Что такое Саркел? Значение слова Саркел в историческом словаре

1) Саркел - — хазарский город IX—X вв. на Дону, на месте современного Цимлянского моря. В 965 г. взят князем Святославом и стал русской крепостью Белая Вежа — до середины XII в.

2) Саркел - - Крепость Казарского царства на левом берегу нового русла Нижнего Дона, недалеко от станицы Цимлянской. Она построена ок. 836 г. по просьбе хакана византийским строителем Петроной Каматером и его мастерами. Хотя стены крепости были сложены из красного кирпича, местные Славяне называли ее Белой Вежой, очевидно, по памяти о белом замке Асов-аланов, стоявшем на противоположном берегу Дона. Он был разрушен Казарами ок. 815 г. Славянское население согласовало название крепости с его угро-финским значением - " Белая постройка", но слово С. могло иметь и тюркское значение - "Желтая крепость". С. охранял водный и сухопутный торговые пути и скоро стал населенным пунктом, где собрались разноплеменные подонские жители: Славяне и Туранцы, оседлые и кочевники, христиане и язычники. В 965 г. им пришлось сильно пострадать при нашествии войск киевского князя Святослава . Попав после этого в границы державы Томаторканской, С. или Белая Вежа стал одним из крупных ремесленных и торговых центров степного Подонья. Однако, через сто лет, теснимые Половцами, его жители должны были покинуть город . В1117 г. Беловежцы перешли в Киевскую Русь , где, по-видимому, прослыли под именем Бологовцев. От этого времени на развалинах С-ла появилось какое-то новое племя , строившее саманные дома. Археолог М.И. Артамонов предполагает в нем казачьих предков Бродников и их появление там относит к XI-XII веку, т.е. ко времени державы Томаторканской (Труды Волго-Донской Археологической экспедиции, т. I. МИД 62, М.-Л. 1958). Другой археолог В.Д. Белецкий считает, что это произошло гораздо раньше: "Как показывает изучение материалов Саркела - Белой Вежи, в этом городе славянское население появляется до разгрома Хазар. Если при этом учесть, что появление славян в хазарский период не было явлением единичным на Нижнем Дону, о чем свидетельствует, например, наличие здесь открытого И.И. Ляпушкиным поселения у хутора Ближняя Мельница, то проникновение славянского населения в бассейн Нижнего Дона следует, очевидно, связать не с приходом Святослава, а с более ранним движением славян на юго- восток , начало которого уходит в VIII столетие. Небезынтересно в этой связи отметить, что славянское население Белой Вежи в хазарский период представлено постройками боршевс-кого типа, что, очевидно, указывает на приход этой группы населения из района Верхнего Дона. Подтверждением этому может служить обнаруженное в последние годы A.M. Москаленко городище Титчиха боршевского круга , которое своим местоположением (находится в 40 км вниз по Дону от Большого Боршевского городища) как бы указывает направление продвижения этой группы славян" (то же, т. II, МИА 75, стр. 134). Это мнение советского ученого подтверждает персидская география 982 г., Гудуд ал Алэм , где Бродники (Брадас) указываются на Среднем Дону между Хопром и Волгой, там же откуда по-арабским источникам полководец Мерван в 737 г. вывел 20 тыс. семей Славян (Сакалибов). Археологическая культура Роменско-Боршевского типа VII 1-Х вв. принадлежала Славянам Донского бассейна. Русских киевлян в Саркеле было мало даже после его завоевания. Это подтверждают М.И. Артамонов: "Так же как и Тмутаракани, русское население Белой Вежи было немногочисленным" (тоже, т. III, МИА 100, стр. 6) и С.А. Плетнева: "Антропологический материал, полученный при раскопках беловежского кладбища, говорит как будто о том, что этнически население в городе изменилось мало, приезжих из Киевской Руси было немного" (то же, т. II, МИА 75, стр. 272). А местные славяне появились в Саркеле, по ее же данным, сразу после сооружения крепости (там же стр. 266). В курганах, разбросанных вокруг развалин крепости, оказалось множество "торческих" погребений с конем, в которых лежали останки казачьих предков из племени Торков.

3) Саркел - - хазарский город - крепость в излучине Дона на западном рубеже владений Хазарского каганата. Название лучше всего истолковывается как " Белый дом " (cap / шар- " белый ", гил- "дом"). Византийцы, передавали это название как " Белая гостиница", "Белый приют", по-гречески - "ас-прон оспитион". Древнерусское наименование - Белая Вежа ("Белая Башня", "Белая Крепость"). Саркел был воздвигнут при помощи византийцев во главе с протоспафарием Петроной Каматиром, вероятно, около 838 - 839 года. Ныне остатки городища лежат на дне Цимлянского моря в 15 километрах от берега, но археологическая экспедиция , возглавляемая крупнейшим хазароведом профессором М.И.Артамоновым, успела его раскопать. Крепость имела форму четырехугольника размером 193,5 х 133,5 метра, с кирпичными стенами толщиной около четырех метров и несколькими башнями. Поперечная стена делила укрепление на две части, причем в одной из них, возможно, располагался караван - сарай, находившийся под охраной хазарского военного гарнизона. Раскопки свидетельствуют о развитых ремеслах и торговле в городе. В 965 году князь Святослав во время похода против хазар взял Саркел, ставший затем на какое-то время русской крепостью.

Саркел

— хазарский город IX—X вв. на Дону , на месте современного Цимлянского моря. В 965 г. взят князем Святославом и стал русской крепостью Белая Вежа — до середины XII в.

- Крепость Казарского царства на левом берегу нового русла Нижнего Дона, недалеко от станицы Цимлянской. Она построена ок. 836 г. по просьбе хакана византийским строителем Петроной Каматером и его мастерами. Хотя стены крепости были сложены из красного кирпича, местные Славяне называли ее Белой Вежой, очевидно, по памяти о белом замке Асов-аланов, стоявшем на противоположном берегу Дона. Он был разрушен Казарами ок. 815 г. Славянское население согласовало название крепости с его угро-финским значением - " Белая постройка", но слово С. могло иметь и тюркское значение - "Желтая крепость". С. охранял водный и сухопутный торговые пути и скоро стал населенным пунктом, где собрались разноплеменные подонские жители: Славяне и Туранцы, оседлые и кочевники, христиане и язычники. В 965 г. им пришлось сильно пострадать при нашествии войск киевского князя Святослава . Попав после этого в границы державы Томаторканской, С. или Белая Вежа стал одним из крупных ремесленных и торговых центров степного Подонья. Однако, через сто лет, теснимые Половцами, его жители должны были покинуть город . В1117 г. Беловежцы перешли в Киевскую Русь , где, по-видимому, прослыли под именем Бологовцев. От этого времени на развалинах С-ла появилось какое-то новое племя , строившее саманные дома. Археолог М.И. Артамонов предполагает в нем казачьих предков Бродников и их появление там относит к XI-XII веку, т.е. ко времени державы Томаторканской (Труды Волго-Донской Археологической экспедиции, т. I. МИД 62, М.-Л. 1958). Другой археолог В.Д. Белецкий считает, что это произошло гораздо раньше: "Как показывает изучение материалов Саркела - Белой Вежи, в этом городе славянское население появляется до разгрома Хазар. Если при этом учесть, что появление славян в хазарский период не было явлением единичным на Нижнем Дону , о чем свидетельствует, например, наличие здесь открытого И.И. Ляпушкиным поселения у хутора Ближняя Мельница, то проникновение славянского населения в бассейн Нижнего Дона следует, очевидно, связать не с приходом Святослава, а с более ранним движением славян на юго- восток , начало которого уходит в VIII столетие. Небезынтересно в этой связи отметить, что славянское население Белой Вежи в хазарский период представлено постройками боршевс-кого типа, что, очевидно, указывает на приход этой группы населения из района Верхнего Дона. Подтверждением этому может служить обнаруженное в последние годы A.M. Москаленко городище Титчиха боршевского круга , которое своим местоположением (находится в 40 км вниз по Дону от Большого Боршевского городища) как бы указывает направление продвижения этой группы славян" (то же, т. II, МИА 75, стр. 134). Это мнение советского ученого подтверждает персидская география 982 г., Гудуд ал Алэм , где Бродники (Брадас) указываются на Среднем Дону между Хопром и Волгой, там же откуда по-арабским источникам полководец Мерван в 737 г. вывел 20 тыс. семей Славян (Сакалибов). Археологическая культура Роменско-Боршевского типа VII 1-Х вв. принадлежала Славянам Донского бассейна. Русских киевлян в Саркеле было мало даже после его завоевания. Это подтверждают М.И. Артамонов: "Так же как и Тмутаракани, русское население Белой Вежи было немногочисленным" (тоже, т. III, МИА 100, стр. 6) и С.А. Плетнева: "Антропологический материал, полученный при раскопках беловежского кладбища, говорит как будто о том, что этнически население в городе изменилось мало, приезжих из Киевской Руси было немного" (то же, т. II, МИА 75, стр. 272). А местные славяне появились в Саркеле, по ее же данным, сразу после сооружения крепости (там же стр. 266). В курганах, разбросанных вокруг развалин крепости, оказалось множество "торческих" погребений с конем, в которых лежали останки казачьих предков из племени Торков.

- хазарский город - крепость в излучине Дона на западном рубеже владений Хазарского каганата. Название лучше всего истолковывается как " Белый дом " (cap / шар- " белый ", гил- "дом"). Византийцы, передавали это название как " Белая гостиница", "Белый приют", по-гречески - "ас-прон оспитион". Древнерусское наименование - Белая Вежа ("Белая Башня", "Белая Крепость"). Саркел был воздвигнут при помощи византийцев во главе с протоспафарием Петроной Каматиром, вероятно, около 838 - 839 года. Ныне остатки городища лежат на дне Цимлянского моря в 15 километрах от берега, но археологическая экспедиция , возглавляемая крупнейшим хазароведом профессором М.И.Артамоновым, успела его раскопать. Крепость имела форму четырехугольника размером 193,5 х 133,5 метра, с кирпичными стенами толщиной около четырех метров и несколькими башнями. Поперечная стена делила укрепление на две части, причем в одной из них, возможно, располагался караван - сарай, находившийся под охраной хазарского военного гарнизона. Раскопки свидетельствуют о развитых ремеслах и торговле в городе. В 965 году князь Святослав во время похода против хазар взял Саркел, ставший затем на какое-то время русской крепостью.

Значение слова Саркел в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сатьяграха - — упорство в истине — в Индии в ...
  • Сатурн - — посев — в древнеримской мифологии бог ...
  • Сатисфакция - в феодальнодворянском быту удовлетворение, обычно в ...
  • Сатириазис - сатир — болезненно повышенное половое влечение у ...
  • Сатин - — хлопчатобумажная ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. ...
  • Сателлит - — телохранитель, спутник — в Древнем Риме — ...
  • Сатана - — противодействующий — дьявол. По учению ряда религий ...
  • Сапфирин - — минерал, разновидность халцедона голубого цвета. Поделочный камень. ...
  • Сапуны - см. Прыгуны. ...
  • Сапа - — траншея, применявшаяся в XVI—начале XX вв. при ...
  • Сантиметр - — сотая доля метра. ...
  • Сансара - — странствование — в индуизме и буддизме — ...
  • Санкция - — строжайшее постановление — мера воздействия, средство социального ...
  • Санитария - — здоровье — термин, употреблявшийся в основном до ...
  • Зара - сын Иуды и Фамари, брат Фареса (Быт 38:30; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари