Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723-1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый ( математик , астроном , лингвист , историк и географ ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой . Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать ) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Хань линьской академии . Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию " доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэн ь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, против опоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн - Чжу школы, Лу - Ван школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов "Мэн-цзы" в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра ( Юань шань). Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира . Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего лексическое значение "путь, дорога", с помощью этимологического компонента иероглифа "дао" - графического элемента (в другом написании - самостоятельного иероглифа) "син3" ("движение", "действие", "поведение"), входящего в словосочетание "у син1" (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). " природа" (син1) каждой вещи , по Дай Чжэню, "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), которое порождается "гуманностью" (жэнь2), упорядочивается "благопристойностью" (ли2) и стабилизируется "должной справедливостью" (и1). Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели"-дэ1) и "принципов" (ли1), а антропологически - в виде "предопределения" (мин1), " природы" и "способностей" (цай) (Юань дао, цзюань 1). Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин2) и "желаниям" (юй), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний". "Принцип" - то неизменное, что специфично для "индивидуальной природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеческой психике - "сердце" (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике. Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.
Что такое дай чжэнь? Значение дай чжэнь в энциклопедии Кольера
дай чжэнь -
Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723-1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию "<филологически> доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн <братьев> - Чжу <Си> школы, Лу <Цзюаня> - Ван <Янмина> школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов "Мэн-цзы" в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань).
Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего лексическое значение "путь, дорога", с помощью этимологического компонента иероглифа "дао" - графического элемента (в другом написании - самостоятельного иероглифа) "син3" ("движение", "действие", "поведение"), входящего в словосочетание "у син1" (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). "<Индивидуальная> природа" (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), которое порождается "гуманностью" (жэнь2), упорядочивается "благопристойностью" (ли2) и стабилизируется "должной справедливостью" (и1). Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели"-дэ1) и "принципов" (ли1), а антропологически - в виде "предопределения" (мин1), "<индивидуальной> природы" и "способностей" (цай) (Юань дао, цзюань 1).
Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин2) и "желаниям" (юй), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний".
"Принцип" - то неизменное, что специфично для "индивидуальной природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеческой психике - "сердце" (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.
Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- дания: история - д. двадцатый век - К статье ДАНИЯ: ИСТОРИЯ Во время Первой мировой войны ...
- дания: история - в. период реформации - К статье ДАНИЯ: ИСТОРИЯ Первым из современной династии датских ...
- дания: история - а. древний период - К статье ДАНИЯ: ИСТОРИЯ Общность культурного наследия скандинавских народов ...
- дания: государственный строй - К статье ДАНИЯ Государственное устройство. Дания наследственная конституционная ...
- данилевский, николай яковлевич - (18221885), русский ученыйестествоиспытатель, мыслитель, публицист. Родился 28 ноября ...
- дампир, уильям - (Dampier, William) (16521715), английский мореплаватель. Родился в ИстКокере ...
- дамон и финтий - два пифагорейца, жившие в Сиракузах в 4 в. ...
- д'аламбер, жан лерон - (D'Alembert, Jean Le Rond) (17171783), французский математик, философ ...
- гюисманс, жорис карл - (Huysmans, Joris Karl) (18481907), французский романист. ШарльМариЖорж Гюисманс ...
- гэ у - "Выверение вещей" ("постижение вещей", "изучение объектов", "классификация предметов") ...
- гуттен, ульрих фон - (Hutten, Ulrich von) (14881523), немецкий поэт и гуманист. ...
- густав vi адольф - (Gustav VI) (18821973), король Швеции. Родился 11 ноября ...
- густав iv - (Gustav IV) (17781837), король Швеции. Родился 1 ноября ...
- густав ii адольф - (Gustav II) (15941632), именовавшийся Северным Львом, король Швеции, ...
- елизавета i: внешняя политика и вопросы религии - К статье ЕЛИЗАВЕТА I Актуальные проблемы, 15581568. Вопрос о ...