕРЕВО При выборе деревьев для посадки нужно ...
- дерево: озеленение городов - К статье ДЕРЕВО Деревья один из важнейших элементов ...
- дерево - многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем ...
- дерби - (Derby) (17991869), лорд Дерби, британский государственный деятель, премьерминистр, ...
- дени, морис - (Denis, Maurice) (18701943), французский художник и критик; родился ...
- демосфен - (384322 до н.э.), величайший оратор Афин и Древней ...
- опера: история - б. ранняя опера имела предшественников - К статье ОПЕРА: ИСТОРИЯ В течение семи веков церковь ...