— одна из разновидностей «духовного христианства», появились в конце 60-х гг. XVIII в. среди государственных крестьян, мещанских и купеческих кругов. Основатель секты деревенский портной С. Уклеин. Свое учение называли «чистым молоком духовным», отрицали православную церковную иерархию, монашество , иконы , мощи , святых. Библию рассматривали как единственный источник истины, истолковывали ее в духовном, т. е. этическом смысл е, считали ее главным руководством в повседневной жизни. В представлениях М., в отличие от духоборов, отсутствует пантеистическое мировосприятие . Их учение — это теизм , освобожденный от церковно-канонических норм. Христианские таинства М. трактуют духовно: истинный смысл жизни, спасение и блаженство человека состоит в раскрытии заложенного Богом в человека доброго начала , в нравственном совершенствовании людей. Идея спасения верой и отказ от посредников между Богом и человеком сближали их с протестантами, что и определило впоследствии их поглощение баптистами.
представители течения в духовном христианстве. Возникло в России в 60-70-е гг. 18 в., основатель - бродячий портной Семен Уклеин. М. ассоциируют Библию с образом "духовного молока" (отсюда название). Проповедуют скорое пришествие Христа. Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры . В 19 в. распространились в Закавказье, Крыму, Сибири, Закаспийской и Карской областях. Постепенно разделились на ряд групп: М.-прыгуны, М.- субботники и др. В Российской федерации небольшие группы М. сохраняются в Тамбовской и Оренбургской областях. В 1991 образован "Союз общин духовных христиан-молокан" ( Москва ).