Что такое Старообрядцы? Значение слова Старообрядцы в историческом словаре

1) Старообрядцы - - часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона . В1654 г. его волею были изменены обрядовые формы, утвержденные ранее не только обычаем, но и Соборами епископов. Были также исправлены некоторые места старинных богослужебных книг. Запрещалось привычное двуперстие в крестном знамении, хождение "посолонь" во время богослужений, "сугубое аллилуя", начертание имени Христова - Исус (а не Иисус) и другие обрядовые обыкновения. Принудительное внедрение этих новшеств вызвало открытое неповиновение церковным властям. Начался " Раскол ". В дело вмешались и власти гражданские со всеми средствами принуждения, принятыми в то время, а это еще больше возмущало приверженцев старого обряда . "Где тот апостол , который приводит к Церкви кнутом, огнем и висилицей!?" - провозглашал горячий противник реформ, протопоп Аввакум . За упорное сопротивление реформам сожгли на костре коломенского епископа Павла, протопопов Никиту (по прозвищу - Пустосвят) и Аввакума. Последний в свой смертный час поднял с огненного сруба вверх двуперстие и вскричал: "Пусть будет проклята на веки веков казнь смертию за веру, за свободу душевную!" Погибли на кострах и другие четыре священника , которым предварительно вырвали языки.. На далеком севере, в Соловецком монастыре, тоже не приняли нововведений патриарха Никона. Там на волостях тогда еще проживало немало Казаков, и в годы "Раскола" монастырь посетил Степан Разин. Возможно, что идеалы своей борьбы он принес именно оттуда. Непокорному монастырю пришлось выдержать почти 8-летнюю осаду (1668-1676). На его высоких стенах стояло до 90 пушек, запасов продовольствия собрано было на несколько лет, на помощь к монахам пришло свыше 500 человек разного люда, в том числе и "воровские Казаки ". Московские войска окружили монастырь со всех сторон и брали его измором. Когда, наконец, голод заставил его сдаться, победители передушили монахов в петлях, а других участников сопротивления разослали на покаяние по отдаленным обителям, пообрезав им сначала носы и уши. В 1682 г. Московский Собор епископов принял постановление об искоренении "Раскола" и преследовании всех приверженцев старого обряда. В то время на Дону большая часть населения не приняла "никонианскую ересь ". Казаки открыто заявляли свой протест , причем "на первых порах руководство движением захватила группа старшин и богатых Казаков, которые не желали смириться с уничтожением политической независимости Войска Донского" (Пронштейн). В Войсковые атаманы часто избирались Старообрядцы . Такими были: Самойла Лаврентьев, Илья Зерщиков и Петр Емельянов. Но русское правительство , при помощи царских милостей и "жалования" сумело привлечь на свою сторону остальных влиятельных старшин, во главе с кандидатом в новые Войсковые атаманы Фролом Миняевым. Сторонникам Москвы удалось добиться его выбора, осуждения "Раскола" на Войсковом Круге и выдачи русским властям главного проповедника "древней веры благочестия" Козьмы Косого. Самойле Лаврентьеву пришлось "покиня атаманство ухорониться". Новый атаман Миняев, отыскав его, тоже отправил в Москву, вместе с другими проповедниками и упорными Старообрядцами. Их там казнили 10 мая 1688 г. Но вместе с тем Миняев чувствовал шаткость своего положения. Он доносил в Москву, что сам не сможет справиться с раскольниками, если не принять нужных мер, на Дону повторится "воровство, как при Стеньке Разине". Русское правительство поняло, какие меры имеет в виду атаман и послало ему на помощь сильное войско. Городки и обители, где укрывались наиболее упорные С-цы, были уничтожены. Главный их центр , Заполянский городок, солдаты взяли после пятимесячной осады и защитников его перебили. Всех Казаков снова привели к присяге, а не смирившихся казнили на месте или отсылали для этого в Черкасск, Царицын и Москву. В результате всех этих зверств, весною 1688 г. на реке Кума появились беженцы с Дона. Туда же за турецкую границу позднее ушло много больше С-цев. Но "Раскол" среди Донцов искоренить так и не удалось. "Истинное благочестие" стало одним из вдохновляющих лозунгов при восстании К. Булавина. Пользовался им и Е.И. Пугачев. Несмотря на зверские казни и суровые мероприятия в станицах покоренного Дона до наших дней сохранялись крупные общины С-цев. Борьбу со "староверами" церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917г., после чего началось гонение на всякую веру. С-цы особенно преследовались в царствование императора Николая I, но и при его сыне - Царе-Освободителе Александре II их участь также заслуживала сожаления. О том как это происходило на Урале , сообщалось в заграничном журнале "Общее Вече ", №1 от 15 июля 1862 г., статья "Уральское Дело": "В начале 1859 г., когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синоду было доложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско , Синод велел обратить особенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер-прокурор , по соглашению с членами Синода, полагая необходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных вредных людей немедленное удаление их без огласки из Края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-майору Столыпину доверию Его Величества, впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им право -людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание , хотя бы то были люди Войскового сословия , - немедленно высылать: Столыпину - из Войска в Оренбург , а Катенину - из Оренбурга в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это император Александр наложил резолюцию собственноручно: "Согласен, но единственно по делам о расколе". Мы слышали, что это зверское поведение Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Дело в том, что Казаки просили свободы Старообрядчеству. Вместо этого им дали Единоверие, причем наследник, для возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный образ . Казаки не поддались, Единоверия не приняли и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф Железное - что-то он сделает? МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ "КАЗАКИ СДАЛИСЬ. ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫКАТЬ, КАК УГОДНО". Наряду с этим и в то же время дело обстояло совсем иначе там, где начальником был Казак, генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов . Сохранился подписанный им документ: " Управление военного начальника Августовского отдела Октября 27 дня 1863 № 4228/ 63, г. Сувалки Свидетельство Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской губернии и того же уезда старообрядцам разрешено мной восстановить, перестроивать и поправлять разрушенные молитвенные домы их во всех деревнях. Вследствие сего предписывается всем военным и гражданским начальствам не чинить им в том препятствий. Военный начальник. Генерал - лейтенант Бакланов И.Д. Помощника, Штабс-капитан Жеванов". В казачьих обществах С. распространенная религиозная группа. Кое-как Казакам удавалось оставаться при особом мнении, отказываться от исправленных книг и от духовенства, назначенного из Москвы. По их понятиям "Никонианство" было возвращением к язычеству, "в еллинскую веру", и многие восстания против России питались именно приверженностью к старому обряду. Церковные реформы стали признаваться Казаками только после окончательного покорения, но среди них и в начале нашего века было еще много убежденных старообрядцев. Как общественная группа, на долю которой выпало много притеснений, С. воспитали в себе твердое сознание своей правоты и готовность принести за веру любые жертвы. Особенно крепко Старая Вера держалась в эмиграции у Некрасовцев и на р. Урале, далеко от русских правительственных центров. Там благочестие древней веры накладывало свой отпечаток на весь быт С-цев, сохранивших основной тип положительного, работящего и хозяйственного Казака, оберегающего во всей чистоте и нерушимости каждую мелочь старинных казачьих обыкновений. Между исповедниками старообрядчества по всей России они славились благочестием и стойкостью в делах веры, восхвалялись за отказ принять белокриницких и единоверческих пастырей. Центрами и хранителями религиозных устоев служили скиты - монастыри , а из них особенно значительным считался скит, названный Сергиевским в честь старца Сергия, скрывшегося к Уральцам во время гонений на "раскольников". Казаки почитали своего старца святым и верили каждому его учительскому слову. Скит был построен в 1752 г. между истоками рек Бузулук и Чаган, 140 км от Уральска и вблизи уметов (хуторов) Гниловского и Соболева. Вскоре после основания он имел уже свою мельницу, а братия вела обширное хозяйство в поле , развела сады и огороды. В монастыре был введен строгий устав Феодора Студийского; церковная служба начиналась в 2 часа ночи и продолжалась до 7 часов утра; потом шел отдых и трудовой день с перерывом на обед, во время которого один из старцев читал по Четьи - Минеям положенное на тот день житие одного из христианских святых. Вечерняя служба кончалась к семи часам, после чего следовал ужин и братия отправлялась на покой. Ворота не запирались ни днем ни ночью, не выставлялось никаких караульщиков, всякого прохожего и проезжего принимали как желанного гостя. Старцы носили особое монашеское одеяние; его составляли: 1) длинная суконная рубаха, одетая на голое тело; 2) мантия , пелерина синего сукна, где синий цвет означал небесное происхождение Иисуса Христа; 3) кокор или большой покров от шеи до пояса, черного сукна с красным кантом -символом окровавленных одежд Христа; 4) скуфья , сшитая из четырех клинов и обложенная у основания войлочным "обручиком", означавших четырех евангелистов и венец Христов; 5) обычная принадлежность - четки из кожи, лестовка, оружие против мирских соблазнов. Здесь же в лесах Среднего Сырта находились Гниловский и Садовский женские монастыри, где Казачки-девушки до замужества обучались "всему житейскому на потребу", грамоте, пению и сокровенному смыслу церковной службы. Недалеко от монастырей проживали на покое в своих хуторах отставные старшины , влиятельные особы уральского общества из семей Акутиных, Донсковых, Бурениных и др. Придерживаясь старины, эти лица всемерно обороняли скиты от произвола русских чиновников, которым все же иногда удавалось в служебном рвении произвести опустошения и разгромы этих тихих пристанищ и духовных центров Уральских Казаков. Пользовались известностью такие мужские монастыри в уметах Красном и Бударинском. Благодаря строгому образу жизни старцев, в станицах и селах их встречали ласково и почтительно, как угодных Богу посланников. Поэтому их влияния распространялись за пределы церковных интересов и находили отражение в личной, семейной и общественной жизни Казаков. В 1800 г. в целях искоренения "раскола", были обнародованы Правила Единоверия, на основании которых старообрядческие общины могли выполнять все предписания древнего благочестия и пользоваться дониконианскими богослужебными книгами в том случае, если они согласятся принять на приходы священников, присланных православными епископами. Уральцы единоверия не приняли. Тогда русские единоверцы послали на Урал из Москвы с увещеваниями владыку Софрония, предполагая в нем будущего уральского епископа. Посольство не принесло желаемых результатов, а старцы Сергиевского скита не приняли Софрония "достодолжно". Но все же игумен скита Израил склонился на его увещания и принял из его рук сан иеромонаха . После этого Софроний уехал, а старцы осудили действия Израила, сместили его с поста игумена и отправили на покаяние в Бударинский монастырь, под начало строгого игумена Игнатия. Израил добился там популярности, братия признала его сан иеромонаха и поставила игуменом вместо нелюбимого Игнатия. При содействии Израила Единоверие стало распространяться по всей земле Уральских Казаков. (По данным из книг: Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях, т. 2, изд. Вестник Знания; А.П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в., Ростов н/Дону, 1961; П. Юдин. В Сыртовских дебрях, журнал " Русская Старина ", 1896, т.I; Н.Н. Воробьев. О Казаках-Некрасовцах, журнал " Родимый Край ", №67, Париж , 1966).

2) Старообрядцы - - представители старой веры, противники реформ Никона , которые патриарх проводил с 1653 г., возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум .

3) Старообрядцы - - общее название последователей ортодоксального православия до церковной реформы, проведенной патриархом Никоном (1653 - 1656 гг.).

Старообрядцы

- часть право славных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона . В1654 г. его волею были изменены обрядовые формы, утвержденные ранее не только обычаем, но и Собор ами епископов. Были также исправлены некоторые места старинных богослужебных книг. Запрещалось привычное двуперстие в крестном знамении, хождение "посолонь" во время богослужений, "сугубое аллилуя", начертание имени Христов а - Исус (а не И исус ) и другие обрядовые обыкновения . Принудительное внедрение этих новшеств вызвало открыто е неповиновение церковным властям. Начался " Раскол ". В дело вмешались и власти гражданские со всеми средствами принуждения, принятыми в то время, а это еще больше возмущало приверженцев старого обряда . "Где тот апостол , который приводит к Церкви кнутом, огнем и висилицей!?" - провозглашал горячий против ник реформ, протопоп Аввакум . За упорное сопротивление реформам сожгли на костре коломенского епископа Павла, прото попов Никиту (по прозвищу - Пустосвят ) и Аввакума. После дний в свой смертный час поднял с огненного сруба вверх двуперстие и вскричал: "Пусть будет проклята на веки веков казнь смертию за веру, за свободу душевную!" Погибли на кострах и другие четыре священника , которым предварительно вырвали языки .. На далеко м севере, в Соловецком монастыре, тоже не приняли нововведений патриарха Никона. Там на волостях тогда еще проживало немало Казак ов , и в годы "Раскола" монастырь посетил Степан Разин . Возможно, что идеалы своей борьбы он принес именно оттуда . Непокорному монастырю пришлось выдержать почти 8-летнюю осаду (1668-1676). На его высоких стенах стояло до 90 пушек, запасов продовольствия собрано было на несколько лет, на помощь к монахам пришло свыше 500 человек разного люда, в том числе и "воровские Казаки ". Московские войска окружили монастырь со всех сторон и брали его измором. Когда , наконец , голод заставил его сдаться , п обед ители передушили монахов в петлях, а других участников сопротивления разослали на покаяние по отдаленным обителям, пообрезав им сначала носы и уши. В 1682 г. Московский Собор епископов принял постановление об искоренении "Раскола" и преследовании всех приверженцев старого обряда. В то время на Дону большая часть населения не приняла "никонианскую ересь ". Казаки открыто заявляли свой протест , причем "на первых порах руководство движением захватила группа старшин и богатых Казаков, которые не желали смириться с уничтожением политической независимости Войска Донского" (Пронштейн). В Войско вые атаман ы часто избирались Старообрядцы . Такими были: Самойла Лаврентьев , Илья Зерщиков и Петр Емельянов . Но русское правительство , при помощи царских милостей и "жалования" сумело привлечь на свою сторону остальных влиятельных старшин, во главе с кандидатом в новые Войсковые атаманы Фролом Миняевым. Сторонникам Москвы удалось добиться его выбора, осуждения "Раскола" на Войсковом Круге и выдачи русским властям главного проповедника "древней веры благочестия" Козьмы Косого. Самойле Лаврентьеву пришлось "покиня атаманство ухорониться". Новый атаман Миняев, отыскав его, тоже отправил в Москву, вместе с другими проповедниками и упорными Старообрядцами. Их там казни ли 10 мая 1688 г. Но вместе с тем Миняев чувствовал шаткость своего положения. Он доносил в Москву, что сам не сможет справиться с раскольниками, если не принять нужных мер, на Дону повторится "воровство, как при Стеньке Разине". Русское правительство поняло, какие меры имеет в виду атаман и послало ему на помощь сильное войско. Городки и обители, где укрывались наиболее упорные С-цы, были уничтожены. Главный их центр , Заполянский городок , солдаты взяли после пятимесячной осады и защитников его перебили. Всех Казаков снова привели к присяге, а не смирившихся казнили на месте или отсылали для э того в Черкасск, Царицын и Москву. В результате всех этих зверств, весною 1688 г. на реке Кума появились беженцы с Дона . Туда же за турецкую границу позднее ушло много больше С-цев. Но "Раскол" среди Донцов искоренить так и не удалось. "Истинное благочестие " стало одним из вдохновляющих лозунгов при восстании К. Булавина. Пользовался им и Е.И. Пугачев . Несмотря на зверские казни и суровые мероприятия в станицах покоренного Дона до наших дней сохранялись крупные общины С-цев. Борьбу со "староверами" церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917г., после чего начало сь гонение на всякую веру. С-цы особенно преследовались в царствование император а Николая I, но и при его сыне - Царе-Освободителе Александр е II их участь также заслуживала сожаления. О том как это происходило на Урал е , сообщалось в заграничном журнал е "Общее Вече ", №1 от 15 июля 1862 г., статья "Уральское Дело ": "В начале 1859 г., когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синод у было доложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско , Синод велел обратить особенное внимание на старообрядческих попов, учителей и устав щиков. Обер-прокурор , по соглашению с членами Синода, полагая необходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных вредных людей немедленно е удаление их без огласки из Края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-майору Столыпин у доверию Его Вели чества, впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им право -людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание , хотя бы то были люди Войскового сословия , - немедленно высылать : Столыпину - из Войска в Оренбург , а Катенину - из Оренбурга в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это император Александр наложил резолюцию собственноручно : "Согласен, но единственно по делам о расколе". Мы слышали, что это зверское поведение Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Дело в том, что Казаки просили свободы Старообрядчеству. Вместо этого им дали Единоверие, причем наследник , для возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный образ . Казаки не поддались, Единоверия не приняли и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург , а на Урал послан Иосиф Железное - что-то он сделает? МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ "КАЗАКИ СДАЛИСЬ. ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫКАТЬ, КАК УГОДНО". Наряду с этим и в то же время дело обстояло совсем иначе там, где начальник ом был Казак, генерал- лейтенант Яков Петрович Бакланов . Сохранился подписанный им документ : " Управление военного начальника Августовского отдела Октября 27 дня 1863 № 4228/ 63, г. Сувалки Свидетельство Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской губернии и того же уезда старообрядцам разрешено мной восстановить , перестроивать и поправлять разрушенные молитвенные домы их во всех деревнях. Вследствие сего предписывается всем военным и гражданским начальствам не чинить им в том препятствий. Военный начальник. Генерал - лейтенант Бакланов И.Д. Помощника, Штабс-капитан Жеванов". В казачьих общества х С. распространенная религиозная группа. Кое-как Казакам удавалось оставаться при особом мнении, отказ ываться от исправленных книг и от духовенства, назначенного из Москвы. По их понятиям "Никонианство" было возвращением к язычеству, "в еллинскую веру", и многие восстания против России питались именно приверженностью к старому обряду. Церковные реформы стали признаваться Казаками только после окончательного покорения, но среди них и в начале нашего века было еще много убежденных старообрядцев. Как общественная группа, на долю которой выпало много притеснений, С. воспитали в себе твердое сознание своей правоты и готовность принести за веру любые жертвы. Особенно крепко Старая Вера держалась в эмиграции у Некрасовцев и на р. Урале, далеко от русских правительственных центров. Там благочестие древней веры накладывало свой отпечаток на весь быт С-цев, сохранивших основной тип положительного, работящего и хозяйственного Казака, оберегающего во всей чистоте и нерушимости каждую мелочь старинных казачьих обыкновений. Между исповедниками старообрядчества по всей России они славились благочестием и стойкостью в делах веры, восхвалялись за отказ принять белокриницких и единоверческих пастырей. Центр ами и хранителями религиозных устоев служили скиты - монастыри , а из них особенно значительным считался скит, названный Сергиевским в честь старца Сергия, скрывшегося к Уральцам во время гонений на "раскольников". Казаки почитали своего старца святым и верили каждому его учительскому слову. Скит был построен в 1752 г. между истоками рек Бузулук и Чаган , 140 км от Уральска и вблизи уметов (хуторов) Гниловского и Соболева. Вскоре после основания он имел уже свою мельницу, а братия вела обширное хозяйство в поле , развела сады и огороды. В монастыре был введен строгий устав Феодора Студийского; церковная служба начиналась в 2 часа ночи и продолжалась до 7 часов утра; потом шел отдых и трудовой день с перерывом на обед, во время которого один из старцев читал по Четьи - Минеям положенное на тот день житие одного из христианских святых. Вечерняя служба кончалась к семи часам, после чего следовал ужин и братия отправлялась на покой . Ворота не запирались ни днем ни ночью , не выставлялось никаких караульщиков, всякого прохожего и проезжего принимали как желанного гостя. Старцы носили особое монашеское одеяние ; его составляли: 1) длинная суконная рубаха , одетая на голое тело ; 2) мантия , пелерина синего сукна, где синий цвет означал небесное происхождение Иисуса Христа ; 3) кокор или большой покров от шеи до пояса, черного сукна с красным кантом -символом окровавленных одежд Христа; 4) скуфья , сшитая из четырех клинов и обложенная у основания войлочным "обручиком", означавших четырех евангелистов и венец Христов; 5) обычная принадлежность - четки из кожи, лестовка , оружие против мирских соблазнов. Здесь же в лесах Среднего Сырта находились Гниловский и Садовский женские монастыри, где Казачки-девушки до замужества обучались "всему житейскому на потребу", грамоте, пению и сокровенному смыслу церковной службы. Недалеко от монастырей проживали на покое в своих хуторах отставные старшины , влиятельные особы уральского общества из семей Акутиных, Донсковых, Бурениных и др. Придерживаясь старины, эти лица всемерно обороняли скиты от произвола русских чиновников, которым все же иногда удавалось в служебном рвении произвести опустошения и разгромы этих тихих пристанищ и духовных центров Уральских Казаков. Пользовались известностью такие мужские монастыри в уметах Красном и Бударинском. Благодаря строгому образу жизни старцев, в станицах и селах их встречали ласково и почтительно, как угодных Богу посланников. Поэтому их влияния распространялись за пределы церковных интересов и находили отражение в личной , семейной и общественной жизни Казаков. В 1800 г. в целях искоренения "раскола", были обнародованы Правила Единоверия, на основании которых старообрядческие общины могли выполнять все предписания древнего благочестия и пользоваться дониконианскими богослужебными книгами в том случае, если они согласятся принять на приходы священников, присланных православными епископами. Уральцы единоверия не приняли. Тогда русские единоверцы послали на Урал из Москвы с увещеваниями владыку Софрония, предполагая в нем будущего уральского епископа. Посольство не принесло желаемых результатов, а старцы Сергиевского скита не приняли Софрония "достодолжно". Но все же игумен скита Израил склонился на его увещания и принял из его рук сан иеромонаха . После этого Софроний уехал, а старцы осудили действия Израила, сместили его с поста игумена и отправили на покаяние в Бударинский монастырь, под начало строгого игумена Игнатия. Израил добился там популярности, братия признала его сан иеромонаха и поставила игуменом вместо нелюбимого Игнатия. При содействии Израила Единоверие стало распространяться по всей земле Уральских Казаков. (По данным из книг: Н.И. Костомаров . Русская история в жизнеописаниях, т. 2, изд. Вестник Знания ; А.П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в., Ростов н/Дону, 1961; П. Юдин . В Сыртовских дебрях, журнал " Русская Старина ", 1896, т.I; Н.Н. Воробьев . О Казаках-Некрасовцах, журнал " Родимый Край ", №67, Париж , 1966).

- представители старой веры, против ники реформ Никона , которые патриарх проводил с 1653 г., возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум .

- общее на звание после дователей ортодоксального право славия до церковной реформы , проведенной патриархом Никоном (1653 - 1656 гг.).

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Скребло - крупное орудие с выпуклым рабочим краем. Мустье ...
  • Синантроп - один из видов архантропа (Homo erectus), останки ...
  • Сетка - разметка раскопа на квадраты (обычно 2 на ...
  • Свинья - одомашнена в Китае в неолите . В ...
  • Сапропель - илистые отложения пресноводных бассейнов, содержащие обилие органических ...
  • Сандалия - раннепалеолитическая стоянка в Югославии. Найдены орудия олдувайского ...
  • Саккара - могильник недалеко от Каира . Сохранилась ступенчатая ...
  • Сословия - утвержденный государственным правом класс жителей, отличающихся от ...
  • Солодухины - (куб.) 1) Гавриил Алексеевич род. 25 марта 1900 ...
  • Смута - историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное ...
  • Слободы - населенные пункты, жители которых земледельцы пользовались ...
  • Славяне - общее имя для народов индоевропейской расы говорящих ...
  • Скуфья - остроконечная скифская шапочка в облачении духовенства; русским ...
  • Скифы - общее название народов, населявших древнюю Скифию; оно ...
  • Плоть - — евр. васар, гуф. Плоть . Слово плоть ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари