Что такое Смута? Значение слова Смута в историческом словаре

Смута - - историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Начало С. совпадает с воцарением Бориса Годунова, посаженного на трон Земским Собором 6 февраля 1598 г. До этого он 10 лет состоял при своем болезненном и слабовольном шурине Федоре Ивановиче в качестве полновластного правителя государства и не пользовался симпатиями широких народных масс, особенно после того, как пошли слухи, что младший брат царя Димитрий погиб от рук убийц, подосланных Годуновым . До этого времени у всех Казаков сложились довольно крепкие традиционные отношения с Московскими государями. Царь Иван Грозный , будучи юродствующим тираном в своей стране, умел ценить услуги Казаков; не претендовал на их Старое Поле , а наоборот, не раз подтверждал их права на Дон и Терек своим словом . Сам он исторических прав на них предъявить не мог, т.к. казачьи земли никогда не принадлежали Московии, потому и оставлял их во владении казачьих республик. Не хотел только делиться с ними торговым водным путем по Волге, который приобрел по способу завоевания. У Казаков же было много причин сохранять дружбу с царем. Он был могущественным христианским владыкой севера, а их окружали враждебные мусульмане . Борясь с ними, предупреждая их набеги на Московию, отбирая от них пленников-христиан, Казаки считали заслуженными покровительство и пожалования-христианского государя, тем более, что они непосредственно помогали ему справиться с остатками Золотой Орды: в 1552 г. участвовали во взятии Казани, в 1554 г. подготовили бескровное занятие Астрахани, в 1569 г., при нашествии, на нее Турок, разрушали их тылы и взорвали азовские пороховые погреба ; наконец, в 1582 году поднесли Ивану Грозному богатый подарок. Западную Сибирь , завоеванную Ермаком Тимофеевичем, За все это Казаки , как федераты (см.), периодически получали из Москвы транспорты "жалованных" хлеба, сукон, пороха , свинца и вина. Кроме того, они могли беспрепятственно пользоваться рынками московских городов, примыкающих к границам их Поля. А хозяйство восстанавливающейся после падения Золотой Орды республики требовало постоянного пополнения продуктами цивилизации от боевого снаряжения до ножа, ложки и иглы. Таким образом, взаимная помощь и связи суверенного народа с суверенным главою соседнего государства обратились в традицию; установилось положение, выраженное в возникшем тогда же величании: "Здравствуй, царь-государь в кременной Москве, а мы, Казаки, - на Тихом Дону". Ласковым словом, подарками, "жалованиями" Грозному царю удалось зарекомендовать себя покровителем христиан не меньше, чем в Западной Европе удавалось это императорам Священной Империи, а на Ближнем Востоке багдадским калифам, общепризнанным "покровителям правоверных". С другой стороны и служилые Казаки , остававшиеся еще в Московии, ни в чем не терпели нужды; попавшие в опричнину и заслуженные пользовались особенными царскими милостями; получали, отобранные от бояр, крупные земельные участки и поместья с деревнями, "верстались" в звания детей боярских, дворян, помещиков. А начатое Грозным гонение на опостылевших всем чванливых и жадных бояр было по душе Казакам. Его сын Федор, первые два года своего царствования, ничем не нарушал добрых отношений с Казаками. Но все переменилось, когда он передал бразды правления своему шурину Борису Федоровичу Годунову. Служилые Казаки снова стали терпеть нужду и притеснения от неправедных бояр и воевод. Сам Годунов, Татарин из рода Мурзы Чета, по-видимому, не мог вынести, что бывшие подданные Золотой Орды, изгнанные когда-то с Поля Казаки теперь бесконтрольно там хозяйничают и с ним не хотят считаться. Он закрыл южную границу и запретил пускать их на московские земли, не только по торговым делам, но и для свидания с "родимцами". Своими пограничными форпостами он вклинился глубоко в степи; город Царев Борисов , построенный им в устье Оскола на Донце, возник там, как бельмо на глазу у Донцов и Запорожцев. Казачьи посольства "Зимовые станицы" терпели в Москве обиды и оскорбления. За все это Казаки возненавидели нового царя-Татарина, так же как его ненавидели русские крестьяне за лишение их права переходить от помещика к помещику в Юрьев день . Когда на Дон, Днепр и Терек дошли слухи, что в Польше появился законный наследник московского престола -сын Грозного Дмитрий Иванович , будто бы спасшийся от наемных убийц, Казаки возликовали. Казачьи послы принесли из Варшавы вести, что названный царевич пользуется почетом при дворе короля, а прибывший туда московский вельможа признал в нем истинного сына царя Ивана Васильевича. Все Казаки стали по стороне новоявленного царевича Димитрия. Вместе с Поляками они пошли за ним под Москву, где в это время умер Борис Годунов , а толпа с боярами прикончила его жену и сына Федора. Димитрий без боя занял город, после чего Казаки спокойно разошлись по домам. Но на этом С. не окончилась. Став коронованным царем московским, Димитрий пробыл у власти только 11 месяцев. Он не приобрел благосклонности русских бояр, потому что почти всех из них отстранил отдел управления государством , а народ оттолкнул от себя, так как ни в чем не облегчил его тягот и вел себя чересчур вольно, без привычного дворцового этикета ; не жил по старинному царскому чину, не держал постов, не был богомольным, не почивал после обеда, ходил запросто по городу, а не ехал торжественно в колымаге, сам лично объезжал лошадей, дружил с наехавшими в Москву Поляками. Не нравился и его брак с польской красавицей Мариною Мнишек тем более, что во время бракосочетания с нею и ее коронования никто из народа не был допущен в Кремль . Его гости Поляки вели себя с московитами гордо, как хозяева положения, и обижали их на каждом шагу. Народное озлобление использовали бояре -заговорщики. 17 мая 1606 г., через восемь дней после свадьбы, загудели набатные колокола . Сбежавшуюся толпу направили громить Поляков, а сами организаторы погрома бросились во дворец , убили царя и взяли под стражу Марину . Тут же на Красной площади прокричали новым царем Василия Ивановича Шуйского, главного руководителя всего заговора . Однако, такой упрощенный способ избрания на царствие мало кого удовлетворял. Пошли слухи, что боярам не удалось убить царя, что он спасся и скоро возвратится к власти. По мнению Казаков, новый "боярский царь" мог оказаться еще хуже Годунова. Им пришлось снова вмешаться в московские дела и вступиться за права "законного царя", которым признали Лжедимитрия II. Кровавая С. продолжалась. Шли бои и казни, население должно было кормить и содержать войска и бродячие отряды Поляков, Татар, Казаков, русского ополчения. Фуражиры требовали продуктов, не считаясь с возможностями жителей, и это походило на сплошной грабеж . Поляки осаждали Смоленск . Путивль , Тула , Калуга Тушин долгое время находились в руках сторонников Лжедимитрия. С Терека в Тулу Казаки привела "царского племянника", Казака Илейку, обращенного в сына покойного царя Федора Ивановича, царевича Петра . После затопления и сдачи Тулы, он попал в плен к Русским по приказу царя Василия повешен "под Даниловым монастырем на Серпуховской дороге". В июне 1610 г. под Москву пришел польский гетман Жолкевский с Поляками, Литвой и Запорожцами. Лжедимитрий тоже подтянул к Москве своих Казаков и Татар. Тогда московиты свергли с престола Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи . Влиятельные бояре согласились принять на московский трон польского королевича Владислава . В связи с этим Жолкевский без боя занял Кремль и оттеснил от Москвы Лжедимитрия с его войском. После формального соглашения с боярами Жолкевский отошел к Смоленску. Но король Сигизмунд III лелеял мечту объединить с Речью Послолитой и всю Русь под своей властью , я потому своего сына в Москву не отпускал. Между тем второй самозванец погиб также. Его убил на охоте татарский князь Петр Урусов, Казаки же после этого выбрали свое правительство , которое должно было править в Московии до избрания желательного для них государя. Во главе его они поставили своего атамана Ивана Мартыновича Заруцкого и князя Димитрия Трубецкого. В их лагере самым законным наследником считался недавно родившийся у царицы Марины сын Иван. Поэтому Казаки сопротивлялись Полякам, но не подпускала близко к Москве и новосформиро-вавшиеся ополчения Пожарского и Минина. Это заставило последних сосредоточить свои войска под Ярославлем. Поляки продолжали занимать Москву. По словам историка Платонова ( Очерки истории внутреннего кризиса в Московском государстве XVI и XVII веков), для Русских обе власти - в Москве польская и казачья под Москвой - были неприемлемы. Первая представлялась вражеской, вторая "воровской". "Распространялись сказания о чудесных явлениях , в основе которых лежал призыв к покаянию. Одно из таких сказаний повлекло за собой даже официальное распоряжение из казачьих таборов поститься три дня и, действительно, по всей стране " пост зачася" и при том такой усердный, что "многие младенцы помираху с того поста". Казачье правительство не признавал и Московский патриарх Гермоген . В то время как Троицкий монастырь принимал от Заруцкого и Трубецкого помощь и защиту, а сам помогал им словом и делом , рассылая грамоты ко всей земщине с призывом помогать подмосковному казачьему войску против ляхов и изменников, сидевших с ними в Москве, патриарх провозглашал лозунг : "Сперва на Казаков, потом на Поляков!" Монахи же звали на Поляков вместе с Казаками. После долгих споров, большинство Казаков порешило допустить русское ополчение к Москве и Трубецкой послал Пожарскому свое согласие на это. Заруцкий же со своими сторонниками, не желая действовать в возможном союзе с русским ополчением, увел часть Казаков под Астрахань , где думал основаться независимой общиной. С ним вместе ушла царица Марина . Трубецкой же с остальными Казаками начал длительные переговоры с Пожарским. Каждая сторона желала обеспечить свои интересы. А в это время на помощь Полякам, занимавшим Кремль, подошел небольшой отряд с гетманом Хоткевичем. Казаки предоставили Русским самим отбиваться от его конницы и в Кремль успел проникнуть польский обоз с запасами провианта. Но потом красноречивому монаху Авраамию Палицыну удалось упросить и Казаков. Они вступили в бой и принудили Хоткевича уйти обратно. После этого Казаки вообще стали действовать заодно с войсками князя Пожарского. В октябре месяце 1612 г. русское ополчение при решающей поддержке Казаков отобрало наконец от Поляков Кремль и утвердилось в сожженной дотла Москве. По очищении Москвы временное правительство князей Пожарского и Трубецкого, казачьего представителя, разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных для "государева обирания". В январе 1613 г. на Земский Собор собрались бояре, духовенство и представители от 50 городов. После долгих споров и разногласий собравшиеся, наконец, согласились избрать казачьего кандидата Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета . 21 февраля он был провозглашен царем и ему принесли присягу участники Земского Собора и жители Москвы. Не присягали только Казаки, хотя Поляки в насмешку называли Михаила Федоровича "казачьим царем". С. закончилась, а одновременно между казачьими речными республиками и московскими царями на полстолетия возобновились традиционные отношения взаимного благожелательства, еще более дружественного, чем они были при Иване Грозном. Генерал Деникин, руководитель "Белого Движения" в 1918-1919 гг. в своих воспоминаниях называл Русской Смутой также события последовавшие за Февральской революцией 1917 года.

Смута

- историческая эпоха в жизни Московской Руси . Смутное время началось после смерти Федор а Иван ович а, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Начало С. совпадает с воцарением Борис а Годунов а, посаженного на трон Земским Собор ом 6 февраля 1598 г. До э того он 10 лет состоял при своем болезненном и слабо вольно м шурине Федоре Ивановиче в качестве полновластного правителя государства и не пользовался симпатиями широких народных масс , особенно после того, как пошли слухи , что младший брат царя Димитрий погиб от рук убийц, подосланных Годуновым . До этого времени у всех Казаков сложились довольно крепкие традиционные отношения с Московскими государями. Царь Иван Грозный , будучи юродствующим тираном в своей стране, умел ценить услуги Казаков; не претендовал на их Старое Поле , а наоборот , не раз подтверждал их права на Дон и Терек своим словом . Сам он исторических прав на них предъявить не мог, т.к. казачьи земли никогда не принадлежали Московии, потом у и оставлял их во владении казачьих республик. Не хотел только делиться с ними торговым водным путем по Волге, который приобрел по способ у завоевания. У Казаков же было много причин сохранять дружбу с царем. Он был могущественным христианским владыкой севера, а их окружали враждебные мусульмане . Борясь с ними, предупреждая их набеги на Московию, отбирая от них плен ников-христиан, Казаки считали заслуженными покровительство и пожалования-христианс кого государя, тем более , что они непосредственно помогали ему с править ся с остатками Золотой Орды: в 1552 г. участвовали во взятии Казани, в 1554 г. подготовили бескровное занятие Астрахани, в 1569 г., при нашествии, на нее Турок , разрушали их тылы и взорвали азовские пороховые погреба ; наконец , в 1582 году поднесли Ивану Грозному богатый подарок . Западную Сибирь , завоеванную Ермаком Тимофеевичем, За все это Казаки , как федераты (см.), периодически получали из Москвы транспорты "жалованных" хлеба, сукон, пороха , свинца и вина . Кроме того, они могли беспрепятственно пользоваться рынками московских город ов , примыкающих к границам их Поля. А хозяйство восстанавливающейся после падения Золотой Орды республики требовало пост оянного пополнения продуктами цивилизации от боевого снаряжения до ножа, ложки и иглы. Таким образом, взаимная помощь и связи суверенного народа с суверенным главою соседнего государства обратились в традицию; установилось положение , выраженное в возник шем тогда же вели чании: "Здравствуй, царь-государь в кременной Москве, а мы, Казаки, - на Тихом Дону". Ласковым словом, подарками, "жалованиями" Грозному царю удалось зарекомендовать себя покровителем христиан не меньше , чем в Западной Европе удавалось это императорам Священной Империи, а на Ближнем Востоке багдадским калифам, общепризнанным "покровителям правоверных". С другой стороны и служилые Казаки , остававшиеся еще в Московии, ни в чем не терпели нужды; попавшие в опричнину и заслуженные пользовались особенными царскими милостями; получали, отобранные от бояр, крупные земельные участки и поместья с деревнями, "верстались" в звания детей боярских , дворян, помещиков . А начатое Грозным гонение на опостылевших всем чванливых и жадных бояр было по душе Казакам. Его сын Федор, первые два года своего царствования, ничем не нарушал добрых отношений с Казаками. Но все переменилось, когда он передал бразды правления своему шурину Борису Федоровичу Годунову. Служилые Казаки снова стали терпеть нужду и притеснения от неправедных бояр и воевод. Сам Годунов, Татарин из рода Мурзы Чета , по-видимому , не мог вынести , что бывшие подданные Золотой Орды, изгнанные когда-то с Поля Казаки теперь бесконтрольно там хозяйничают и с ним не хотя т считаться . Он закрыл южную границу и запретил пускать их на московские земли, не только по торговым делам, но и для свидания с "родимцами". Своими пограничными форпостами он вклинился глубоко в степи; город Царев Борисов , построенный им в устье Оскола на Донце , возник там, как бельмо на глазу у Донцов и Запорожцев. Казачьи посольства "Зимовые станицы" терпели в Москве обиды и оскорбления. За все это Казаки возненавидели нового царя-Татарина, так же как его ненавидели русские крестьяне за лишение их права переходить от помещика к помещику в Юрьев день . Когда на Дон, Днепр и Терек дошли слухи, что в Польше появился законный наследник московского престола -сын Грозного Дмитрий Иванович , будто бы спасшийся от наемных убийц, Казаки возликовали. Казачьи послы принесли из Варшавы вести , что названный царевич пользуется почетом при дворе короля, а прибывший туда московский вельможа признал в нем истинного сына царя Ивана Васильевича. Все Казаки стали по стороне новоявленного царевича Димитрия. Вместе с Поляками они пошли за ним под Москву, где в это время умер Борис Годунов , а толпа с боярами прикончила его жену и сына Федора. Димитрий без боя занял город, после чего Казаки спокойно разошлись по домам. Но на этом С. не окончилась. Став коронованным царем московским, Димитрий пробыл у власти только 11 месяцев. Он не приобрел благосклонности русских бояр, потому что почти всех из них отстранил отдел управления государством , а народ оттолкнул от себя, так как ни в чем не облегчил его тягот и вел себя чересчур вольно, без привычного дворцового этикета ; не жил по старинному царскому чину, не держал постов, не был богомольным, не почивал после обеда, ходил запросто по городу, а не ехал торжественно в колымаге, сам лично объезжал лошадей, дружил с наехавшими в Москву Поляками. Не нравился и его брак с польской красавицей Мариною Мнишек тем более, что во время бракосочетания с нею и ее коронования никто из народа не был допущен в Кремль . Его гости Поляки вели себя с московитами гордо, как хозяева положения, и обижали их на каждом шагу. Народ ное озлобление использовали бояре -заговорщики. 17 мая 1606 г., через восемь дней после свадьбы, загудели набатные колокола . Сбежавшуюся толпу направили громить Поляков , а сами организаторы погрома бросились во дворец , убили царя и взяли под стражу Марину . Тут же на Красной площади прокричали новым царем Василия Ивановича Шуйского, главного руководителя всего заговора . Однако , такой упрощенный способ избрания на царствие мало кого удовлетворял. Пошли слухи, что боярам не удалось убить царя, что он спасся и скоро возвратится к власти. По мнению Казаков, новый "боярский царь" мог оказаться еще хуже Годунова. Им пришлось снова вмешаться в московские дела и вступиться за права "законного царя", которым признали Лжедимитрия II. Кровавая С. продолжалась. Шли бои и казни , население должно было кормить и содержать войска и бродячие отряд ы Поляков, Татар, Казаков, русского ополчения. Фуражиры требовали продуктов, не считаясь с возможностями жителей, и это походило на сплошной грабеж . Поляки осаждали Смоленск . Путивль , Тула , Калуга Тушин долгое время находились в руках сторонников Лжедимитрия. С Терека в Тулу Казаки привела "царского племянника", Казака Илейку, обращенного в сына покойного царя Федора Ивановича, царевича Петр а . После затопления и сдачи Тулы, он попал в плен к Русским по приказу царя Василия повешен "под Даниловым монастырем на Серпуховской дороге". В июне 1610 г. под Москву пришел польский гетман Жолкевский с Поляками, Литвой и Запорожцами. Лжедимитрий тоже подтянул к Москве своих Казаков и Татар. Тогда московиты свергли с престола Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи . Влиятельные бояре согласились принять на московский трон польского королевича Владислава . В связи с этим Жолкевский без боя занял Кремль и оттеснил от Москвы Лжедимитрия с его войском. После формального соглашения с боярами Жолкевский отошел к Смоленску. Но король Сигизмунд III лелеял мечту объединить с Речью Послолитой и всю Русь под своей властью , я потому своего сына в Москву не отпускал. Между тем второй самозванец погиб также . Его убил на охоте татарский князь Петр Урусов , Казаки же после этого выбрали свое правительство , которое должно было править в Московии до избрания желательного для них государя. Во главе его они поставили своего атамана Ивана Мартыновича Заруцкого и князя Димитрия Трубецкого. В их лагере самым законным наследником считался недавно родившийся у царицы Марины сын Иван. Поэтому Казаки со против лялись Полякам, но не подпускала близко к Москве и новосформиро-вавшиеся ополчения Пожарского и Минина. Это заставило последних сосредоточить свои войска под Ярославлем. Поляки продолжали занимать Москву. По словам историка Платонова ( Очерки истории внутреннего кризиса в Московском государстве XVI и XVII веков), для Русских обе власти - в Москве польская и казачья под Москвой - были неприемлемы. Первая представлялась вражеской, вторая "воровской". "Распространялись сказания о чудесных явлениях , в основе которых лежал призыв к покаянию. Одно из таких сказаний повлекло за собой даже официальное распоряжение из казачьих таборов поститься три дня и, действительно , по всей стране " пост зачася" и при том такой усердный , что "многие младенцы помираху с того поста". Казачье правительство не признавал и Московский патриарх Гермоген . В то время как Троицкий монастырь принимал от Заруцкого и Трубецкого помощь и защиту, а сам помогал им словом и делом , рассылая грамоты ко всей земщине с призывом помогать подмосковному казачьему войску против ляхов и изменников, сидевших с ними в Москве, патриарх провозглашал лозунг : "Сперва на Казаков, потом на Поляков!" Монахи же звали на Поляков вместе с Казаками. После долгих споров, большинство Казаков порешило допустить русское ополчение к Москве и Трубецкой послал Пожарскому свое согласие на это. Заруцкий же со своими сторонниками, не желая действовать в возможном союзе с русским ополчением, увел часть Казаков под Астрахань , где думал основаться независимой общиной. С ним вместе ушла царица Марина . Трубецкой же с остальными Казаками начал длительные переговоры с Пожарским. Каждая сторона желала обеспечить свои интересы . А в это время на помощь Полякам, занимавшим Кремль, подошел небольшой отряд с гетманом Хоткевичем. Казаки предоставили Русским самим отбиваться от его конницы и в Кремль успел проникнуть польский обоз с запасами провианта. Но потом красноречивому монаху Авраамию Палицыну удалось упросить и Казаков. Они вступили в бой и принудили Хоткевича уйти обратно . После этого Казаки вообще стали действовать за одно с войсками князя Пожарского. В октябре месяце 1612 г. русское ополчение при решающей поддержке Казаков отобрало наконец от Поляков Кремль и утвердилось в сожженной дотла Москве. По очищении Москвы временное правительство князей Пожарского и Трубецкого, казачьего представителя, разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных для "государева обирания". В январе 1613 г. на Земский Собор собрались бояре, духовенство и представители от 50 городов. После долгих споров и разногласий собравшиеся, наконец, согласились избрать казачьего кандидата Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета . 21 февраля он был провозглашен царем и ему принесли присягу участники Земского Собора и жители Москвы. Не присягали только Казаки, хотя Поляки в насмешку называли Михаила Федоровича "казачьим царем". С. закончилась, а одновременно между казачьими речными республиками и московскими царями на полстолетия возобновились традиционные отношения взаимного благожелательства, еще более дружественного, чем они были при Иване Грозном. Генерал Деникин , руководитель "Белого Движения" в 1918-1919 гг. в своих воспоминаниях называл Русской Смутой также события последовавшие за Февральской революцией 1917 года.

Значение слова Смута в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сула - 1) левый приток Днепра длиной ок. 620 ...
  • Страбон - древний греческий географ; родился в 54 г. ...
  • Стойло - место у воды, где во время дня ...
  • Старшины - отдельные личности, избранные на Кругах атаманами, командирами ...
  • Старочеркасская - (дон.) станица на берегу Дона в 60 ...
  • Станичник - по первоначальному значению всадник разведывательного отряда в ...
  • Стан - стоянка в открытой степи далеко от поселения ...
  • Скачок - особый род коллективной рыбной ловли, в которой ...
  • Сирома - (запорож.) люди необеспеченной жизни, бедняки. ...
  • Сираки - небольшой скифский народ перекочевавший на Кубань из ...
  • Сиделец - постоянный служащий при станичном правлении; исполнял поручения ...
  • Сибирь - северная часть Азии, ок. 14 млн кв. ...
  • Сердюки - четыре полка наемного "товарищества" в Гетманщине; сформированы ...
  • Сена - сено; изза отсутствия в основной казачьей речи ...
  • Брифинг - — встреча официальных лиц с представителями средств массовой ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари