(от англ. behavior - поведение) - направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсон ом (1878-1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса. Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность . Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение , отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии - предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании. Большее влияние на Уотсона оказало развитие в 18-19 вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарлза Шеррингтона (1857-1952), И.М.Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и В.М.Бехтерева (1857-1927). Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906, и учение Павлова об условных рефлексах, согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции "объективной" психологии. Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее , когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами. Свои взгляды Уотсон изложил в двух основополагающих трудах: Поведение: Введение в сравнительную психологию (Behavior: An Introduction to Comparative Psychology, 1914) и Психология с точки зрения бихевиориста (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919). В 1911 аналогичные идеи выдвинул М.Ф.Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П.Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К.С.Лешли (1890-1958), последователь Уотсона, и У.С.Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж.Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма. Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм , изучавшее поведение с учетом "промежуточных переменных" - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта . Наиболее видные представители необихевиоризма - Э.Ч.Толмен (1886-1959), К.Л.Халл (1884-1952), Б.Ф.Скиннер (1904-1990).
Что такое бихевиоризм? Значение слова бихевиоризм в энциклопедии Кольера
бихевиоризм -
(от англ. behavior - поведение) - направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсоном (1878-1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса. Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии - предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.
Большее влияние на Уотсона оказало развитие в 18-19 вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарлза Шеррингтона (1857-1952), И.М.Сеченова (1829-1905), И.П.Павлова (1849-1936) и В.М.Бехтерева (1857-1927). Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906, и учение Павлова об условных рефлексах, согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции "объективной" психологии.
Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами.
Свои взгляды Уотсон изложил в двух основополагающих трудах: Поведение: Введение в сравнительную психологию (Behavior: An Introduction to Comparative Psychology, 1914) и Психология с точки зрения бихевиориста (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919).
В 1911 аналогичные идеи выдвинул М.Ф.Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П.Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К.С.Лешли (1890-1958), последователь Уотсона, и У.С.Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж.Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.
Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом "промежуточных переменных" - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма - Э.Ч.Толмен (1886-1959), К.Л.Халл (1884-1952), Б.Ф.Скиннер (1904-1990).
Значение слова бихевиоризм в других словарях:
- Что такое бихевиоризм? Энциклопедический словарь
- Определение термина бихевиоризм? Бизнес словарь
- Толкование слова бихевиоризм? Психологический словарь
- Что означает слово бихевиоризм? Философский словарь
- Что означает термин бихевиоризм? Социологический словарь
- Что такое бихевиоризм? Политический словарь
- Определение термина бихевиоризм? Словарь иностранных слов
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- ближний и средний восток: послевоенный период - г. доктрина эйзенхауэра - К статье БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК: ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД Суэцкий ...
- ближний и средний восток: послевоенный период - б. война 1947-1949 - К статье БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК: ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД Сразу ...
- ближний и средний восток: послевоенный период - К статье БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК Хотя Ближний и ...
- ближний и средний восток: новая история - К статье БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК От экспедиции Наполеона ...
- ближний и средний восток - обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, ...
- блерио, луи - (Blriot, Louis) (18721936), французский летчик и авиаконструктор, первым ...
- блейк, уильям - (Blake, William) (17571827), английский поэт, художник, философ. Родился ...
- биофизика - наука о физических основах живой материи. Она находится ...
- биомедицинская инженерия: основные области исследований - К статье БИОМЕДИЦИНСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ Компьютерное моделирование в биомеханике. Роль ...
- биомедицинская инженерия - разработка и применение технических устройств для биологических и ...
- биология: биологические концепции - К статье БИОЛОГИЯ Вплоть до начала 20 в. биологи ...
- биологические ритмы - Многие биологические процессы в природе протекают ритмично, т.е. ...
- бин цзя - "Школа военной философии". Древнекитайская философская школа, выработавшая учение ...
- билдердейк, виллем - (Bilderdijk, Willem) (17561831), нидерландский поэт. Родился 7 сентября ...
- парагвай: население - а. религия - К статье ПАРАГВАЙ: НАСЕЛЕНИЕ Официальной религией в Парагвае является ...