-обряд освобождения от нечистоты или греха (Лев 16.34). Очищением называлось также п освящение левитов на служение (Чис 8.6-22). Очищение имеет глубокий символический смысл , ибо омовение и соответствующее жертвоприношение означают не омытие физической нечистоты, но освобождение от губящего действия нечистоты духовной (ср. Лев 1.40-о мыть требовалось не рот или руки , но одежды; также по Мф 15.11,20-человек может есть немытые овощи , болеть , но быть чистым пред Богом и людьми, а другой-тщательно мыть и руки и овощи, но оставаться по своим делам и речам нечистым). Кроме того , слово «очищение», употребленное в некоторых местах оригинала, несет смысл «примирить» и «заступить» (как в Чис 16.46; 25.13). Отсюда и значение названия крышки ковчега откровения-«очистилище» (см.). По закону очищение требовалось в следующих четырех случаях: в случае прикосновения к мертвому (Лев 5.2-3; Чис 6.9; 19); в случаях истечений из тела (Лев 5.3; 15); матери после рождения ребенка (Лев 12; Лк 2.22) и в случае (а не для!) исцеления от проказы (Лев 14.1-32; Лк 5.13-14). (См. также освящение)
Так называется установленный законом обряд, благодаря которому израильтянин делался свободным по обрядовому закону от навлеченной на себя нечистоты . Самым употребительным способом/ очищения являлась вода: ею кропились, омывались и в нее погружались. В случае же большего преступления закона и осквернения такое очищение сопровождалось также различными жертвоприношениями. Омовение тела и одежды требовалось в случаях, упоминаемых в Лев. 11:25,40; 15:16 и дал. После рождения ребенка требовалось принесение в жертву однолетнего агнца, голубя или горлицы, а в случае бедности — двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12:6 и дал.). Об очищении себя от нечистоты вследствие прикосновения к могиле или мертвецу имелись особые постановления (Чис. 19). См. «Рыжая телица». Самой ужасной нечистотой являлась проказа. В случае исцеления от этой болезни требовалась особого рода жертва. Когда объявляли, что прокаженный исцелился, то он должен был принести в жертву двух чистых живых птиц, кусок кедрового дерева, червленую шерстяную нить и иссоп. Одну птицу закалывали над сосудом с ключевой водою и ждали, пока ее кровь стечет в воду; после э того священник окунал в воду окрашенную этой кровью живую птицу и прочие пред меты и кропил семь раз на исцеленного; затем живую птицу отпускал на свободу. Тогда исцеленный должен был только о мыть свои одежды, обриться и выкупаться (Лев.14:4 и дал.). Подобною жертвою очищались также те дома, которые были заражены язвами проказы (Лев 14:49 и дал); срав. Пс. 50:9; 18:14; 1 Иоан 5:6). После Вавилонского плена чрезмерная праведность по закону зашла слишком далеко в своей ревности к очищениям: стали тщательно наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей, а также придавать слишком большое значение омовению рук перед едой (Лук. 7:3 и дал.).