Что такое чернышевский, николай гаврилович? Значение чернышевский, николай гаврилович в энциклопедии Кольера

чернышевский, николай гаврилович -

(1828-1889), русский писатель, публицист, общественный деятель. Родился 12 июля 1828 в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки". В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности. В 1862 был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. В 1883 Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов. Умер Чернышевский в Саратове 17 октября 1889.

Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философское учение Л.Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. "Единственной философской системой, верной научному духу" называл Чернышевский учение одного из основоположников позитивизма - О.Конта. В то же время многое в учении Конта он не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики - непримиримой и радикальной. У Фейербаха он особенно ценил именно такой подход. В фейербаховской критике гегелевской философии он видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического немецкого идеализма (прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития". К основным философским трудам Чернышевского относятся Эстетические отношения искусства к действительности (1855); Антропологический принцип в философии (1860); Характер человеческого знания (1885).

В.И.Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно, даже среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой "чистой науки" для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ".

Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы". Столь же безапелляционно Чернышевский формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии: "Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет".

Моральная философия И.Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России 19 в. Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности". "Новые люди" в его знаменитом романе Что делать. осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие". Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. "Искусство для искусства, - утверждал он, - мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку.., искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".

чернышевский, николай гаврилович

(1828-1889), русский писатель , публицист , общественный деятель . Родился 12 июля 1828 в Саратов е в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербург ского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки". В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности. В 1862 был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь . В 1883 Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов. Умер Чернышевский в Саратове 17 октября 1889. Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философ ское учение Л.Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. "Единственной философской системой, верной научному духу" называл Чернышевский учение одного из основоположников позитивизма - О.Конта. В то же время многое в учении Конта он не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики - непримиримой и радикальной. У Фейербаха он особенно ценил именно такой подход . В фейербаховской критике гегелевской философии он видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического немецкого идеализм а ( прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики , в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития". К основным философским трудам Чернышевского относятся Эстетические отношения искусства к действительности (1855); Антропологический принцип в философии (1860); Характер человеческого знания (1885). В.И.Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно , даже среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой "чистой науки " для него не существо вало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: "Политические теории , да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ". Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм , дуализм и пр. Можно сказать , что и материализм интересовал его не столько как философская система , сколько как идеология , необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия , физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей ; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы". Столь же безапелляционно Чернышевский формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии: " Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль : во-первых , тут есть внешний предмет , производящий ощущение; во-вторых , существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние ; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет". Моральная философия И.Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России 19 в. Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности". "Новые люди" в его знаменитом романе Что делать . осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно , чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие". Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа . В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. " Искусство для искусства, - утверждал он, - мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку.., искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари