(Ин 11.48; Деян 16.21; 28.17)-не только житель или уроженец Рима, но всякий имевший или приобретший римское гражданство . Римлянин по закону Порция (247 г. до РХ) не мог быть подвергнут порке, закован или подвергнут позорной казни . За определенные услуги Риму такая привилегия (римское гражданство) давалось и вне Италии как отдельным гражданам, так и целым городам. Она передавалась по наследству и могла быть куплена за деньги (Деян 22.28). Ап. Павел , будучи по наследству римским гражданином, не раз пользовался этим своим правом (Деян 16.37; 22.25; 25.10).
Это слово в Новом Завете обозначает не только вообще римский народ (например, Иоан. 11:48), но, в некоторых случаях, имеет тот же смысл, что и римский гражданин (Деян. 22:29). Так назывались не только граждане самого города Рима, но и все лица, получившие права римского гражданина, которое давалось им независимо от места житель ства. Право римского гражданства давалось еще во время консулов и впоследствии во времена императоров — целым провинциям, городам или отдельным лицам, в виде награды за услуги , оказанные государству, императорскому дому и т.п. Иногда это право давалось в знак милости, а иногда и покупалось за большие деньги (Деян. 22:28). Оно передавалось по наследству и поэтому Павел , отец которого был римским гражданином, мог сказать: «я родился римским гражданином» (Деян. 22:28). Римский гражданин пользовался некоторыми привилегия ми: он в силу Порциева закона (506 г. от основ. Рима) был освобожден от всякого рода позорных наказаний, например, бичевания, и от позорной смертной казни , как, например, распятия. Римского гражданина не разрешалось заковывать, прежде чем он не был признан виновным по суду, и, наконец, он имел право в случае недовольства решением местного суда, требовать суда кесарева. Нарушение этих прав римского гражданина приравнивалось к оскорблению римского народа и даже кесаря. Заявление: «я римский гражданин», было, по словам Цицерона, верным средством оградить себя от самовластия и насилия судей. Этим орудием воспользовался Павел в Филиппах, в Иерусалиме (Деян. 16:37 и дал.; 22:25 и дал.) и в Кесарии, где он аппелировал к суду кесаря (Деян. 25:10 и дал.). В согласии с этим законом. Павел, как римский гражданин, был, по преданию, усечен мечем, Петр же был распят.