Что такое Сословия? Значение слова Сословия в историческом словаре

1) Сословия - - замкнутые общественные группировки одного уровня, возникающие на основе обычая и оформляемые законодательно. В XV-XIX вв.: боярство , дворянство , крестьянство , городское сословие (" посадские люди "), купечество , духовенство , казачество .

2) Сословия - - утвержденный государственным правом класс жителей, отличающихся от другой части населения страны родом деятельности и гражданским состоянием (сословными правами). С. образуются в границах государства, как неизбежный фактор общественного развития в соответственную эпоху социальной эволюции. В России до революции 1917 г. различалось пять основных Сословий: дворянство , духовенство , купечество , мещанство и крестьянство . В СССР, по мнению некоторых правоведов, члены коммунистической партии тоже составляют замкнутое сословие , привилегированный класс, в отличие от покорных масс беспартийного населения. Прием в партию мало отличается от "верстания" в дети боярские , помещики и дворяне, практиковавшегося в Московском государстве. Общественная структура казачьих предков Удзов, Торков, Берендеев, Бродников и других племен еще не изучена. Известно только, что у них были свои князья , а значит существовали и охранители власти, дружинники, пользовавшиеся особыми правами. Такая же дружина из местных жителей Казаров-Касаков имелась в X веке у князя Мстислава Храброго в его казачьей Томаторкани. Подобно этому и в Запорожской республике "знатные войсковые товарищи " имели отчетливо классовый облик, хотя они получали это звание волею самого народа , в награду за боевые заслуги. Из их среды Казаки чаще всего выбирали своих атаманов и командиров. Войсковые товарищи противопоставлялись казачьему "поспольству", которое часто именовалось " чернью ", по аналогии с пчелиным роем. Там же, как и в Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки других сословий: Казаки - мещане , ремесленники , купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали в смешанных украинско-казачьих городских общинах , подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта , Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих "городовых атаманов". Вскоре после возвращения на Дон, там выделилась отдельная группа Казаков-пионеров: "старые", "домовитые", отстаивавшие свои политические и экономические преимущества от покушения на них бесхозяйственных Казаков-новоприходцев, "голутвенных", возвращавшихся на родную реку с большим опозданием. Такие же зародыши сословного деления возникали и в других полукочевых казачьих общинах. Но повсюду Народные Собрания, Круги и Рады, руководствуясь обычным правом, препятствовали развитию их в истинные С. Служилые Казаки , покинув Русь и возвратившись на свои реки, теряли звания детей боярских и дворян, полученные ими во время службы царям. С. регламентировались у Казаков только после того, как их земли попали под контроль соседних государей, без различия были ли то золотоордынекие ханы, короли польско-литовские или цари московские. Каждый государь неизменно старался приобрести среди Казаков "своих людей", жалуя особенно лиц наиболее у них авторитетных, атаманов и выборных старшин. Именно из них Указы и Правилен создавали прослойку беев, дворян и шляхты, в то время как рядовые массы все больше закабалялись дополнительными обязанностями и теряли возможность распоряжаться своими судьбами. Среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные " лучшие люди ", небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев "милостиго государя"; Казаки-купцы приобретают сословный статус "торговых Казаков", остальным станичникам предоставлялось положение земледельцев и рядовых с правом тоже выйти в "лучшие люди", при образовании превышающем общий уровень или при исключительной военной доблести. Так закрепилось у Казаков три основных С-вия: первое, огромное большинство населения, свободные землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки . Духовенство тоже составляло отдельное С-вие, но оно с годами перестало быть чисто-казачьим, т.к. все больше насыщалось иногородними служителями Православной Церкви. Для казачьих народных масс появление своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в доходный и приятный долг только для привилегированного сословия , народ же должен был выполнять все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой семье много денег. Малокультурные дворяне часто пользовались своим старшинским положением. Иные из них, особенно в XVIII столетии, беззастенчиво притесняли рядовых станичников. Но с укреплением правовых норм и с общим развитием образования, злоупотребления стали менее возможными. Злонамеренные старшины ставились под действительный контроль; дворянство проживало свои состояния, становилось экономически ниже торговых людей и даже многих хозяйственных станичников. Антонио де Романо , посетивший Дон в начале XIX в., писал, что там среди наемных рабочих "нередко можно встретить казачьих офицеров" и он сам "видел даже майора в числе работников у одного урядника , владельца невода " (А.П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Дону 1961). Казаки смирились с существованием классовых различий, полагая, что в благоустроенном обществе сословного деления избежать невозможно. Благодаря этому, после революции 1917 г., пропаганда ленинцев нашла сочувствие лишь у незначительной части казачьего населения империи и классовых антагонизмов в нем не пробудила.

3) Сословия - - социально-правовые группы докапиталистических обществ, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями. В России после реформ Петра I и Екатерины II - это духовенство , дворянство , гильдейское купечество (привилегированные "неподатные" сословия ), мещане , крестьянство (непривилегированные "податные" сословия).

4) Сословия - - социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, включающей обычно несколько сословий, характерна иерархия , которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. Классическим принято считать сословное деление общества во Франции, где с XIV-XV вв. существовали высшие сословия ( духовенство и дворянство ) и непривилегированное третье сословие ( ремесленники , купцы, крестьяне), которое платило налоги и выполняло различные повинности в пользу первых двух сословий, государства и церкви. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство , купечество , мещан. Официально сословия в России были упразднены в 1917 г.

Сословия

- замкнутые общественные группировки одного уровня, возникающие на основе обычая и оформляемые законодательно. В XV-XIX вв.: боярство , дворянство , крестьянство , городское сословие (" посадские люди "), купечество , духовенство , казачество .

- утвержденный государственным правом класс жителей, отличающихся от другой части населения страны родом деятельности и гражданским состоянием (сословными правами). С. образуются в границах государства, как неизбежный фактор общественного развития в соответственную эпоху социальной эволюции. В России до революции 1917 г. различалось пять основных Сословий: дворянство , духовенство , купечество , мещанство и крестьянство . В СССР, по мнению некоторых правоведов, члены коммунистической партии тоже составляют замкнутое сословие , привилегированный класс, в отличие от покорных масс беспартийного населения. Прием в партию мало отличается от "верстания" в дети боярские , помещики и дворяне, практиковавшегося в Московском государстве. Общественная структура казачьих предков Удзов, Торков, Берендеев, Бродников и других племен еще не изучена. Известно только, что у них были свои князья , а значит существовали и охранители власти, дружинники, пользовавшиеся особыми правами. Такая же дружина из местных жителей Казаров-Касаков имелась в X веке у князя Мстислава Храброго в его казачьей Томаторкани. Подобно этому и в Запорожской республике "знатные войсковые товарищи " имели отчетливо классовый облик, хотя они получали это звание волею самого народа , в награду за боевые заслуги. Из их среды Казаки чаще всего выбирали своих атаманов и командиров. Войсковые товарищи противопоставлялись казачьему "поспольству", которое часто именовалось " чернью ", по аналогии с пчелиным роем. Там же, как и в Гетманщине, путем личной инициативы выделялись зачатки других сословий: Казаки - мещане , ремесленники , купцы, земледельцы. Они безусловно не были равны экономически, обладали различными правами и по разному влияли на общественную жизнь края. Из них те, которые проживали в смешанных украинско-казачьих городских общинах , подчинялись не войтам и бурмистрам, а своим выборным атаманам. И в то время как мещане из Украинцев имели первой судебной инстанцией войта , Казаки-мещане по небольшим преступлениям подлегали суду своих "городовых атаманов". Вскоре после возвращения на Дон, там выделилась отдельная группа Казаков-пионеров: "старые", "домовитые", отстаивавшие свои политические и экономические преимущества от покушения на них бесхозяйственных Казаков-новоприходцев, "голутвенных", возвращавшихся на родную реку с большим опозданием. Такие же зародыши сословного деления возникали и в других полукочевых казачьих общинах. Но повсюду Народные Собрания, Круги и Рады, руководствуясь обычным правом, препятствовали развитию их в истинные С. Служилые Казаки , покинув Русь и возвратившись на свои реки, теряли звания детей боярских и дворян, полученные ими во время службы царям. С. регламентировались у Казаков только после того, как их земли попали под контроль соседних государей, без различия были ли то золотоордынекие ханы, короли польско-литовские или цари московские. Каждый государь неизменно старался приобрести среди Казаков "своих людей", жалуя особенно лиц наиболее у них авторитетных, атаманов и выборных старшин. Именно из них Указы и Правилен создавали прослойку беев, дворян и шляхты, в то время как рядовые массы все больше закабалялись дополнительными обязанностями и теряли возможность распоряжаться своими судьбами. Среди Казаков и на казачьей земле появляются узаконенные " лучшие люди ", небольшое число крупных помещиков и множество хуторян, землевладельцев "милостиго государя"; Казаки-купцы приобретают сословный статус "торговых Казаков", остальным станичникам предоставлялось положение земледельцев и рядовых с правом тоже выйти в "лучшие люди", при образовании превышающем общий уровень или при исключительной военной доблести. Так закрепилось у Казаков три основных С-вия: первое, огромное большинство населения, свободные землепашцы; второе, чиновно-служилое дворянство; третье, купцы, торговые Казаки . Духовенство тоже составляло отдельное С-вие, но оно с годами перестало быть чисто-казачьим, т.к. все больше насыщалось иногородними служителями Православной Церкви. Для казачьих народных масс появление своей шляхты и дворянства стало печальной необходимостью. Служба престолам обратилась в доходный и приятный долг только для привилегированного сословия , народ же должен был выполнять все больше различных повинностей, связанных с непременной военной службой и стоивших каждой семье много денег. Малокультурные дворяне часто пользовались своим старшинским положением. Иные из них, особенно в XVIII столетии, беззастенчиво притесняли рядовых станичников. Но с укреплением правовых норм и с общим развитием образования, злоупотребления стали менее возможными. Злонамеренные старшины ставились под действительный контроль; дворянство проживало свои состояния, становилось экономически ниже торговых людей и даже многих хозяйственных станичников. Антонио де Романо , посетивший Дон в начале XIX в., писал, что там среди наемных рабочих "нередко можно встретить казачьих офицеров" и он сам "видел даже майора в числе работников у одного урядника , владельца невода " (А.П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Дону 1961). Казаки смирились с существованием классовых различий, полагая, что в благоустроенном обществе сословного деления избежать невозможно. Благодаря этому, после революции 1917 г., пропаганда ленинцев нашла сочувствие лишь у незначительной части казачьего населения империи и классовых антагонизмов в нем не пробудила.

- социально-правовые группы докапиталистических обществ, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями. В России после реформ Петра I и Екатерины II - это духовенство , дворянство , гильдейское купечество (привилегированные "неподатные" сословия ), мещане , крестьянство (непривилегированные "податные" сословия).

- социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, включающей обычно несколько сословий, характерна иерархия , которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. Классическим принято считать сословное деление общества во Франции, где с XIV-XV вв. существовали высшие сословия ( духовенство и дворянство ) и непривилегированное третье сословие ( ремесленники , купцы, крестьяне), которое платило налоги и выполняло различные повинности в пользу первых двух сословий, государства и церкви. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство , купечество , мещан. Официально сословия в России были упразднены в 1917 г.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Сословия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Селифонтовы - Селифонтовы дворянский род, происходящий от новгородца Селифонтея ...
  • Селивановы - Селивановы дворянские роды. Один из них происходит ...
  • Стольник - чин придворного, в обязанности которого входило прислуживать ...
  • Сотник - командир сотни в русском войске до начала ...
  • Схизма - Сознательный разрыв с единством Церкви, решительно осуждаемый авторитетными ...
  • Скотизм - Схоластическая философия, положения которой обычно ассоциируются именем философа ...
  • Стрингер - (англ. stringer, от string привязывать, скреплять) ...
  • Стрела - метательный снаряд для стрельбы из лука и ...
  • Спетум - (spetum) длинное колющее древковое оружие с прямым ...
  • Спата - длинный прямой древнеримский меч 750800 мм длиной ...
  • Спадон - швейцарский, реже германский двуручный меч, размером достигающий ...
  • Скьявона - меч долматских славян, бытовавший среди наемников в ...
  • Скрамасакс - тяжелый короткий однолезвийный меч германцев. Общая длина ...
  • Скаллоп - разновидность палаша с гардой в виде раковины. ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари