Что такое Мария? Значение слова Мария в историческом словаре

1) Мария - — Богородица , Богоматерь, дева Мария , Мадоннамать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая.

2) Мария - (евр. Мариам)-а) (Мф 1.16,18,20; 2.11; 13.55; Мк 6.3; Лк 1.27,34,38,39,41,46,56; 2.5,16,19,34; Деян 1.14)-из Назарета , обрученная Иосифу из дома Давидова, обретшая благоволение у Бога и родившая во плоти Сына Божия и Спасителя Иисуса Христа (Лк 1.26-31); б) (Мф 27.56,61; 28.1; Мк 15.40,47; 16.1,9; Лк 8.2; 24.10; Ин 19.25; 20.1,11,16,18)- Магдалина (из Магдалы), из которой Иисус изгнал семь бесов и которая первой (вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии) была у гроба Спасителя в день Его воскресения; в) (Мф 27.56,61; 28.1; Мк 15.40,47; 16.1; Лк 24.10)-«другая Мария » или Мария , мать Иакова и Иосии, которая упоминается постоянно вместе с Марией Магдалиной и которая, очевидно, также следовала за Христом в Его последние дни. Из сравнения Мф 27.56; Мк 15.40 и Ин 19.55, где упоминается одна и та же группа женщин, можно заключить, что она же есть и Мария Клеопова, сестра матери Иисуса. (Следует упомянуть также о мнении некоторых толкователей, что Мария Клеопова есть отдельное лицо, если в Ин 19.25 имеется в виду четыре женщины: мать Иисуса, сестра Ее, Мария Клеопова и Мария Магдалина ); г) (Ин 19.25)-Клеопова (см. предыдущ., а также Клеопа ); д) (Лк 10.39,42; Ин 11.1,2,19,20,28,31,32,45; 12.3)-сестра Марфы и Лазаря из Вифании, в доме которых Иисус несколько раз останавливался и которых любил (Ин 11.5). Возможно, она была хозяйкой (старшей) в доме (Ин 11.1,45), хотя сестра ее Марфа производила больше хлопот и разговоров; е) (Деян 12.12)-мать Иоанна , называемого Марком ( евангелиста ), у которой был дом в Иерусалиме , где собирались верующие. Из Кол 4.10 можно заключить, что она была сестрой Варнавы.

3) Мария - - жена Яна Вышатича. Умерла 16 августа 1091 года. Была захоронена в церкви св. Богородицы, напротив гроба Феодосия , как и предсказывал ей раньше сам святитель . ПВЛ: 139, 340, 341.

4) Мария - (Богородица, Богоматерь, Дева Мария , Мадонна) - в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно Его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна - были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. По достижении совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа Обручника, который уважает её обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, однажды архангел Гавриил , явившись к Марии ( Благовещение ), сообщил ей, что она станет матерью Мессии. Её образ занимает значительное место в иконографии и искусстве средних веков и Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др.).

5) Мария - Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377- 1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном арагонского короля Мартина (род. 1375 г. Умер 1409 г.). Умер 1402 г. Мария наследовала отцу еще будучи маленькой девочкой. Власть над островом перешла в руки вельмож, почти независимых в своих владениях. Они делились на две партии - национальную и арагонскую. Национальная хотела выдать Марию за какого-нибудь итальянского государя, чтобы королевство было независимым от Арагона. Противники этой партии желали поддержать прежнюю связь Сицилии и Испанией. Королевой овладевала то одна партия , то другая; обе поступали с девочкой и подрастающей девушкой, как с пленницей. После продолжительной борьбы арагонская партия одолела. Мария была увезена в Испанию и там обвенчана с племянником короля Мартином Младшим, сыном Мартина де Монблана.

6) Мария - евр. Мирьям. 1) Святая Дева в Назарете, обрученная с плотником Иосифом (Мат. 1 18; Лук. 1:27). Ее посетил посланный от Бога ангел Гавриил (Лук. 1:26 и дал), после чего она отправилась к своей родственнице Елизавете (39 и дал.) и прославила там Бога. (46 и дал.). Затем Мария возвратилась к Иосифу и последовала с ним в Вифлеем, где и родила Иисуса (Мат. 1:24 и дал.; 2:1; Лук. 2:7). Им пришлось с Младенцем бежать в Египет (Мат. 2:13 и дал.), возвратившись оттуда они поселились в Назарете (2:23). После этих сообщений в Евангелии только изредка упоминается о Марии: во время посещения храма (Лук. 2:42 и дал.); на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3 и дал ); когда она и братья Иисуса искали Его между народом (Мат. 12: 46 и дал ; Map 3.21 и дал.; Лук. 8:19 и дал ); когда распятый Иисус с креста поручил ее Иоанну (Иоан. 19:26) и, наконец, когда она была вместе с учениками в Иерусалиме по вознесении Иисуса (Деян. 1:14). Относительно ее, братьев Иисуса и Его сестер — срав «Братья Иисуса» Когда однажды женщина в восторге от дел и слов Иисуса воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие», Иисус, ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11: 27 и дал). Это же сделало Марию блаженною, когда она, выслушав слова ангела, сказала: «да будет мне по слову твоему» (Лук. 1:38). 2) Мать Иоанна Марка, которая имела дом в Иерусалиме, где собирались христиане. Когда Петр, освобожденный рукою ангела из темницы, пришел туда и стал стучать в дверь — «там были многие собраны и молились»; когда они отперли и увидели его, то изумились (Деян. 12:12, 16). Из Кол. 4:10 некоторые заключают, что эта Мария была сестрой Варнавы, а из Деян. 12:12, что она подражала примеру своего брата, служа своим имением общине (Деян. 4:36 и дал.). 3) Мария, жена Клеопы. У Иоан. 19:25 читаем, что при кресте Иисуса стояли «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Та же группа женщин упоминается у Мат., состоящая из Марии Магдалины и Марии Матери Иакова и Иосии, и матери сыновей Зеведеевых (Мат. 27:56), и у Марка — Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Соломия (Map. 15:40). Из этого вытекает, что Мария Клеопова и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии — одно и то же лицо, и что она была сестрой Матери Иисуса. Эту Марию видим в первый раз при распятии, затем видим ее вечером того же дня, сидящую при гробе Иисуса, и рано утром в день воскресения она была вторично там с ароматами, которые приготовила в пятницу вечером. Она была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив (Лук. 24:10,23). Некоторые предполагают, что упомянутые у Мат. 13: 35 и дал. братья и сестры Иисуса были дети этой Марии. Срав. «Братья Иисуса». Другое предположение, что у Иоан. 19-25 возможны 4 лица, а именно: 1) Мать Иисуса, 2) Сестра Матери Его, 3) Мария Клеопова и 4) Мария Магдалина. 4) Сестра Лазаря в Вифании. Когда ее сестра Марфа начала хлопотать, чтобы угостить любимого ею Наставника, Мария избрала для себя «благую часть»: села у ног Иисуса и стала слушать Его речи (Лук. 10:38 и дал.). Когда Лазарь умер, Марфа, услышав, что идет Иисус, поспешила к Нему навстречу; Мария же оставалась дома, пока Наставник не призвал ее к Себе (Иоан. 11:20,28). На вечере в Вифании после воскресения Лазаря, где Марфа прислуживала, Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром (Иоан. 12:1 и дал ). Нельзя смешивать это событие с тем, о котором говорится у Лук. 7:36 и дал., где в доме фарисея кающаяся грешница в доказательство любви, помазала ноги Иисуса миром. 5) Мария Магдалина, т.е. Мария из Магдалы. О ней в первый раз упоминается там, где говорится о женщинах, которые служили Христу Своим имением (Лук. 8-2), и потом в числе женщин, следовавших за Ним ко кресту и ко гробу (Мат. 27.56,61; 28:1; Map. 15:40,47; 16:1; Лук. 24:10; Иоан. 19 25). Иисус освободил ее от семи нечистых духов и за этот акт милосердия она была особенно преданна Ему (Лук. 8:2 и дал.). Рано утром по воскресении она была у Его гроба и, оставшись там когда ученики уже удалились, она была первою, которая бросилась к ногам Воскресшего и приняла Его приветствие и поручение (Иоан 20:1 и дал ; Map. 16:9 и дал.). 6) Мария (Мариамь) — ревностная христианка в Риме, которая приветствуется Павлом (Рим. 16:6).

Мария

— Богородица , Богоматерь, дева Мария , Мадонна — мать Иисуса Христа , непорочно его зачавшая.

(евр. Мариам)-а) (Мф 1.16,18,20; 2.11; 13.55; Мк 6.3; Лк 1.27,34,38,39,41,46,56; 2.5,16,19,34; Деян 1.14)-из Назарета , обрученная Иосифу из дома Давидова, обретшая благоволение у Бога и родившая во плоти Сына Божия и Спасителя Иисуса Христа (Лк 1.26-31); б) (Мф 27.56,61; 28.1; Мк 15.40,47; 16.1,9; Лк 8.2; 24.10; Ин 19.25; 20.1,11,16,18)- Магдалина (из Магдалы), из которой Иисус изгнал семь бесов и которая первой (вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии) была у гроба Спасителя в день Его воскресения; в) (Мф 27.56,61; 28.1; Мк 15.40,47; 16.1; Лк 24.10)-«другая Мария » или Мария , мать Иакова и Иосии, которая упоминается постоянно вместе с Марией Магдалиной и которая, очевидно, также следовала за Христом в Его последние дни. Из сравнения Мф 27.56; Мк 15.40 и Ин 19.55, где упоминается одна и та же группа женщин, можно заключить, что она же есть и Мария Клеопова, сестра матери Иисуса. (Следует упомянуть также о мнении некоторых толкователей, что Мария Клеопова есть отдельное лицо, если в Ин 19.25 имеется в виду четыре женщины: мать Иисуса, сестра Ее, Мария Клеопова и Мария Магдалина ); г) (Ин 19.25)-Клеопова (см. предыдущ., а также Клеопа ); д) (Лк 10.39,42; Ин 11.1,2,19,20,28,31,32,45; 12.3)-сестра Марфы и Лазаря из Вифании, в доме которых Иисус несколько раз останавливался и которых любил (Ин 11.5). Возможно, она была хозяйкой (старшей) в доме (Ин 11.1,45), хотя сестра ее Марфа производила больше хлопот и разговоров; е) (Деян 12.12)-мать Иоанна , называемого Марком ( евангелиста ), у которой был дом в Иерусалиме , где собирались верующие. Из Кол 4.10 можно заключить, что она была сестрой Варнавы.

- жена Яна Вышатича. Умерла 16 августа 1091 года. Была захоронена в церкви св. Богородицы, напротив гроба Феодосия , как и предсказывал ей раньше сам святитель . ПВЛ: 139, 340, 341.

( Богородица , Богоматерь, Дева Мария , Мадонна ) - в христианстве мать Иисуса Христа , непорочно Его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна - были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. По достижении совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа Обручника, который уважает её обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, однажды архангел Гавриил , явившись к Марии ( Благовещение ), сообщил ей, что она станет матерью Мессии. Её образ занимает значительное место в иконографии и искусстве средних веков и Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др.).

Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377- 1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном арагонского короля Мартина (род. 1375 г. Умер 1409 г.). Умер 1402 г. Мария наследовала отцу еще будучи маленькой девочкой. Власть над островом перешла в руки вельмож, почти независимых в своих владениях. Они делились на две партии - национальную и арагонскую. Национальная хотела выдать Марию за какого-нибудь итальянского государя, чтобы королевство было независимым от Арагона. Противники этой партии желали поддержать прежнюю связь Сицилии и Испанией. Королевой овла дева ла то одна партия , то другая; обе поступали с девочкой и подрастающей девушкой, как с пленницей. После продолжительной борьбы арагонская партия одолела. Мария была увезена в Испанию и там обвенчана с племянником короля Мартином Младшим, сыном Мартина де Монблана.

евр. Мирьям. 1) Святая Дева в Назарете, обрученная с плотником Иосифом (Мат. 1 18; Лук. 1:27). Ее посетил посланный от Бога ангел Гавриил (Лук. 1:26 и дал), после чего она отправилась к своей родственнице Елизавете (39 и дал.) и прославила там Бога. (46 и дал.). Затем Мария возвратилась к Иосифу и последовала с ним в Вифлеем, где и родила Иисуса (Мат. 1:24 и дал.; 2:1; Лук. 2:7). Им пришлось с Младенцем бежать в Египет (Мат. 2:13 и дал.), возвратившись оттуда они поселились в Назарете (2:23). После этих сообщений в Евангелии только изредка упоминается о Марии: во время посещения храма (Лук. 2:42 и дал.); на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3 и дал ); когда она и братья Иисуса искали Его между народом (Мат. 12: 46 и дал ; Map 3.21 и дал.; Лук. 8:19 и дал ); когда распятый Иисус с креста поручил ее Иоанну (Иоан. 19:26) и, наконец, когда она была вместе с учениками в Иерусалиме по вознесении Иисуса (Деян. 1:14). Относительно ее, братьев Иисуса и Его сестер — срав «Братья Иисуса» Когда однажды женщина в восторге от дел и слов Иисуса воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие», Иисус, ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11: 27 и дал). Это же сделало Марию блаженною, когда она, выслушав слова ангела, сказала: «да будет мне по слову твоему» (Лук. 1:38). 2) Мать Иоанна Марка, которая имела дом в Иерусалиме, где собирались христиане. Когда Петр, освобожденный рукою ангела из темницы, пришел туда и стал стучать в дверь — «там были многие собраны и молились»; когда они отперли и увидели его, то изумились (Деян. 12:12, 16). Из Кол. 4:10 некоторые заключают, что эта Мария была сестрой Варнавы, а из Деян. 12:12, что она подражала примеру своего брата, служа своим имением общине (Деян. 4:36 и дал.). 3) Мария, жена Клеопы. У Иоан. 19:25 читаем, что при кресте Иисуса стояли «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Та же группа женщин упоминается у Мат., состоящая из Марии Магдалины и Марии Матери Иакова и Иосии, и матери сыновей Зеведеевых (Мат. 27:56), и у Марка — Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Соломия (Map. 15:40). Из этого вытекает, что Мария Клеопова и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии — одно и то же лицо, и что она была сестрой Матери Иисуса. Эту Марию видим в первый раз при распятии, затем видим ее вечером того же дня, сидящую при гробе Иисуса, и рано утром в день воскресения она была вторично там с ароматами, которые приготовила в пятницу вечером. Она была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив (Лук. 24:10,23). Некоторые предполагают, что упомянутые у Мат. 13: 35 и дал. братья и сестры Иисуса были дети этой Марии. Срав. «Братья Иисуса». Другое предположение, что у Иоан. 19-25 возможны 4 лица, а именно: 1) Мать Иисуса, 2) Сестра Матери Его, 3) Мария Клеопова и 4) Мария Магдалина. 4) Сестра Лазаря в Вифании. Когда ее сестра Марфа начала хлопотать, чтобы угостить любимого ею Наставника, Мария избрала для себя «благую часть»: села у ног Иисуса и стала слушать Его речи (Лук. 10:38 и дал.). Когда Лазарь умер, Марфа, услышав, что идет Иисус, поспешила к Нему навстречу; Мария же оставалась дома, пока Наставник не призвал ее к Себе (Иоан. 11:20,28). На вечере в Вифании после воскресения Лазаря, где Марфа прислуживала, Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром (Иоан. 12:1 и дал ). Нельзя смешивать это событие с тем, о котором говорится у Лук. 7:36 и дал., где в доме фарисея кающаяся грешница в доказательство любви, помазала ноги Иисуса миром. 5) Мария Магдалина, т.е. Мария из Магдалы. О ней в первый раз упоминается там, где говорится о женщинах, которые служили Христу Своим имением (Лук. 8-2), и потом в числе женщин, следовавших за Ним ко кресту и ко гробу (Мат. 27.56,61; 28:1; Map. 15:40,47; 16:1; Лук. 24:10; Иоан. 19 25). Иисус освободил ее от семи нечистых духов и за этот акт милосердия она была особенно преданна Ему (Лук. 8:2 и дал.). Рано утром по воскресении она была у Его гроба и, оставшись там когда ученики уже удалились, она была первою, которая бросилась к ногам Воскресшего и приняла Его приветствие и поручение (Иоан 20:1 и дал ; Map. 16:9 и дал.). 6) Мария (Мариамь) — ревностная христианка в Риме, которая приветствуется Павлом (Рим. 16:6).

Значение слова Мария в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Масонство - — религиозноэтическое движение, возникшее преимущественно в аристократическибуржуазной среде ...
  • Маскировка - — изменение облика при помощи маски или других ...
  • Маска - — накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, ...
  • Марши - — полоса низменных побережий морей, затопляемая в периоды ...
  • Маршал - — придворное звание а средневековой Франции до XVI ...
  • Маруты - — боги ветров ведического пантеона, первоначально друзья и ...
  • Марсы - италийские племена, покоренные к началу II в. ...
  • Мануфактура - предприятие при капитализме основанное на разделении труда ...
  • Мантилья - — женская накидка на голову и плечи. ...
  • Мантапам - — в средневековой индийской архитектуре многоколонный зал с ...
  • Манихейство - религия, возникшая в III в. в Персии, ...
  • Манифест - — особый акт главы государства или высшего органа ...
  • Манипула - — подразделение римского легиона, насчитывало 60—120 человек, входило ...
  • Манеж - — площадка или здание для тренировки лошадей, обучения ...
  • Бифья - (Битья), дочь фараона, на которой женился иудей Меред ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари