Что такое Православие? Значение слова Православие в историческом словаре

1) Православие - — одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX— XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси с конца X в., с 1448 г. — православная церковь. Основу вероучения, сформулированного в символе веры, принятом на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах, составляют священное писание (Библия) и священное предание. Исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковьпосредница между Богом и людьми. Центральное место в культе занимают 7 христианских таинств, большое значение придается праздникам и постам. Отвергается ряд признанных в католицизме догматов, по-иному совершаются некоторые таинства. Сложилось 15 автокефальных, самостоятельных православных церквей, которые придерживаются разной политической ориентации.

2) Православие - - одно из основных и старейших направлений в христианстве; сложилось в 395 г. с разделением в Римской империи на Зап. и Восточную и развивалось преимущ. на территории Византийской империи; окончательно сложилось в 1054 г. после разделения католической и православной церквей. Постепенно разделилось на несколько автокефальны церквей. В отличие от католицизма , П. не имело и не имеет единого церковного центра , в различных странах православные церкви возглавляются патриархами. В. П., как и католицизме, существует представление о триедином Боге (Троице) и семи таинствах : крещении, миропомазании, елеосвящении, причащении, покаяниях (исповеди), браке, священстве. На Руси с к. X в.; с 1448 г. русская православная церковь .

3) Православие - - одно из основных направлений христианства. Считается, что православие возникло в 33 г. н.э. среди греков, живших в Иерусалиме . Его основателем был Иисус Христос . Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте . Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение . Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее ) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние - ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).

4) Православие - - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную церкви. В 324 г. император Римской империи Константин издал эдикт, согласно которому христианство стало общегосударственной религией в империи. Но в 395 г. Римская империя распалась на Западную Римскую империю со столицей в г. Риме и Восточную (Византийскую) со столицей в г. Константинополь. В 476 г. Западная Римская империя под ударами варваров пала, а Византийская империя оставалась стабильным государством еще долгое время (395 - 1453 гг.). Далее развитие обществ в западной и восточной части некогда единой империи пошло разными путями. Особенности развития обществ отразились на догматической и культовой стороне христианства. Христианская церковь на Востоке существовала в условиях сильного, стабильного государства, и для Церкви был характерен догматический и культовый консерватизм и традиционализм, т.е. христианские догматы и обряды оставались неизменными. Суть православия - верность изначальному христианству.

5) Православие - христианское вероучение, сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской Церкви. С момента отпадения западной церкви от Православия главным его хранителем становится Россия , Русская Православная Церковь (см.: Святая Русь ). В отличие от католицизма , омертвившего христианство и превратившего его в декоративную ширму для греха и порока, Православие вплоть до нашего времени остается живой верой, открытой каждой душе. Православие представляет своим членам широкий простор для ученого богословствования, но в своем символическом учении оно дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и нужно сообразовать, во избежание противоречия с "догматами" или с "верою Церкви", всякое религиозное рассуждение. Так, Православие в отличие от католичества, разрешает читать Библию, чтобы из нее извлечь более подробные сведения о вере и церкви; однако, в противоположность протестантству, оно считает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями Свв. Отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого христианина. Православие не возводит учения человеческого, которого нет в Свящ. Писании и Св. Предании, на степень богооткровенного, как это делается в католичестве; Православие не выводит новых догматов из прежнего учения церкви через умозаключение, не разделяет католического учения о вышечеловеческом достоинстве личности Богоматери (католическое учение о Ее "непорочном зачатии"), не приписывает святым сверхдолжных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимой признается Церковь в ее полном составе, поскольку она выражает свое учение посредством Вселенских соборов. Православие не признает чистилища, уча, что удовлетворение за грехи людей правде Божией принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия; принимая 7 Таинств, Православие видит в них не знаки только благодати, а самую благодать ; в Таинстве Евхаристии видит истинное Тело и истинную Кровь Христовы, в которые преосуществляются хлеб и вино. Православные молятся святым почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых и мощи . Вопреки реформаторам, по учению Православия, благодать Божия действует в человеке не неодолимо, а согласно с его свободной волей; наши собственные дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Не одобряя католического учения о церковной власти, Православие признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями и допускает к участию в делах церкви и мирян. Нравоучение Православия не дает послабления греху и страстям, как католицизм (в индульгенциях ); оно отвергает протестантское учение об оправдании одною верою, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношении к государству Православие не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство: оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти.

6) Православие - – (от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства . Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к « символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целебат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь .  

7) Православие - одно из направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с 4 в. как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви в 1054. Не имело единого церковного центра, впоследствии оформилось несколько самостоятельных православных церквей (в настоящее время их 15), каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу П. составляют Священное писание ( Библия ) и Священное предание (решения первых 7-ми Вселенских соборов и труды Отцов Церкви 2-8 вв.). Основные принципы П. изложены в 12 пунктах символа веры, принятого на первых двух вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381). Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы : триединства бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Духовенство признается в качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми. Для П. характерен сложный, детально разработанный культ . Богослужения в П. продолжительнее, чем и других христианских конфессиях . Важная роль отводится праздникам, среди которых первое место занимает Пасха . См. также Русская православная церковь , Грузинская православная церковь , Польская православная церковь , Американская православная церковь .

Православие

— одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX— XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси с конца X в., с 1448 г. — православная церковь. Основу вероучения, сформулированного в символе веры, принятом на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах, составляют священное писание ( Библия ) и священное предание . Исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира , посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа , открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь — посредница между Богом и людьми. Центральное место в культе занимают 7 христианских таинств, большое значение придается праздникам и постам. Отвергается ряд признанных в католицизме догматов, по-иному совершаются некоторые таинства . Сложилось 15 автокефальных, самостоятельных православных церквей, которые придерживаются разной политической ориентации.

- одно из основных и старейших направлений в христианстве; сложилось в 395 г. с разделением в Римской империи на Зап. и Восточную и развивалось преимущ. на территории Византийской империи; окончательно сложилось в 1054 г. после разделения католической и православной церквей. Постепенно разделилось на несколько автокефальны церквей. В отличие от католицизма , П. не имело и не имеет единого церковного центра , в различных странах православные церкви возглавляются патриархами. В. П., как и католицизме, существует представление о триедином Боге (Троице) и семи таинства х : крещении, миропомазании, елеосвящении, причащении, покаяниях (исповеди), браке, священстве. На Руси с к. X в.; с 1448 г. русская православная церковь .

- одно из основных направлений христианства. Считается, что православие возникло в 33 г. н.э. среди греков, живших в Иерусалиме . Его основателем был Иисус Христос . Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира . В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа . Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте . Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение . Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее ) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние - ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).

- одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную церкви. В 324 г. император Римской империи Константин издал эдикт, согласно которому христианство стало общегосударственной религией в империи. Но в 395 г. Римская империя распалась на Западную Римскую империю со столицей в г. Риме и Восточную (Византийскую) со столицей в г. Константинополь. В 476 г. Западная Римская империя под ударами варваров пала, а Византийская империя оставалась стабильным государством еще долгое время (395 - 1453 гг.). Далее развитие обществ в западной и восточной части некогда единой империи пошло разными путями. Особенности развития обществ отразились на догматической и культовой стороне христианства. Христианская церковь на Востоке существовала в условиях сильного, стабильного государства, и для Церкви был характерен догматический и культовый консерватизм и традиционализм, т.е. христианские догматы и обряды оставались неизменными. Суть православия - верность изначальному христианству.

христианское вероучение, сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской Церкви. С момента отпадения западной церкви от Православия главным его хранителем становится Россия , Русская Православная Церковь (см.: Святая Русь ). В отличие от католицизма , омертвившего христианство и превратившего его в декоративную ширму для греха и порока, Православие вплоть до нашего времени остается живой верой, открытой каждой душе. Православие представляет своим членам широкий простор для ученого богословствования, но в своем символическом учении оно дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и нужно сообразовать, во избежание противоречия с "догматами" или с "верою Церкви", всякое религиозное рассуждение. Так, Православие в отличие от католичества, разрешает читать Библию, чтобы из нее извлечь более подробные сведения о вере и церкви; однако, в противоположность протестантству, оно считает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями Свв. Отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого христианина. Православие не возводит учения человеческого, которого нет в Свящ. Писании и Св. Предании, на степень богооткровенного, как это делается в католичестве; Православие не выводит новых догматов из прежнего учения церкви через умозаключение, не разделяет католического учения о вышечеловеческом достоинстве личности Богоматери (католическое учение о Ее "непорочном зачатии"), не приписывает святым сверхдолжных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимой признается Церковь в ее полном составе, поскольку она выражает свое учение посредством Вселенских соборов. Православие не признает чистилища, уча, что удовлетворение за грехи людей правде Божией принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия; принимая 7 Таинств, Православие видит в них не знаки только благодати, а самую благодать ; в Таинстве Евхаристии видит истинное Тело и истинную Кровь Христовы, в которые преосуществляются хлеб и вино. Православные молятся святым почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых и мощи . Вопреки реформаторам, по учению Православия, благодать Божия действует в человеке не неодолимо, а согласно с его своб одно й волей; наши собственные дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Не одобряя католического учения о церковной власти, Православие признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями и допускает к участию в делах церкви и мирян. Нравоучение Православия не дает послабления греху и страстям, как католицизм (в индульгенциях ); оно отвергает протестантское учение об оправдании одною верою, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношении к государству Православие не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство: оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти.

– (от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства . Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к « символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целебат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь .  

одно из направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с 4 в. как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви в 1054. Не имело единого церковного центра, впоследствии оформилось несколько самостоятельных православных церквей (в настоящее время их 15), каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу П. составляют Священное писание ( Библия ) и Священное предание (решения первых 7-ми Вселенских соборов и труды Отцов Церкви 2-8 вв.). Основные принципы П. изложены в 12 пунктах символа веры, принятого на первых двух вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381). Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы : триединства бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа . Догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Духовенство признается в качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми. Для П. характерен сложный, детально разработанный культ . Богослужения в П. продолжительнее, чем и других христианских конфессиях . Важная роль отводится праздникам, среди которых первое место занимает Пасха . См. также Русская православная церковь , Грузинская православная церковь , Польская православная церковь , Американская православная церковь .

Значение слова Православие в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Предрассудок - — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления ...
  • Предостережение - в Российской империи 1865— 1917 гг. мера ...
  • Предводитель - — человек, который предводительствует, руководит кемлибо, чемлибо. П. ...
  • Превосходительство - — Ваше превосходительство — официальное обращение в Российской ...
  • Превентивный - — предупреждающий, опережающий, предохранительный, упреждающий. ...
  • Преанимизм - теория происхождения религии, возникшая в начале XX ...
  • Праязык - — древний язык, из которого возникли языки, относящиеся ...
  • Ппд - советский пистолетпулемет системы В. Дегтярева с барабанным ...
  • Поэма - поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В ...
  • Пошлина - — денежный сбор, взимаемый государственными органами с граждан, ...
  • Почта - — почтовая связь, переписка. Здание отделения почтовой связи. ...
  • Почвенники - — представители течения русской общественной мысли 1860х гг., ...
  • Потлач - — дар — праздник у индейцев северной части ...
  • Потенция - — скрытая возможность, способность, сила, которая может проявиться ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари