(гр. stuliths, лат. stylita), святые преп одобные , избравшие для себя особый подвиг - стояние на столпе как способ удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве. Хотя неопределенное упоминание об отшельник е , избравшем себе данный подвиг, имеется уже в словах Ефрема Сирина (ум. 373 г.), эпоха столпников начинается лишь в V когда к столпничеству обращается св. Симеон Столп ник . Св. Симеон (ок. 390-459) сначала подвизался как монах , затем как отшельник в Северной Сирии, а в 423 г. взошел на столп , где проводил время в непрестанной молитве. Столп поначалу был невысоким, но затем достраивался, пока не достиг приблизительно 20 метров в высоту. Св. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры , почитание его как святого распространилось еще при его жизни, особенно в сирийских общинах . В V-X вв. пример св. Симеона имел многих после дователей, в том числе преп. Даниила (V в.), преп. Иоанна и преп. Симеона Столпника Младшего (VI в.), преп. Алипия (VII в.) и др. Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо , могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания. Подвиг столпничества был известен и на Руси , на столпе спасались, например , преп. Никита столпник переяславский (ум. 1186 г.), преп. Савва Вишерский (ум. 1461 г.).
— христианский аскет- подвижник , пребывающий в состоянии непрерывной молитвы на « столпе » — открытой возвышенной площадке, башне и т. п. Основателем столпничества христианская традиция считает преп одобного Симеон а Столп ника (см.).