Что такое Литургия? Значение слова Литургия в историческом словаре

1) Литургия - — в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки, например, содержание участников гимнастических состязаний. Чрезвычайной Л. считалась триерархия — снаряжение триеры. Была распространена в эллинистическом Египте, Древнем Риме, Византии. В современном значении термин применяется к богослужению. У православных — обедня, у католиковмесса. Главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причащения. Состоит из 3 частей: проскомидии, Л. оглашенных, на которой разрешается присутствовать всем, и Л. верных — только для тех, кто принял крещение. Во время Л. совершаются различные ритуалы, молитвы, поются духовные песнопения, читается проповедь. В русском православии существует три чина Л. — Л. Василия Великого, Григория Двоеслова, или освященных даров, и Иоанна Златоуста, которые разработали порядок ее совершения. Проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественского постов проводить Л. запрещается.

2) Литургия - Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной.

3) Литургия - в Древней Греции денежная повинность зажиточных людей в пользу полиса , выступала как почетная обязанность. Со II в. н.э. название христианского богослужения.

4) Литургия - (греч. общее делание) — основное христианское богослужение; определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров (см. Евхаристия). Установлена в воспоминание о причащении апостолов, которое совершил Христос во время Тайной вечери. Включает в себя, как правило, проскомидию — подготовительную часть; литургию оглашенных, на которой могут присутствовать готовящиеся принять св. крещение; и литургию верных (анафору), на которой совершается само таинство причащения — на ней могут присутствовать только христиане. По преданию, первые чинопоследования литургии были составлены апостолами Иаковым и Марком; в IV в. возникла необходимость пересмотра и определенной унификации различных списков литургий, что было осуществлено для восточной церкви Василием Великим, а вслед за ним — Иоанном Златоустом. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста используются православной церковью до настоящего времени, однако в V-IX вв. их тексты были подвергнуты значительным изменениям, были добавлены определенные песнопения и т. п. Православная церковь использует также сокращенный чин литургии преждеосвященных даров, на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные ранее, на предшествовавшей литургии.

5) Литургия - самое важное богослужение , во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое"; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: "Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов"; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство: "Сие творите в Мое воспоминание" (Мф. 26: 26-28; Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 24). Апостолы совершали св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное таинство. В первое время порядок и образ совершения литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память . Затем стало появляться и письменное изложение апостольской литургии. С течением времени литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины литургий, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни ( Вселенские Соборы ). В это время св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая литургия св. апостола Иакова , первого епископа Иерусалимского. Литургия имеет различные названия. Первое название - "литургия" - греческое, означает "общественная служба" и указывает на то, что Таинство св. Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих - живых и умерших. Так как Таинство св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит "благодарственная жертва", то и литургия называется также "евхаристией". Чаще всего литургию называют "обедней", так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве св. Причащения, в Слове Божием называются "Трапезой" и "Вечерей" Господней (1 Kop. 10: 21; И: 20). В апостольское время литургия называлась еще "преломлением хлеба" (Деян. 2: 46). На литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства , потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: проскомидией, Литургией оглашенных и Литургией верных.

6) Литургия - (греч. " общее дело ", "общее служение") - денежная повинность, возлагавшаяся государством на богатых граждан в древнегреческих полисах (например, гимнасиархия - содержание в течение года гимнасия). Со II века н.э. этим словом стали называть христианское богослужение . Оно состоит из собственно литургии, во время которой осуществляется Евхаристия , таинств (треб) и общественных церковных служб. Вечерня , повечерие, полунощница ( заутреня ), утреня, первый, третий, шестой и девятый часы составляют службы церковного суточного круга .

Литургия

— в древнегреческих полисах государственная повинность , которую несли состоятельные граждане и метеки , например , содержание участников гимнастических состязаний. Чрезвычайной Л. считалась триерархия — снаряжение триеры. Была распространена в эллинистическом Египте, Древнем Риме, Византии. В современном значении термин применяется к богослужению. У православных — обедня , у католиков — месса . Главное христианское богослужение , во время которого совершается таинство причащения. Состоит из 3 частей: проскомидии, Л. оглашенных, на которой разрешается присутствовать всем, и Л. верных — только для тех, кто принял крещение . Во время Л. совершаются различные ритуалы, молитвы , поются духовные песнопения, читается проповедь . В русском православии существует три чина Л. — Л. Василия Великого, Григория Двоеслова, или освященных даров, и Иоанна Златоуста, которые разработали порядок ее совершения. Проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественского постов проводить Л. запрещается .

Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной.

в Древней Греции денежная повинность зажиточных людей в пользу полиса , выступала как почетная обязанность. Со II в. н.э. название христианского богослужения.

(греч. общее делание) — основное христианское богослужение ; определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров (см. Евхаристия). Установлена в воспоминание о причащении апостолов, которое совершил Христос во время Тайной вечери. Включает в себя, как правило, проскомидию — подготовительную часть; литургию оглашенных, на которой могут присутствовать готовящиеся принять св. крещение ; и литургию верных (анафору), на которой совершается само таинство причащения — на ней могут присутствовать только христиане. По преданию, первые чинопоследования литургии были составлены апостолами Иаковым и Марком; в IV в. возникла необходимость пересмотра и определенной унификации различных списков литургий, что было осуществлено для восточной церкви Василием Великим, а вслед за ним — Иоанном Златоустом. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста используются православной церковью до настоящего времени, однако в V-IX вв. их тексты были подвергнуты значительным изменениям, были добавлены определенные песнопения и т. п. Православная церковь использует также сокращенный чин литургии преждеосвященных даров, на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные ранее, на предшествовавшей литургии.

самое важное богослужение , во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое"; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: "Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов"; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство: "Сие творите в Мое воспоминание" (Мф. 26: 26-28; Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 24). Апостолы совершали св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное таинство. В первое время порядок и образ совершения литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память . Затем стало появляться и письменное изложение апостольской литургии. С течением времени литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины литургий, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни ( Вселенские Соборы ). В это время св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая литургия св. апостола Иакова , первого епископа Иерусалимского. Литургия имеет различные названия. Первое название - "литургия" - греческое, означает "общественная служба" и указывает на то, что Таинство св. Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих - живых и умерших. Так как Таинство св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит "благодарственная жертва", то и литургия называется также "евхаристией". Чаще всего литургию называют "обедней", так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве св. Причащения, в Слове Божием называются "Трапезой" и "Вечерей" Господней (1 Kop. 10: 21; И: 20). В апостольское время литургия называлась еще "преломлением хлеба" (Деян. 2: 46). На литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства , потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: проскомидией, Литургией оглашенных и Литургией верных.

(греч. " общее дело ", "общее служение") - денежная повинность , возлагавшаяся государством на богатых граждан в древнегреческих полисах ( например , гимнасиархия - содержание в течение года гимнасия). Со II века н.э. этим словом стали называть христианское богослужение . Оно состоит из собственно литургии, во время которой осуществляется Евхаристия , таинств (треб) и общественных церковных служб. Вечерня , повечерие, полунощница ( заутреня ), утреня, первый, третий, шестой и девятый часы составляют службы церковного суточного круга .

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Литургия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Локомобиль - — передвижная или стационарная паросиловая установка из объединенных ...
  • Локатор - — устройство для слежения за воздушными целями и ...
  • Лока - — в индийской мифологии мир как часть Вселенной. ...
  • Ложа - — группа мест в зрительном зале вокруг партера ...
  • Лодка - — речное гребное, иногда парусное судно. В ВМФ ...
  • Логос - — одно из основных понятий древнегреческой философии, введенное ...
  • Логика - — наука о способах доказательств и опровержений. Умение ...
  • Линь - — судовой трос из высококачественной пеньки для оснастки ...
  • Линотип - — наборная строкоотливная машина. ...
  • Линкор - — см. Линейный корабль . ...
  • Лингаяты - — приверженцы шиваитской секты в Индии, возникшей предположительно ...
  • Лимит - — граница, предел, предельная норма . ...
  • Лилит - ночной дух, позднее привидение, являющийся спящим в ...
  • Ликторы - в Древнем Риме служители, сопровождавшие и охранявшие ...
  • Саломия - жена рыбака Зеведея, мать апостола Иакова и Иоанна. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари