Что такое Славянофилы? Значение слова Славянофилы в историческом словаре

1) Славянофилы - — представители одного из направлений в русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. XIX в.: выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, крестьянской общине, православии как истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни и др. Главные представители: И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские. Ю. Самарин, А. Хомяков, В. Даль, А. Островский, ф. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. многие С. сблизились с западниками на почве либерализма. В современной России старый спор между западниками и С. поручил дальнейшее развитие среди интеллигенции.

2) Славянофилы - - представители одного из направлений рус. общественной мысли сер. XIX в., выступали за принципиально отличный от зап.европ. путь развития России на основе ее самобытности (патриархальность, консерватизм, православие), противостояли западникам. Идеализировали общественный строй Древней Руси, крестьянскую общину. Сыграли важную роль в развитии славяноведения, изучении народного быта. Главные представители: И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.К. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Xомяков, В.А. Черкасский и др. Издания: "Русская беседа", "Сельское благоустройство" и др.

3) Славянофилы - - сторонники одного из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-50 гг. XIX в. славянофильства, обосновавшего необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и надеялись на то, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями. Они выступали за решение самой острой для России того времени проблемы - отмену крепостного права и были убеждены в том, что дальнейшее развитие крестьянства будет происходить на основе общинного землевладения, исторически присущего русскому народу . Главные представители славянофилов: И.С. и К.С. Аксаковы , И.В. и П.В. Киреевские , А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Их издания: журналы " Русская беседа ", " Сельское благоустройство " и др.

4) Славянофилы - русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыгравшие большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. "Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, - писал И.В. Киреевский, - все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство , тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений". Славянофильство зародилось в к. 1830-х, а в 1840-50-х собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Вокруг них группировались И.С. Аксаков, И.Д. Беляев, Д.А. Валуев, А.Ф. Гильфердинг, Н.Д. Иванишев, П.В. Киреевский, А.И. Кошелев, В.И. Ламанский, В.Н. Лешков, Н.А. Попов, В.А. Черкасский, Ф.В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С.Т. Аксаков, В.И. Даль, А.А. Григорьев, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков и др. Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых Ф.И. Буслаева, О.М. Бодянского, Г.П. Галагана, В.И. Григоровича, И.И. Срезневского, М.А. Максимовича, Н.А. Ригельмана. Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А.П. Елагиных , Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых . Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства. Космополитические силы в правительственных кругах долгое время препятствовали деятельности славянофилов. Им не позволяли иметь свой печатный орган . Статьи славянофилов выходили в " Москвитянине ", а также в различных сборниках - "Синбирский сборник " (1844), "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (1845), "Московские сборники" (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: " Русская беседа " (1856-60), " Сельское благоустройство " (1858-59); газеты: " Молва " (1857), " Парус " (1859), " День " (1861-65), " Москва " (1867-68), "Москвич" (1867-68), " Русь " (1880-85). Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом. Славянофилы показали тупиковый, ущербный, бездуховный характер западноевропейской цивилизации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П.В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В.И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство . Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-78. Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма . Как писал русский мыслитель, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): "Несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, основами бытия России - ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По-разному понимали члены кружка природу и цель Самодержавия, по-разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его основоположников оно окончательно утеряло мировоззренческое единство, распавшись на несколько самостоятельных, весьма различных между собой течений, частично выродившись в чистый либерализм". Тем не менее все, что было создано славянофилами в 1840-50-е, до сих пор продолжает оставаться важным фактором русской национальной жизни и мысли, оплодотворяя все новые и новые ее течения. Именно славянофильская мысль дала миру учение о цивилизациях Я.Я. Данилевского. О. Платонов

5) Славянофилы - представители одного из направлении русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы , И. В. и П. В. Киреевские , А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к С. были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие С. сблизились с западниками на почве либерализма . Некоторые идеи С. получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н.Я. Данилевский), а также "охранительного" направления русской общественной мысли.

Славянофилы

— представители одного из направлений в русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. XIX в.: выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, крестьянской общине, православии как истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права , смертной казни и др. Главные представители: И. и К. Аксаковы , И. и П. Киреевские . Ю. Самарин , А. Хомяков , В. Даль , А. Островский , ф. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. многие С. сблизились с западниками на почве либерализма. В современной России старый спор между западниками и С. поручил дальнейшее развитие среди интеллигенции.

- представители одного из направлений рус. общественной мысли сер. XIX в., выступали за принципиально отличный от зап.европ. путь развития России на основе ее самобытности (патриархальность, консерватизм, православие), противостояли западникам. Идеализировали общественный строй Древней Руси, крестьянскую общину. Сыграли важную роль в развитии славяноведения, изучении народного быта. Главные представители: И.С. и К.С. Аксаковы , И.В. и П.К. Киреевские , А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин , А.С. Xомяков, В.А. Черкасский и др. Издания: "Русская беседа", "Сельское благоустройство" и др.

- сторонники одного из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-50 гг. XIX в. славянофильства, обосновавшего необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и надеялись на то, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями. Они выступали за решение самой острой для России того времени проблемы - отмену крепостного права и были убеждены в том, что даль нейшее развитие крестьянства будет происходить на основе общинного землевладения, исторически присущего русскому народу . Главные представители славянофилов: И.С. и К.С. Аксаковы , И.В. и П.В. Киреевские , А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин , А.С. Хомяков и др. Их издания: журналы " Русская беседа ", " Сельское благоустройство " и др.

русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыгравшие большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. "Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, - писал И.В. Киреевский, - все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство , тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений". Славянофильство зародилось в к. 1830-х, а в 1840-50-х собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков , К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин . Вокруг них группировались И.С. Аксаков, И.Д. Беляев, Д.А. Валуев, А.Ф. Гильфердинг, Н.Д. Иванишев, П.В. Киреевский, А.И. Кошелев, В.И. Ламанский, В.Н. Лешков, Н.А. Попов, В.А. Черкасский, Ф.В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С.Т. Аксаков, В.И. Даль , А.А. Григорьев, А.Н. Островский , Ф.И. Тютчев , Н.М. Языков и др. Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых Ф.И. Буслаева, О.М. Бодянского, Г.П. Галагана, В.И. Григоровича, И.И. Срезневского, М.А. Максимовича, Н.А. Ригельмана. Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А.П. Елагиных , Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых . Здесь в горячих спор ах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства. Космополитические силы в правительственных кругах долгое время препятствовали деятельности славянофилов. Им не позволяли иметь свой печатный орган . Статьи славянофилов выходили в " Москвитянине ", а также в различных сборниках - "Синбирский сборник " (1844), "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (1845), "Московские сборники" (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: " Русская беседа " (1856-60), " Сельское благоустройство " (1858-59); газеты: " Молва " (1857), " Парус " (1859), " День " (1861-65), " Москва " (1867-68), "Москвич" (1867-68), " Русь " (1880-85). Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом. Славянофилы показали тупиковый, ущербный, бездуховный характер западноевропейской цивилизации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П.В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В.И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство . Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-78. Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма . Как писал русский мыслитель, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): "Несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, основами бытия России - ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По-разному понимали члены кружка природу и цель Самодержавия, по-разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его основоположников оно окончательно утеряло мировоззренческое единство, распавшись на несколько самостоятельных, весьма различных между собой течений, частично выродившись в чистый либерализм". Тем не менее все, что было создано славянофилами в 1840-50-е, до сих пор продолжает оставаться важным фактором русской национальной жизни и мысли, оплодотворяя все новые и новые ее течения. Именно славянофильская мысль дала миру учение о цивилизациях Я.Я. Данилевского. О. Платонов

представители одного из направлении русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права , смертной казни , за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы , И. В. и П. В. Киреевские , А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин , А. С. Хомяков , В. А. Черкасский и др. Близки к С. были В. И. Даль , А. Н. Островский , А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие С. сблизились с западниками на почве либерализма . Некоторые идеи С. получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н.Я. Данилевский), а также "охранительного" направления русской общественной мысли.

Значение слова Славянофилы в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Снайпер - — стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и ...
  • Смородинцы - — одно из течений пятидесятничества в России, возникло ...
  • Смоковница - то же, что инжир. ...
  • Смог - — смесь дыма, тумана пыли, своеобразная аэрозоль в ...
  • Смирение - — добродетель, проповедуемая буддизмом, христианством, исламом и другими ...
  • Сменовеховство - — общественнополитическое течение в среде русской интеллигенции, главным ...
  • Слуцк - — название г. Павловска в 1918—1944 гг. ...
  • Скудо - — итальянская золотая и серебряная монета XVI—XVIII вв. ...
  • Скрипторий - — писчий — мастерская рукописной книги в западноевропейских ...
  • Скрижали - — в библейской мифологии каменные доски с десятью ...
  • Скотты - — группа кельтских племен в древней Ирландии и ...
  • Скорбь - — состояние психики человека, возникающее в связи с ...
  • Скоморохи - — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как ...
  • Складничество - в Русском государстве форма объединения купцов для ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари