Что такое Павел? Значение слова Павел в историческом словаре

1) Павел - — в Новом завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство, поэтому при рождении ему было дано 2 имениеврейский Савл и римский Павел. Первоначально был ярым гонителем христиан, но после того как ему явился Христос, стал столь же ревностным христианином. В Новом завете содержится 14 посланий П. Главная идея его наставлений — духовное спасение.

2) Павел - Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде в город императора Аврелиана, он перекрестился, за что ему отсекли голову. 2) П., египтянин, замученный в Кесарии Палестинской в 309 году. 3) П., замученный при Деции. 4) П., отрок, обезглавленный за Христа между 270 и 275 годом в Византии. 5) П., замученный в Коринфе в 258 году. 6) П. Пруссиадский (Прусса, Брусса), умер в 850 году, исповедник при иконоборцах. 7) П., константинопольский патриарх (умер в 350 г.), исповедник, родился в Солуне. Император Констанций трижды низлагал его за православие и отправлял в ссылку; в 350 году его удушили во время богослужения. 8) П., епископ неокесарийский. При Лицинии ему выжгли на руках клейма и сослали на Евфрат. При Константине Великом он был возвращен и присутствовал на I Вселенском соборе. 9) П. Фивейский (умер в 341 г.). Во время гонений Деция спасся бегством в Фиваиду, где прожил 91 год при ручье и пальме, плодами которой питался, а листьями одевался. Он считается первым по времени христианским монахом. 10) П., врач коринфский (VII век); был обвинен в прелюбодеянии, но чудесным образом оправдан самим младенцем, которого считали плодом его греха. 11) П. Латрский (умер в 956 г.), сначала был пастухом, потом игуменом Латрского монастыря; затем удалился в полное уединение и предался самому строгому аскетизму. 12) П. Новый, четвертый этого имени константинопольский патриарх (умер в 784 г.), благочестивый, но слабый, после 5 лет управления сложил с себя патриаршество, не находя в себе сил бороться с иконоборчеством. 13) П. Комельский (1317 - 1429), ученик преподобного Сергия Радонежского ; несколько лет жил в лесу, в дупле липы, потом основал монастырь на р. Нурме, для которого составил устав. Н. Б-в.

3) Павел - - ладожский посадник . В 1114 г. построил в Ладоге каменную крепость . ПВЛ: 197,399,400;Татищев: 130; НПЛ: 20,204.

4) Павел - - печерский монах . Пришел в Киево -Печерский монастырь со своим братом - Иаковым с Летьца. Год этого события не указывается. ПВЛ: 124, 325; НПЛ: 201.

5) Павел - - митрополит Сарский и Подонский; хотя митрополичье подворье давно уже находилось в Крутицах, П. продолжал носить наименование прежнего высокого сана наших архипастырей; руководил переводом Библии и богослужебных книг с греческого языка на церковно-славянский; умер в 1675 г.

6) Павел - первоверховный апостол ("апостол языков"), священномученик (ск. 67), первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила (впоследствии принявшего крещение) и жестоким преследователем христиан. Господь избрал его уже после Своей Крестной смерти и Воскресения, явившись Савлу на пути в Дамаск. Крестившись, ап. Павел сделался ревностнейшим проповедником Христовым, много путешествовал для обращения язычников в эту веру и оставил четырнадцать посланий, вошедших в канон книг Нового Завета. Он мученически скончался в один день с ап. Петром: его, как римского гражданина, не распяли, а усекли мечом. Память первоверховному ап. Павлу отмечается 29 июня/ 12 июля.

7) Павел - избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана (Деян. 7:58; 8:1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22:3), от еврейских родителей (Фил. 3:5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян. 12:12; Кол. 4:11) и пр. Отец его был фарисей (Деян. 23: 1) и имел права римского гражданина (Деян. 22:28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (22:3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Фил. 3:5). Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу — деланию палаток (Деян. 18:3; 20:34; 2 Фес. 3: 8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать». Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что «Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян. 6: 13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян. 8:3; 22:4; 26: 10; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:23; 1 Тим. 1: 13). Из Деян. 26:10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян. 9:1 и дал.; 22:3 и дал.; 26:12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Фил. 1:21; 3:5 и дал.). В качестве апостола язычников (Рим. 11:13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников. Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. См., напр., Рим. 9:2, 3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал. 4:19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Рим на суд кесаря. О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян. (главы 13-28), написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1 Кор. 15:32; 2 Кор. 11:23 и дал.; Гал. 1:17 и дал. После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал. 1:17 и дал.; Деян. 9: 23 и дал.) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян. 9:30; Гал. 1:21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян. 11:25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян. 11:29,30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян. 13-14), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян. 13:3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл». Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апостольский Собор в Иерусалиме Деян. 15) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян. 15:35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян. 15:40 и главы 16,17,18), — около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (16:1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (16:9 и дал.), принеся т.о. слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1/2 года (18:1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (18:18 и дал.) — около 54 г. по Р.Хр. Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр. (Деян. 18:23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян. 19.8 и дал.; 20:31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян. 20:1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян. 20:3-21:17). В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян. 21:20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян. 21:30 и дал.). Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян. 22:23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян. 23: 12 и дал.), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян. 24), около 58 г. по Р.Хр.Он пробыл в заключении 2 года, 58-60 (Деян. 24:27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян. 25:6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян. 25:11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян. 25:13 и дал.), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, — около 60 г. по Р.Хр. Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян. 27), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г прибыл в Рим (Деян. 28:11,16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61-63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений. Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим. 15:24,28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1 Кор. 3:14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла. Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1 Тим. 1:3; 2 Тим. 4:13,20), на Крит (Тит. 1:5), в Никополь (Тит. 3:12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим». Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2 Тим. 4: 6 и дал., (это послание написано из темницы, 2:9) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Рим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полуеврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Рим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе. Если это и так, то все же трудна определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг. О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян. 23:16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1 Кор.7:7 и 9:5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Фил. 4:3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием. Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен (2 Кор. 10:10). Ростом он был мал, о чем заключают из Деян. 14:12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток который по временам его мучил. В Гал. 4:13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2 Кор. 12:7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян. 13:9 и 23:1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс, устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян. 23:5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лук. 4:20: 22:56; Деян. 11:6 и пр. Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских послании» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение. О, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» (2 Кор. 11:28); не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1 Кор. 7; Еф. 5; 6; Кол. 3;4); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1 Кор. 13); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1 Тим. 5:23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его господину, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Фил. 12). Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.). Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56-58 годами). После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппийцам (62 или 61-63 гг.). Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола. В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян. 9:27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал. 1:18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшиеся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. 15:8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал. 1:1,11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (2:6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4; Гал. 2: 2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал. 2:7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян. 15:22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал.2:11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2 Пет. 3:15,16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей, погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.

Павел

— в Новом завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство , поэтому при рождении ему было дано 2 имени — еврейский Савл и римский Павел. Первоначально был ярым гонителем христиан, но после того как ему явился Христос , стал столь же ревностным христианином. В Новом завете содержится 14 посланий П. Главная идея его наставлений — духовное спасение .

Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде в город императора Аврелиана, он перекрестился, за что ему отсекли голову. 2) П., египтянин, замученный в Кесарии Палестинской в 309 году. 3) П., замученный при Деции. 4) П., отрок, обезглавленный за Христа между 270 и 275 годом в Византии. 5) П., замученный в Коринфе в 258 году. 6) П. Пруссиадский (Прусса, Брусса), умер в 850 году, исповедник при иконоборцах. 7) П., константинопольский патриарх (умер в 350 г.), исповедник, родился в Солуне. Император Констанций трижды низлагал его за православие и отправлял в ссылку; в 350 году его удушили во время богослужения. 8) П., епископ неокесарийский. При Лицинии ему выжгли на руках клейма и сослали на Евфрат. При Константине Великом он был возвращен и присутствовал на I Вселенском соборе. 9) П. Фивейский (умер в 341 г.). Во время гонений Деция спасся бегством в Фиваиду, где прожил 91 год при ручье и пальме, плодами которой питался, а листьями одевался. Он считается первым по времени христианским монахом. 10) П., врач коринфский (VII век); был обвинен в прелюбодеянии, но чудесным образом оправдан самим младенцем, которого считали плодом его греха. 11) П. Латрский (умер в 956 г.), сначала был пастухом, потом игуменом Латрского монастыря; затем удалился в полное уединение и предался самому строгому аскетизму. 12) П. Новый, четвертый э того имени константинопольский патриарх (умер в 784 г.), благочестивый, но слабый, после 5 лет управления сложил с себя патриаршество, не находя в себе сил бороться с иконоборчеством. 13) П. Комельский (1317 - 1429), ученик преподобного Сергия Радонежского ; несколько лет жил в лесу, в дупле липы, потом основал монастырь на р. Нурме, для которого составил устав. Н. Б-в.

- ладожский посадник . В 1114 г. построил в Ладоге каменную крепость . ПВЛ: 197,399,400;Татищев: 130; НПЛ: 20,204.

- печерский монах . Пришел в Киево -Печерский монастырь со своим братом - Иаковым с Летьца. Год э того события не указывается. ПВЛ: 124, 325; НПЛ: 201.

- митрополит Сарский и Подонский; хотя митрополичье подворье давно уже находилось в Крутицах, П. продолжал носить наименование прежнего высокого сана наших архипастырей; руководил переводом Библии и богослужебных книг с греческого языка на церковно-славянский; умер в 1675 г.

первоверховный апостол ("апостол языков"), священномученик (ск. 67), первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знамени того иудейского законоучителя Гамалиила (в после дствии принявшего крещение) и жестоким преследователем христиан. Господь избрал его уже после Своей Крестной смерти и Воскресения, явившись Савл у на пути в Дамаск. Крестившись, ап. Павел сделался ревностнейшим проповедником Христовым, много путешествовал для обращения язычников в эту веру и оставил четырнадцать посланий, вошедших в канон книг Нового Завета. Он мученически скончался в один день с ап. Петром: его, как римского гражданина, не распяли, а усекли мечом. Память первоверховному ап. Павлу отмечается 29 июня/ 12 июля.

избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савл а, присутствующим при убиении Стефана (Деян. 7:58; 8:1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22:3), от еврейских родителей (Фил. 3:5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени : еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян. 12:12; Кол. 4:11) и пр. Отец его был фарисей (Деян. 23: 1) и имел права римского гражданина (Деян. 22:28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (22:3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Фил. 3:5). Кроме того , он в молодости был обучен ремеслу — деланию палаток (Деян. 18:3; 20:34; 2 Фес. 3: 8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать». Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что « Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян. 6: 13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян. 8:3; 22:4; 26: 10; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:23; 1 Тим. 1: 13). Из Деян. 26:10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян. 9:1 и дал.; 22:3 и дал.; 26:12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Фил. 1:21; 3:5 и дал.). В качестве апостола язычников (Рим. 11:13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников. Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. См., напр., Рим. 9:2, 3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал. 4:19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Рим на суд кесаря. О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян. (главы 13-28), написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1 Кор. 15:32; 2 Кор. 11:23 и дал.; Гал. 1:17 и дал. После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал. 1:17 и дал.; Деян. 9: 23 и дал.) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян. 9:30; Гал. 1:21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян. 11:25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян. 11:29,30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян. 13-14), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян. 13:3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл». Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апо столь ский Собор в Иерусалиме Деян. 15) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян. 15:35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян. 15:40 и главы 16,17,18), — около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (16:1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (16:9 и дал.), принеся т.о. слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1/2 года (18:1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (18:18 и дал.) — около 54 г. по Р.Хр. Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр. (Деян. 18:23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян. 19.8 и дал.; 20:31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян. 20:1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян. 20:3-21:17). В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян. 21:20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян. 21:30 и дал.). Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян. 22:23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян. 23: 12 и дал.), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян. 24), около 58 г. по Р.Хр.Он пробыл в заключении 2 года, 58-60 (Деян. 24:27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян. 25:6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян. 25:11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян. 25:13 и дал.), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, — около 60 г. по Р.Хр. Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян. 27), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г прибыл в Рим (Деян. 28:11,16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61-63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений. Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим. 15:24,28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1 Кор. 3:14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла. Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1 Тим. 1:3; 2 Тим. 4:13,20), на Крит (Тит. 1:5), в Никополь (Тит. 3:12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим». Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2 Тим. 4: 6 и дал., (это послание написано из темницы, 2:9) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Рим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полуеврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Рим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе. Если это и так, то все же трудна определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг. О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян. 23:16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1 Кор.7:7 и 9:5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Фил. 4:3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием. Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен (2 Кор. 10:10). Ростом он был мал, о чем заключают из Деян. 14:12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток который по временам его мучил. В Гал. 4:13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2 Кор. 12:7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян. 13:9 и 23:1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс, устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян. 23:5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лук. 4:20: 22:56; Деян. 11:6 и пр. Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских послании» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение. О, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» (2 Кор. 11:28); не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1 Кор. 7; Еф. 5; 6; Кол. 3;4); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1 Кор. 13); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1 Тим. 5:23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его госп один у, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Фил. 12). Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.). Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56-58 годами). После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппийцам (62 или 61-63 гг.). Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола. В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян. 9:27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал. 1:18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшиеся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. 15:8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал. 1:1,11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (2:6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4; Гал. 2: 2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал. 2:7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян. 15:22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал.2:11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2 Пет. 3:15,16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей, погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.

Значение слова Павел в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Палаццо - — дворец — итальянский городской дворецособняк XV—XVIII вв., ...
  • Палатин - — один из семи холмов, на которых возник ...
  • Палас - — безворсовый ковер. Кроме того, дворец зрелищ. ...
  • Паладин - — придворный — в средневековой западноевропейской литературе название ...
  • Пакт - — договор, соглашение, одно из наименований международного договора, ...
  • Пакгауз - — помещение закрытого типа для кратковременного хранения грузов ...
  • Пай - — часть, доля участие в кооперативных организациях и ...
  • Пережитки - культурные реликты остаточные явления в культуре, считающиеся перенесёнными ...
  • Патрилокальность - (от лат. pater отец и locus ...
  • Патрилатеральность - (от лат. pater отец и latus ...
  • Очаков - крейсер Черноморского флота команда которого участвовала в ...
  • Отходничество - временный уход крестьян из мест жительства на заработки ...
  • Отруб - в начале 20 в. земельный участок, выделенный из ...
  • Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари