Что такое Ересь? Значение слова Ересь в историческом словаре

1) Ересь - ( греч. hairesis - особое вероучение) - 1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей рел.; 2) отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение; 3) вздор, чепуха.

2) Ересь - (греч. отделение ) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20)-ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь -не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи , учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5.17; 23.8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24.5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15.5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (От 2.6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергам ­ской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями. В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства)-протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства. Гностики (от греч. гносис- знание ) (1-3 вв.)-последователи учения, по которому мир и материя-зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос . Поскольку плоть -зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время , особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение. Манихеи (3 в.)-последователи Мани (214-277 гг.), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром . Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии ( зороастризма , в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию , был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев. Ариане (4 в.)-последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 г. в Константинополе арианство было снова осуждено. Донатисты (4 в.)-последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям. Несториане (5 в.)-последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек , в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме . На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией. Монофизиты (5 в.)-последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство ), что во Христе преобладает одна сущность-Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия , Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем-Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут. Монофелиты (6-7 вв.)-последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями-Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей-Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий-патриарх константинопольский (610-38 гг.) и император Ираклий , который в 638 г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам . Павликиане (7 в.)-возможно, первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество , иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 г. они потерпели поражение, а в 878 г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства. Иконоборцы (8 в.)-представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 г. император Лев 3 запретил поклонение иконам . Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество было объявлено ересью. Богомилы (10 в.)-последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство , поклонение кресту , мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1 . Он сжег вождя богомилов Василия. Катары (от слова чистый) (11-13 вв.)-последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм , отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям. Вальденсы (12 в.)-последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи ( апостоль ­скую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение . Отрицали иконы и монополию священников на проповедь , считая, что всякий способный может проповедовать . Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам. Альбигойцы (12-13 вв.)-последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны ) и направлена официально созданная в это время ( 1215 г.) инквизиция с ее пытками и кострами. Начиная с 13 в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже-иезуитам). Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии-в 1820 г., в Испании-в 1834 г. и в папской области-в 1859 г. В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове , Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и « нестяжатели », протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу. В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел « раскол » и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами. Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в.. (См. церковь)

3) Ересь - (греч. - особое вероучение) - течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование. На Руси появилась с XII в. как обвинение духовенства в извращении слова Божия. В XIV - XVI вв. - выступление стригольников, новое учение Феодосия Косого и т.д.

4) Ересь - - отклонение от предписанных религией взглядов.


Синонимы: белиберда, вздор, галиматья, ересь, ерунда, ерундистика, околесина, околесица, околесная, пустяки, чепуха (чепуховина), чушь

Ересь

( греч . hairesis - особое вероучение ) - 1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей рел.; 2) отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение ; 3) вздор , чепуха .

( греч . отделение ) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20)-ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь -не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи , учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5.17; 23.8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24.5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15.5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (От 2.6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергам ­ской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями. В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства)-протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства. Гностики (от греч. гносис- знание ) (1-3 вв.)-последователи учения, по которому мир и материя-зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос . Поскольку плоть -зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время , особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение. Манихеи (3 в.)-последователи Мани (214-277 гг.), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром . Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии ( зороастризма , в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию , был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев. Ариане (4 в.)-последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 г. в Константинополе арианство было снова осуждено. Донатисты (4 в.)-последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям. Несториане (5 в.)-последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек , в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме . На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией. Монофизиты (5 в.)-последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство ), что во Христе преобладает одна сущность-Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия , Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем-Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут. Монофелиты (6-7 вв.)-последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями-Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей-Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий-патриарх константинопольский (610-38 гг.) и император Ираклий , который в 638 г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам . Павликиане (7 в.)-возможно, первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество , иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 г. они потерпели поражение, а в 878 г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства. Иконоборцы (8 в.)-представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 г. император Лев 3 запретил поклонение иконам . Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество было объявлено ересью. Богомилы (10 в.)-последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство , поклонение кресту , мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1 . Он сжег вождя богомилов Василия. Катары (от слова чистый) (11-13 вв.)-последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм , отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям. Вальденсы (12 в.)-последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи ( апостоль ­скую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение . Отрицали иконы и монополию священников на проповедь , считая, что всякий способный может проповедовать . Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам. Альбигойцы (12-13 вв.)-последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны ) и направлена официально созданная в это время ( 1215 г.) инквизиция с ее пытками и кострами. Начиная с 13 в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже-иезуитам). Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии-в 1820 г., в Испании-в 1834 г. и в папской области-в 1859 г. В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове , Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и « нестяжатели », протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу. В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел « раскол » и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами. Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в.. (См. церковь)

( греч . - особое вероучение ) - течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование. На Руси появилась с XII в. как обвинение духовенства в извращении слова Божия. В XIV - XVI вв. - выступление стригольников, новое учение Феодосия Косого и т.д.

- отклонение от предписанных религией взглядов.

Значение слова Ересь в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Елена - Елена дочь Ростислава Владимировича, князя Перемышльского. С ...
  • Елагины - Елагины русский дворянский род, разделившийся на несколько ...
  • Езерские - Езерские польские дворянские роды. Один из них, ...
  • Едешевы - Едешевы русский дворянский род. Каширский помещик Федор ...
  • Евфросиния - Евфросиния преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь ...
  • Евфимия - Евфимия дочь князя Владимира Андреевича Старицкого двоюродного ...
  • Евсюковы - Евсюковы старинный русский дворянский род. Федор Третьяков, ...
  • Еретик - — сторонник ереси . ...
  • Ералаш - – смесь разных сладостей. В переносном значении — ...
  • Епитрахиль - — часть богослужебного облачения православного священника . Представляет ...
  • Епископ - — надзиратель, блюститель — высший иерарх во многих ...
  • Епанча - – старинна» русская одежда, упоминается с XI в., ...
  • Единорог - – старинное русское гладкоствольное орудие . Е. – ...
  • Египтология - – область востоковедения, изучающая язык и письмо историю, ...
  • Акциз - — вид косвенного налога на предметы массового потребления ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари