(Bartok, Bela) (1881-1945), венгерский композитор и пианист . Родился 25 марта 1881 в Надьсентмиклоше ( ныне Сынниколаул-Маре, Румыния). Первоначальное музыка льное образование получил у матери и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и композитор. В 1899 Барток поступил в Королевскую Венгерскую музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у И.Томана и композиции у Г.Кёслера. Первые же самостоятельные сочинениях Бартока, написанные вскоре после окончания им Академии в 1903, отличаются ярким национальным колоритом. Тогда же композитор начал собирать и изучать фольклор народов Центральной Европы и вскоре стал крупнейшим специалистом в этих вопросах. Он издал составленные им сборник и народных песен и постоянно использовал найденные напевы и наигрыши в собственных композициях; к концу жизни композитора его фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов. В 1907 Барток стал профессором фортепианного класса Венгерской музыкальной академии. С этого времени он начинает много писать для фортепиано (весомую часть фортепианного наследия композитора составляют детские пьесы), и его музыка привлекает всеобщее внимание необычностью гармонического и ритмического склада. Затем последовали сочинения театральных и камерно-инструментальных жанров; два из них, исполненные после 1918, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода и Второй струнный квартет , в скором времени принесли Бартоку европейскую известность . Он стал одним из руководителей Международного общества современной музыки, много выступал с концерт ами как пианист и композитор, в том числе несколько раз в США (первые гастроли в 1927) и в Советском Союзе (1929). В 1940 Барток эмигрировал в США, где, поселившись в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал расшифровке записей югославского фольклора из коллекции М.Парри (по заказу Колумбийского университета). Несмотря на тяжелую болезнь , он продолжал сочинять и почти закончил свой Третий фортепианный концерт. Умер Барток в Нью-Йорке 26 сентября 1945. После дние 17 тактов Третьего концерта закончил и оркестровал его ученик Тибор Шерли . В композиторском наследии Бартока можно выделить 6 струнных квартетов, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта, скрипичный концерт, Светскую кантату (Cantata profana) для солистов, хора и оркестра. Интересный цикл Контрасты для фортепиано, скрипки и кларнета был создан Бартоком в 1938 для исполнения со своими друзьями - скрипачом Йожефом Сигети и кларнетистом Бенни Гудманом. Наиболее отчетливо стиль Бартока представляют его многочисленные фортепианные произведения: пьесы для детей, сюиты, танцы, сонаты и важный сборник фортепианных миниатюр для учащихся в 6 тетрадях Микрокосмос (1926, 1932-1939). Для стиля Бартока характерны краткие мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и активная ритмика ; фактура часто лаконична и прозрачна; при строгой экономии средств достигается глубокая и сильная выразительность.
Что такое барток, бела? Значение барток, бела в энциклопедии Кольера
барток, бела -
(Bartok, Bela) (1881-1945), венгерский композитор и пианист. Родился 25 марта 1881 в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния). Первоначальное музыкальное образование получил у матери и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и композитор. В 1899 Барток поступил в Королевскую Венгерскую музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у И.Томана и композиции у Г.Кёслера. Первые же самостоятельные сочинениях Бартока, написанные вскоре после окончания им Академии в 1903, отличаются ярким национальным колоритом. Тогда же композитор начал собирать и изучать фольклор народов Центральной Европы и вскоре стал крупнейшим специалистом в этих вопросах. Он издал составленные им сборники народных песен и постоянно использовал найденные напевы и наигрыши в собственных композициях; к концу жизни композитора его фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов.
В 1907 Барток стал профессором фортепианного класса Венгерской музыкальной академии. С этого времени он начинает много писать для фортепиано (весомую часть фортепианного наследия композитора составляют детские пьесы), и его музыка привлекает всеобщее внимание необычностью гармонического и ритмического склада. Затем последовали сочинения театральных и камерно-инструментальных жанров; два из них, исполненные после 1918, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода и Второй струнный квартет, в скором времени принесли Бартоку европейскую известность. Он стал одним из руководителей Международного общества современной музыки, много выступал с концертами как пианист и композитор, в том числе несколько раз в США (первые гастроли в 1927) и в Советском Союзе (1929).
В 1940 Барток эмигрировал в США, где, поселившись в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал расшифровке записей югославского фольклора из коллекции М.Парри (по заказу Колумбийского университета). Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал сочинять и почти закончил свой Третий фортепианный концерт. Умер Барток в Нью-Йорке 26 сентября 1945. Последние 17 тактов Третьего концерта закончил и оркестровал его ученик Тибор Шерли. В композиторском наследии Бартока можно выделить 6 струнных квартетов, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта, скрипичный концерт, Светскую кантату (Cantata profana) для солистов, хора и оркестра. Интересный цикл Контрасты для фортепиано, скрипки и кларнета был создан Бартоком в 1938 для исполнения со своими друзьями - скрипачом Йожефом Сигети и кларнетистом Бенни Гудманом. Наиболее отчетливо стиль Бартока представляют его многочисленные фортепианные произведения: пьесы для детей, сюиты, танцы, сонаты и важный сборник фортепианных миниатюр для учащихся в 6 тетрадях Микрокосмос (1926, 1932-1939). Для стиля Бартока характерны краткие мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и активная ритмика; фактура часто лаконична и прозрачна; при строгой экономии средств достигается глубокая и сильная выразительность.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- баур, фердинанд кристиан - (Baur, Ferdinand Christian) (17921860), немецкий теолог, родился 21 ...
- баторий, стефан - (венг. Istvn Bthory, польск. Stefan Batory) (15331586), князь ...
- батлер, сэмюэл - I (Butler, Samuel) (16121680), английский сатирик. Крещен 8 февраля ...
- батарея электропитания: ядерные источники тока - К статье БАТАРЕЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ В ядерном реакторе атомной электростанции ...
- батарея электропитания: солнечные батареи - К статье БАТАРЕЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ Солнечные (фотоэлектрические) батареи преобразуют солнечную ...
- батарея электропитания: вторичные эхг - К статье БАТАРЕЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ Вторичные ЭХГ (электрические аккумуляторы) перезаряжаются ...
- батай, жорж - (Bataille, Georges) (18971962), французский писатель и философ, в ...
- барометр - прибор для измерения давления атмосферного воздуха. Давление есть ...
- барлах, эрнст генрих - (Barlach, Ernst Heinrich) (18701938), немецкий скульптор, график и ...
- барит - или тяжелый шпат, минерал, сульфат бария, BaSO4. Название ...
- бардин, джон - (Bardeen, John) (19081991), американский физик, первый ученый, дважды ...
- барбер, сэмюэл - (Barber, Samuel) (19101981), американский композитор, родился 9 марта ...
- барбадос - ж. история - К статье БАРБАДОС Установлено, что на Барбадосе уже с ...
- барбадос - д. экономика - К статье БАРБАДОС Более 300 лет основной отраслью хозяйства ...
- зимбабве: население - а. демография - К статье ЗИМБАБВЕ: НАСЕЛЕНИЕ По данным переписи 1992, в ...