(Baudelaire, Charles Pierre) (1821-1867), французский поэт и критик , один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже. Школьные годы Бодлер а были ничем не примечательны и завершились конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и приставили к нему репетитора, или опекуна. В 1839 Бодлер сдал экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов . Встревоженная его расточительством семья терпела его в студентах два года. Отчим оплатил его долги, после чего его послали на два года в Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841 он был уже в Париже. Через два месяца после возвращения, достигнув совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 семья с ужасом обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник . Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль, работавшей статисткой в маленьких париж ских театрах. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера , вдохновив его на создание лучшего из трех цикл ов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 1857). Около 1847 Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна (вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии Сабатье , вдохновившей его на цикл Белая Венера. В 1846 или 1847 Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э.По во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи. Два тома эссеистики Бодлера - Романтическое искусство (L'Art romantique, опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosits esthtiques) - включают статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах Рвота (Fuses) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества. В апреле 1857 скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя , выставив свою кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш.О.Сент-Бёва, он отказался от участия в конкурсе. Цветы зла - не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение , которое во втором издании было разделено на шесть "глав", составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Первая и самая длинная глава , Сплин и Идеал (Spleen et Idal), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса . Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или "сплина". Во второй главе, Парижские картины (Tableaux Parisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города. В третьей главе, Вино (Le Vin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках. Четвертая глава, Цветы зла (Fleurs du mal) - это цикл искушений, бесчисленных грехов , перед которыми он не устоял. В пятой главе, Мятеж (Rvolte), брошен яростный вызов судьбе. Последняя глава, Смерть (La Mort), означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу "главах", в образующих "главы" различных циклах и, наконец , в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом , часто тоже заключают в себе некий цикл. Символ ом освобождения предстает море , занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения. Цветы зла оказали огромное влияние на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера - Ст.Малларме, А.Рембо, Т.Корбьер, Ж.Лафорг и др. - начинали с откровенных подражаний его манере. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве Р.М.Рильке, Г.фон Гофмансталя и Р.Демеля (Германия); Р.Дарио ( Латинская Америка ); А.К.Суинберна и А.Саймонса ( Англия ); Х.Крейна (США). Второе издание Цветов зла появилось в 1861. Шесть осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В апреле 1865 в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар . Частично парализованный , он лишился речи . Его перевезли в Париж и поместили в частную лечебницу, где он скончался 31 августа 1867.
Что такое бодлер, шарль пьер? Значение бодлер, шарль пьер в энциклопедии Кольера
бодлер, шарль пьер -
(Baudelaire, Charles Pierre) (1821-1867), французский поэт и критик, один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже.
Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и приставили к нему репетитора, или опекуна. В 1839 Бодлер сдал экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов. Встревоженная его расточительством семья терпела его в студентах два года. Отчим оплатил его долги, после чего его послали на два года в Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841 он был уже в Париже.
Через два месяца после возвращения, достигнув совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 семья с ужасом обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник. Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль, работавшей статисткой в маленьких парижских театрах. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера, вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 1857). Около 1847 Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна (вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии Сабатье, вдохновившей его на цикл Белая Венера.
В 1846 или 1847 Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э.По во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи.
Два тома эссеистики Бодлера - Романтическое искусство (L'Art romantique, опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosits esthtiques) - включают статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах Рвота (Fuses) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.
В апреле 1857 скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя, выставив свою кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш.О.Сент-Бёва, он отказался от участия в конкурсе.
Цветы зла - не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение, которое во втором издании было разделено на шесть "глав", составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Первая и самая длинная глава, Сплин и Идеал (Spleen et Idal), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или "сплина". Во второй главе, Парижские картины (Tableaux Parisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города. В третьей главе, Вино (Le Vin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках. Четвертая глава, Цветы зла (Fleurs du mal) - это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял. В пятой главе, Мятеж (Rvolte), брошен яростный вызов судьбе. Последняя глава, Смерть (La Mort), означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу "главах", в образующих "главы" различных циклах и, наконец, в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом, часто тоже заключают в себе некий цикл. Символом освобождения предстает море, занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения.
Цветы зла оказали огромное влияние на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера - Ст.Малларме, А.Рембо, Т.Корбьер, Ж.Лафорг и др. - начинали с откровенных подражаний его манере. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве Р.М.Рильке, Г.фон Гофмансталя и Р.Демеля (Германия); Р.Дарио (Латинская Америка); А.К.Суинберна и А.Саймонса (Англия); Х.Крейна (США).
Второе издание Цветов зла появилось в 1861. Шесть осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В апреле 1865 в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар. Частично парализованный, он лишился речи. Его перевезли в Париж и поместили в частную лечебницу, где он скончался 31 августа 1867.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- болгария: культура - б. литература и искусство - К статье БОЛГАРИЯ: КУЛЬТУРА В 1980 в болгарской литературе ...
- болгария: культура - К статье БОЛГАРИЯ Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. ...
- болгария: история - д. коммунистический режим - К статье БОЛГАРИЯ: ИСТОРИЯ Коммунистическое движение в Болгарии возникло ...
- болгария: история - в. межвоенный период - К статье БОЛГАРИЯ: ИСТОРИЯ Выход Болгарии из Первой мировой ...
- болгария: история - а. первое болгарское царство - К статье БОЛГАРИЯ: ИСТОРИЯ В 679 воинственные племена утигуров ...
- болгария: государственное и политическое устройство - К статье БОЛГАРИЯ Болгария попала под контроль коммунистов в ...
- бокситы - горная порода, состоящая из нескольких минералов гидроксидов ...
- боабдил - (Boabdil) (ум. ок. 1527), известный также как Мухаммад ...
- блюнчли, иоганн каспар - (Bluntschli, Johann Kaspar) (18081881), швейцарский юрист и государственный ...
- блэр, энтони чарлз линтон - (Blair, Anthony Charles Lynton) (р. 1953), премьерминистр Великобритании. ...
- блэкетт, патрик мейнард стюарт - (Blackett, Patrick Maynard Stuart) (18971974), английский физик; удостоен ...
- блуменбах, иоганн фридрих - (Blumenbach, Johann Friedrich) (17521840), немецкий анатом и антрополог. ...
- блохи - (Siphonaptera, Suctoria, Aphaniptera), отряд насекомых. Примерно 1000 видов. ...
- блоу, джон - (Blow, John) (16491708), английский органист и композитор, родился ...
- стрэчи, литтон - (Strachey, Lytton) (18801932), английский биограф, литературовед, эссеист, известен ...