- название кораблей Российского флота, оставивших заметный след в истории. 1) Винтовой корвет "Варяг". Построен в Улеаборге ( Финляндия ) в 1862 г. под наблюдением капитан а Корпуса корабельных инженеров Н.А. Арцеулова. Водоизмещение 2,156 тонн, длина 68.3 м, ширина 12 м., осадка 5.6 м., мощность машины 662 л.с., скорость хода 11 узлов , вооружение : семнадцать 196-мм бомбических орудий (с 1870 г. пять 152-мм и четыре 87-мм орудия), экипаж 340 офицеров , унтер-офицеров и матросов . Корвет 19 июля 1863 г. вышел в первый поход из Ревеля, в проливе Большой Бельт соединился с Балтийской эскадрой контр-адмирала С.С. Лесовского и принял участие в переход е через Атлантический океан в США. Прибыв 12 сентября в Нью-Йорк , "Варяг" вместе с другими кораблями эскадры ( фрегаты "Александр Невский", "Пересвет", "Ослябя", корвет "Витязь" и клипер "Алмаз") своим присутствием продемонстрировал поддержку Россией северных штатов в гражданской войне, способствовал упрочению международного положения федерального правительства США и отказу ряда европейских держав от вмешательства во внутриамериканский конфликт . Затем до 1866 г. корвет находился в состав е Тихоокеанской эскадры (на нем плавал воспитанник штурманского училища С.О. Макаров ). В 1867 г. вернулся в Кронштадт , в 1870 г. совершил плавание в Баренцево и Белое моря. В дальнейшем состоял в учебном отряде судов Морского училища, использовался для практического обучения гардемарин.Исключен из списков флота в 1886 г. 2) Бронепалубный крейсер "Варяг". Построен в 1899-1901 гг. на верфи "В. Крамп и сыновья" в Филадельфии (США) под наблюдением комиссии ( председатель капитал 1-го ранга М.А. Данилевский , затем капитан 1-го ранга Э.Н. Щенснович). Первый командир капитан 1-го ранга В.И. Бэр, затем капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев . В мае 1901 г. крейсер прибыл в Кронштадт, откуда перешел на Дальний Восток и в марте 1902 г. вошел в состав эскадры Тихого океана. Участвовал в дальних плаваниях, с конца 1903 г. находился в корейском порт у Чемульпо в качестве стационера. Здесь встретил начало русско-японской войны 1904-1905 гг. В первый же день - 27 января 1904 г. "Варяг" вместе с канонерской лодкой "Кореец" (капитан 2-го ранга Г.П. Беляев ) был заблокирован в Чемульпо эскадрой противника (2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера, 8 миноносцев). Не имея возможности маневрировать на узком фарватере и воспользоваться полным ходом из-за неисправности механизмов, крейсер и канонерская лодка вышли с акватории порта и приняли бой с численно превосходящим противником. В течение 45 минут артиллерия "Варяга" выпустила 1,105 снарядов, нанесла повреждения вражеским кораблям. Однако от попадания снарядов с японских кораблей на крейсере вышла из строя почти вся артиллерия, он получил подводные пробоины и принял много воды. Тяжелое ранение получил капитан 1-го ранга Руднев, погибло 33 моряка и более 120 было ранено. Русские корабли вернулись в порт, где по решению совета офицеров "Варяг" был затоплен, а "Кореец" взорван. После возвращения в Россию все офицеры удостоились орденов Св. Георгия 4-й степени, а матросы - знаков Военного ордена (Георгиевских крестов ). Японцы подняли крейсер и ввели в состав своего флота под названием "Сойя". 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским правительством и зачислен в состав Балтийского флота (оставаясь на Дальнем Востоке). Экипаж был укомплектован моряками Гвардейского экипажа, командование принял капитан 2-го ранга, затем капитан 1-го ранга К.И. фон Ден. Получивший прежнее имя "Варяг", крейсер совершил переход Южным морским путем и 17 ноября 1916 г. прибыл в Мурманск . 30 ноября зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. 25 февраля 1917 г. убыл для ремонта в Англию, в последующем стоял в Ливерпуле. После Октябрьского переворота в России английские военные власти разоружили крейсер и отправили экипаж на родину. В 1918 г. продан на слом частному предпринимателю, при буксировке штормом выброшен на камни вблизи города Лендалфута в Ирландском море . Разобран на металл в 1925 г. В память о подвиге "Варяга" в бою под Чемульпо сооружены памятники на месте захоронения перенесенных останков моряков во Владивостоке (Морское кладбище ) и на родине капитана 1-го ранга В.Ф. Руднева в Туле .
- прозвище скупщика разного товара по деревням. Это мог быть офеня, коробейник, щепетильник, меняющий мелочный товар на шкуры, шерсть, щетину, масло и пр.
крейсер , построен в США, в строю с 1901. В начале русско-японской войны 27.1(9.2). 1904 "В." ( капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев ) вместе с канонерской лодкой "Кореец" героически сражался у Чемульпо (Корея) с японской эскадрой. Ввиду угрозы захвата противником затоплен командой. В 1905 поднят японцами, в 1916 выкуплен Россией, включен в состав флотилии Северного Ледовитого океан а . В 1917 на ремонте в Великобритании. В 1920 продан на слом . Подвигу "В." посвящено несколько песен.