К статье АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Система этических категорий проще той, что используется в фикхе. Этические рассуждения оперируют, как правило , двумя категориями: поступок может быть оценен как "хороший" (асан) или "скверный" (аб). Соответствующие категории усн и уб ( буквально "хорошесть" и "скверность") не являются сугубо этическими. Они применяются для описания соответствия или несоответствия какой- либо вещи природе, целям, интересам человека (относительная оценка ), а также для обозначения совершенства и ущербности вещей (оценка их самих по себе ). Примером первого может служить общеизвестная квалификация сладкого как хорошего в силу его соответствия природе воспринимающего вкус человека, а горького как плохого. Высказывание квалифицируется как "хорошее", если оно является истинным, т.е. совершенным, обладая всей полнотой качеств, которыми положено обладать высказыванию. Что касается употребления этих категорий в этических рассуждениях, то оно отправляется от идеи "похвальности" (амд) или "порицаемости" (замм) поступков. При этом , как правило, имеется в виду соотносительная, а не абсолютная трактовка понятий "хорошее" и "скверное"; мутазилиты пытались, хотя и без особого успеха, предложить абсолютную их трактовку. Для оценки поступка как "хорошего" или "скверного" его соотносят либо непосредственно с приказаниями и запретами Законодателя, либо с системой "пяти категорий" фикха. Поскольку оценка "хороший - плохой" является бинарной, а пятеричная система категорий принципиально недихотомична, определение поступка как "хорошего" или "плохого" через соотнесение с "пятью категориями" фикха оказывается парадоксальным. Например , если считать "хорошим" все то, "в чем нет изъяна", то к "хорошему" должны быть отнесены и "нерекомендуемые" поступки, поскольку они не содержат в себе "изъяна", раз их совершение не влечет наказания. Если считать "плохим" все, что не приносит награды или пользы, то "плохими" должны быть объявлены и все "безразличные" поступки. Явная абсурдность таких результатов заставляла искать другие способы определения понятий "хорошее - плохое". Примечательно, что этот поиск шел опять-таки в направлении соотносительного определения. В частности, было предложено считать "хорошими" такие поступки, совершение которых "предпочтительнее" (авл), нежели неделание, а "плохими" те, неделание которых предпочтительнее совершения. Правда , эта классификация была дополнена третьим элементом, "обязательными" поступками, ради сохранения императивности ряда предписаний, которые не могут быть поняты соотносительно, как на то указывает видный поздний мутазилитский мыслитель Аб ал-усайн ал-Бар (ум. 1044) в своем труде Ал-Му'тамад ф 'ул ал-фих (Надежная опора в основах фикха).
Что такое арабская философия - и. категории этики? Значение арабская философия - и. категории этики в энциклопедии Кольера
арабская философия - и. категории этики - К статье АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Система этических категорий проще той, что используется в фикхе. Этические рассуждения оперируют, как правило, двумя категориями: поступок может быть оценен как "хороший" (асан) или "скверный" (аб). Соответствующие категории усн и уб (буквально "хорошесть" и "скверность") не являются сугубо этическими. Они применяются для описания соответствия или несоответствия какой-либо вещи природе, целям, интересам человека (относительная оценка), а также для обозначения совершенства и ущербности вещей (оценка их самих по себе). Примером первого может служить общеизвестная квалификация сладкого как хорошего в силу его соответствия природе воспринимающего вкус человека, а горького как плохого. Высказывание квалифицируется как "хорошее", если оно является истинным, т.е. совершенным, обладая всей полнотой качеств, которыми положено обладать высказыванию.
Что касается употребления этих категорий в этических рассуждениях, то оно отправляется от идеи "похвальности" (амд) или "порицаемости" (замм) поступков. При этом, как правило, имеется в виду соотносительная, а не абсолютная трактовка понятий "хорошее" и "скверное"; мутазилиты пытались, хотя и без особого успеха, предложить абсолютную их трактовку. Для оценки поступка как "хорошего" или "скверного" его соотносят либо непосредственно с приказаниями и запретами Законодателя, либо с системой "пяти категорий" фикха. Поскольку оценка "хороший - плохой" является бинарной, а пятеричная система категорий принципиально недихотомична, определение поступка как "хорошего" или "плохого" через соотнесение с "пятью категориями" фикха оказывается парадоксальным. Например, если считать "хорошим" все то, "в чем нет изъяна", то к "хорошему" должны быть отнесены и "нерекомендуемые" поступки, поскольку они не содержат в себе "изъяна", раз их совершение не влечет наказания. Если считать "плохим" все, что не приносит награды или пользы, то "плохими" должны быть объявлены и все "безразличные" поступки. Явная абсурдность таких результатов заставляла искать другие способы определения понятий "хорошее - плохое". Примечательно, что этот поиск шел опять-таки в направлении соотносительного определения. В частности, было предложено считать "хорошими" такие поступки, совершение которых "предпочтительнее" (авл), нежели неделание, а "плохими" те, неделание которых предпочтительнее совершения. Правда, эта классификация была дополнена третьим элементом, "обязательными" поступками, ради сохранения императивности ряда предписаний, которые не могут быть поняты соотносительно, как на то указывает видный поздний мутазилитский мыслитель Аб ал-усайн ал-Бар (ум. 1044) в своем труде Ал-Му'тамад ф 'ул ал-фих (Надежная опора в основах фикха).
Соседние слова
Что такое арабская философия - д. философия в системе культурыЧто значит арабская философия - е. соотношение с религией
Что означает арабская философия - ж. философия и теоретические науки
Значение арабская философия - з. мусульманская этика
↑ арабская философия - и. категории этики ↓
Что такое арабская философия - й. область нравственной оценки
Что значит арабская философия - к. этика и фикх
Что означает арабская философия - л. философия
Значение арабская философия - м. первоначало
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- аргентина: история - з. правление перона - К статье АРГЕНТИНА: ИСТОРИЯ После официального вступления на пост ...
- аргентина: история - е. революция 1943 - К статье АРГЕНТИНА: ИСТОРИЯ Когда разразилась Вторая мировая война, ...
- аргентина: история - г. правление радикалов - К статье АРГЕНТИНА: ИСТОРИЯ В 1912 был принят закон ...
- аргентина: история - б. независимость - К статье АРГЕНТИНА: ИСТОРИЯ После того как Наполеон захватил ...
- аргентина: история - К статье АРГЕНТИНА ...
- аргентина - Аргентинская Республика, государство в южной части Южной Америки ...
- аргедас, алсидес - (Arguedas, Alcides) (18791946), боливийский историк, романист, социолог и ...
- апулей, луций - (Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. после 170 ...
- аппий клавдий - (Appius Claudius Caecus) (расцвет деятельности конец 4 ...
- аппендицит - острое, реже хроническое, заболевание брюшной полости, вызываемое инфекцией ...
- апостольские постановления - обширный свод церковных постановлений и правил, составленных, по ...
- апостол - (греч. apostolos посланник), член избранной группы, собранной ...
- аполлоний тианский - древнегреческий философ и прововедник 1 в., родился в ...
- аполлоний пергский - (расцвет деятельности вторая половина 2 в. до ...
- гендель, георг фридрих - (Hndel, Georg Friedrich) (16851759), немецкий композитор, бльшую часть ...