Что такое чаадаев, петр яковлевич? Значение чаадаев, петр яковлевич в энциклопедии Кольера

чаадаев, петр яковлевич -

(1794-1856), русский философ и публицист. Родился 27 мая 1794 в Москве. Окончил словесное отделение Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Выйдя в отставку (1821), много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. За границей (1823-1826) Чаадаев познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале "Телескоп" было опубликовано Философическое письмо Чаадаева. Резкая критика российского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект: журнал закрыли, автора объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром.

Чаадаев поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Одоевским и др. Он, несомненно, считал себя христианским мыслителем. Столь характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. В "историческом христианстве" находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только "нравственной системой", но действующей универсально божественной силой. Можно сказать, что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его "конечным целям". Оценивая провиденциалистский характер историософии Чаадаева, необходимо учитывать, что в своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия "божественной воли", писал о "Тайне Промысла", о "таинственном единстве" христианства в истории и т.д. Тем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя, как это не раз случалось в истории мысли, с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества.

В своем европоцентризме Чаадаев не был оригинален. Европоцентризм в той или иной степени был характерен для европейской и исторической мысли его времени. Нет ничего специфического и в признании им огромного духовного значения европейской традиции. Ведь и для славянофила Хомякова Европа была "страной святых чудес". У Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории и тем более европейской современности. Но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. "Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков".

Существует глубокая связь между историософией Чаадаева и его антропологией. Будучи в своей метафизике решительным противником всякого индивидуализма и субъективизма, он соответствующим образом подходил и к проблеме человеческой свободы. "Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человека"; "все благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе"; если бы человек смог "полностью упразднить свою свободу", то "в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию", - подобные утверждения достаточно определенно характеризуют позицию мыслителя. Последовательный антиперсонализм - для русской мысли явление необычное. Чаадаев остро чувствовал опасность эгоистического индивидуализма и предупреждал, что, "то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание". Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека (помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен.

В.В.Зеньковский писал об "отзвуке трансцендентализма" в философии Чаадаева, имея в виду, в первую очередь, влияние идей Шеллинга и Гегеля. Но еще в большей степени ее своеобразие связано с традицией европейского мистицизма. Отсюда берет начало постоянный для его творчества мотив высшего метафизического единства всего сущего, учение о "духовной сущности вселенной" и "высшем сознании", "зародыш" которого составляет сущность человеческой природы. Соответственно, в слиянии "нашего существа с существом всемирным" он видел историческую и метафизическую задачу человечества, "последнюю грань" усилий человека как разумного существа.

Умер Чаадаев в Москве 14 апреля 1856.

чаадаев, петр яковлевич

(1794-1856), русский философ и публицист . Родился 27 мая 1794 в Москве. Окончил словесное отделение Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Выйдя в отставку (1821), много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. За границей (1823-1826) Чаадаев познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнал е "Телескоп" было опубликовано Философ ическое письмо Чаадаева. Резкая критика российского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект : журнал закрыли, автора объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Чаадаев поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Одоевским и др. Он, несомненно , считал себя христианским мыслителем. Столь характер ная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. В "историческом христианстве" находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только "нравственной системой", но действующей универсально божественной силой . Можно сказать , что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его "конечным целям". Оценивая провиденциалистский характер историософии Чаадаева, необходимо учитывать , что в своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия "божественной воли", писал о "Тайне Промысла", о "таинственном единстве" христианства в истории и т.д. Тем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль , соседствуя, как это не раз случалось в истории мысли, с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества. В своем европоцентризме Чаадаев не был оригинален. Европоцентризм в той или иной степени был характерен для европейской и исторической мысли его времени . Нет ничего специфического и в признании им огромного духовного значения европейской традиции . Ведь и для славянофила Хомякова Европа была "страной святых чудес". У Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории и тем более европейской современности. Но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. "Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков". Существует глубокая связь между историософией Чаадаева и его антропологией. Будучи в своей метафизике решительным противником всякого индивидуализм а и субъективизма, он соответствующим образом подходил и к проблеме человеческой свободы. "Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человек а"; "все благо , которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе"; если бы человек смог "полностью упразднить свою свободу", то "в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию", - подобные утверждения достаточно определенно характеризуют позицию мыслителя. Последовательный антиперсонализм - для русской мысли явление необычное. Чаадаев остро чувствовал опасность эгоистического индивидуализма и предупреждал, что, "то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание". Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека ( помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен. В.В.Зеньковский писал об "отзвуке трансцендентализма" в философии Чаадаева, имея в виду, в первую очередь , влияние идей Шеллинга и Гегеля. Но еще в большей степени ее своеобразие связано с традицией европейского мистицизма. Отсюда берет начало постоянный для его творчества мотив высшего метафизического единства всего сущего, учение о "духовной сущности вселенной" и "высшем сознании", "зародыш" которого составляет сущность человеческой природы. Соответственно, в слиянии "нашего существа с существом всемирным" он видел историческую и метафизическую задачу человечества, "последнюю грань" усилий человека как разумного существа. Умер Чаадаев в Москве 14 апреля 1856.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • челпанов, георгий иванович - (18621936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 ...
  • челлини, бенвенуто - (Cellini, Benvenuto) (15001571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; ...
  • чейн, эрнст борис - (Chain, Ernst Boris) (19061979), английский биохимик, удостоенный в ...
  • чаушеску, николае - (Ceausescu, Nicolae) (19181989), генеральный секретарь Румынской коммунистической партии ...
  • чаттерджи, банким чандра - (Чоттопаддхай, Бонкимчондро) (18381894), бенгальский романист, один из основоположников ...
  • часы - прибор для отсчета времени. Стационарные часы. Ход стационарных колесных ...
  • чарлз - (Charles) (р. 1948), принц Уэльский, прямой наследник британского ...
  • цитрусовые - (Citroideae), подсемейство двудольных цветковых растений семейства рутовых (Rutaceae). ...
  • цитра - инструмент, распространенный главным образом среди австрийских и баварских ...
  • цитология: достижения современной цитологии - К статье ЦИТОЛОГИЯ Новые методы, особенно электронная микроскопия, применение ...
  • цистит - воспаление мочевого пузыря. Причиной цистита может быть множество ...
  • цирроз - процесс диффузного фиброза (разрастания соединительной ткани) или склероза ...
  • цирк: современный цирк в сша - К статье ЦИРК Первый цирк в Америке появился благодаря ...
  • цирк - (лат. circulus, "круг"), в общепринятом значении происходящее ...
  • ламарк, жан батист пьер антуан де моне - (Lamarck, Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet) (17441829), ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари