- художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 г. Порвав с академизмом, руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы. Картины отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Среди представителей: И. Крамской , И. Репин , В. Суриков , В. Перов , В. Маковский , И. Прянишников , Г. Мясоедов , В. Васнецов , А. Куинджи , И. Левитан и др.
художники, входившие в российское художественное объединение - " Товарищество передвижных художественных выставок ". Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедов а , Н.Н. Ге и В.Г. Перов а в противовес официальному центру искусства - Петербургской Академии художеств. И.Н. Крамской стал идейным вождем нового объединения. Передвижники находились под воздействием тенденциозных и вульгарных общественных и эстетических взглядов В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского. Освободившись от регламентации и опеки Академии художеств в создании, показе и реализации своих произведений, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве , Харькове , Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах. Решительно порвав с канонами и эстетикой академизма, искусство передвижников искало свой творческий метод. Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа , родной страны, ее природы. Служа своим творчеством интересам народа, они стремились прославлять его величие, силу, мудрость и красоту. Однако в изображении его жизни многие передвижники видели только темные стороны, не замечая духовного богатства православно-монархического мировоззрения. Характерные для передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия . Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет . В состав передвижников в разное время входили (помимо инициаторов) И.Е. Репин , В.И. Суриков , В.Е. Маковский , И.М. Прянишников , А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов , К.А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецов ы, А.И. Куинджи , В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан , В.А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик- демократ В.В. Стасов; П.М. Третьяков , приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Передвижники внесли большой вклад в русское искусство. Но этот вклад мог бы быть гораздо большим, если бы их мировоззрение не было замутнено социальной тенденциозностью , обличительством и вульгарной эстетикой, которые духовно обедняли талантливых русских художников, вымывая из-под них национальную почву. К к. XIX в. передвижничество сходит на нет, а сами они постепенно становятся членами той самой Академии художеств, против которой ранее боролись. О. П.