Что такое Клятва? Значение слова Клятва в историческом словаре

1) Клятва - -обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл: отделение, предание Богу-как заклятие и проклятие (Чис 5.21; Дан 9.11; Гал 3.13). (См. заклятие, проклятие)

2) Клятва - — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять клятвенные обещания (Чис. 30:3) и делает твердой только клятву с призыванием имени Иеговы (Втор. 6:13), а не так, как это было принято у язычников (Иер. 5:7; Ам 8:14; Быт. 42:15 и дал.) и как допустили это впоследствии неверующие евреи, которые клялись всем, чем угодно (Мат. 23:16 и дал.; 5:36). Сущность клятвы, как призывания в свидетели всеведующего Бога, чтобы утвердить сказанное, выражена в Евр. 6:16 и дал., где говорится, что Бог также клялся Самим Собою. Впрочем, по закону клятва была разрешена только в известных случаях, или как оправдывающее удостоверение, или для свидетельства перед судом (Исх. 22:11; Чис. 5:11 и дал.) и т.д. Со временем клятва стала очень часто применяться даже в обыкновенных разговорах, и при этом пользовались различными формулами, напр.: «Жив Господь» (Суд. 8:19; 2 Цар. 2:27) или «то и то пусть сделает со мною Господь (3 Цар. 2:23; 4 Цар. 6:31) и т.д. Против этого выступила партия ессеев (см. «Партии»), которые отрицали всякую клятву, почему Ирод при восшествии на престол освободил их от присяги (Иосиф Флавий, Иудейская война). Все же для вступления в их партию они требовали принесения страшной клятвы. «Не клянитесь вовсе», говорит Господь (Мат. 5:34 и дал.); и ап. Иаков в своем послании (5:12) повторяет то же: «Братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою». Толкование этих запрещений, как известно, различное. Квакеры (друзья) — община в Англии, образовавшаяся после 1650 года, не признает никакой клятвы на основании приведенных мест, и поэтому, по существующему закону (после 1833 года), торжественное обещание с их стороны имеет такую же законную силу, как и клятва. «Моисееву заповедь: «не клянитесь именем Моим во лжи» Иисус изменяет так: «Не клянитесь вовсе». Христос видит в клятве (равно как и в разводе) только дозволение, которое стало необходимым вследствие греха. — Нельзя согласиться с мнением толкователей, что здесь воспрещается только злоупотребление клятвой» (Ольсхаузен). Против этого возражают, что в мире, где царит ложь, клятва необходима, и что только благодаря ей, мы чувствуем уверенность в истине сказанного; далее, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, который предписывает клятву; к тому же и Бог клялся Самим Собою (Евр. 6:17; Ис. 45:23), также Христос (Мат. 26:63-64), апостолы (Рим. 1:9: 2 Кор. 11:31), и ангелы (Отк. 10:6) клятвою подтверждают истину своих слов. Хотя Христос и не находил нужды в какой бы то ни было клятве в совершенном царствии Божием, однако же, пока Церковь Христова находится в мире и мир проникает в нее, христианам, как членам государства, следует для евреев быть евреями, для немощных, как не-мощные, и т.д. (1 Кор. 9:20, 21) и приносить присягу, когда того требует правительство. Другая сторона возражает на это, что Христос Сам не клялся, но ответил на вопрос, поставленный Ему первосвященником с клятвой, положительно: и «Бог, собственно говоря, никогда не клялся в буквальном смысле; Бог клялся не так, как люди (Тем, Кто выше их); и поэтому мы не можем вывести отсюда заключения «о необходимости клятвы» Афанасий. Призывание Павлом Бога совсем другого рода в сравнении с той клятвой, которую воспрещает Христос: это не что иное как торжественное утверждение правды сказанного для славы Божией. Наконец, полагают, что клятву нельзя оправдывать тем, что говорится в ней в Евр. 6:16, подобно тому, как из слав в 1 Кор. 9:24 нельзя заключить, что Павел одобряет языческие игры. Сведения о том, как понимала клятву первая церковь, можно почерпнуть из рассказа Евсевия в его церковной истории (о некоем Василии, который служил в армии в Александрии во время Оригена. Василий вместе с другими присутствовал при казни девушки христианки Потампиайны, с которой обращался очень снисходительно, в противоположность грубому обращению своих товарищей. Вскоре он стал сам христианином и имел возможность исповедовать свою веру. Когда по какой-то причине, товарищи заставили его поклясться, он ответил, что ему совсем не позволено клясться, ибо он христианин, и «это», говорит Евсевий, «он исповедовал на мало не уступая. Когда увидели, что он это говорит серьезно, то бросили его в тюрьму. В тюрьме посещали его «братья», они запечатлели его в Господе» (преподали крещение), а на следующий день после этого и был обезглавлен. На это можно возразить, что он, может быть, не хотел клясться в данном случае языческими божествами, и что это не значило, что он вообще отрицал клятву.


Синонимы: клятва, обет, присяга

Клятва

-обещание или заверение , в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл : отделение , предание Богу-как заклятие и проклятие (Чис 5.21; Дан 9.11; Гал 3.13). (См. заклятие, проклятие)

— евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять клятвенные обещания (Чис. 30:3) и делает твердой только клятву с призыванием имени Иеговы (Втор. 6:13), а не так, как это было принято у язычников (Иер. 5:7; Ам 8:14; Быт. 42:15 и дал.) и как допустили это впоследствии неверующие евреи, которые клялись всем, чем угодно (Мат. 23:16 и дал.; 5:36). Сущность клятвы, как призывания в свидетели всеведующего Бога, чтобы утвердить сказанное, выражена в Евр. 6:16 и дал., где говорится, что Бог также клялся Самим Собою. Впрочем, по закону клятва была разрешена только в известных случаях, или как оправдывающее удостоверение, или для свидетельства перед судом (Исх. 22:11; Чис. 5:11 и дал.) и т.д. Со временем клятва стала очень часто применяться даже в обыкновенных разговорах, и при этом пользовались различными формулами, напр.: «Жив Господь» (Суд. 8:19; 2 Цар. 2:27) или «то и то пусть сделает со мною Господь (3 Цар. 2:23; 4 Цар. 6:31) и т.д. Против этого выступила партия ессеев (см. «Партии»), которые отрицали всякую клятву, почему Ирод при восшествии на престол освободил их от присяги (Иосиф Флавий, Иудейская война). Все же для вступления в их партию они требовали принесения страшной клятвы. «Не клянитесь вовсе», говорит Господь (Мат. 5:34 и дал.); и ап. Иаков в своем послании (5:12) повторяет то же: «Братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою». Толкование этих запрещений, как известно, различное. Квакеры (друзья) — община в Англии, образовавшаяся после 1650 года, не признает никакой клятвы на основании приведенных мест, и поэтому, по существующему закону (после 1833 года), торжественное обещание с их стороны имеет такую же законную силу, как и клятва. «Моисееву заповедь: «не клянитесь именем Моим во лжи» Иисус изменяет так: «Не клянитесь вовсе». Христос видит в клятве (равно как и в разводе) только дозволение, которое стало необходимым вследствие греха. — Нельзя согласиться с мнением толкователей, что здесь воспрещается только злоупотребление клятвой» (Ольсхаузен). Против этого возражают, что в мире, где царит ложь, клятва необходима, и что только благодаря ей, мы чувствуем уверенность в истине сказанного; далее, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, который предписывает клятву; к тому же и Бог клялся Самим Собою (Евр. 6:17; Ис. 45:23), также Христос (Мат. 26:63-64), апостолы (Рим. 1:9: 2 Кор. 11:31), и ангелы (Отк. 10:6) клятвою подтверждают истину своих слов. Хотя Христос и не находил нужды в какой бы то ни было клятве в совершенном царствии Божием, однако же, пока Церковь Христова находится в мире и мир проникает в нее, христианам, как членам государства, следует для евреев быть евреями, для немощных, как не-мощные, и т.д. (1 Кор. 9:20, 21) и приносить присягу, когда того требует правительство. Другая сторона возражает на это, что Христос Сам не клялся, но ответил на вопрос, поставленный Ему первосвященником с клятвой, положительно: и «Бог, собственно говоря, никогда не клялся в буквальном смысл е; Бог клялся не так, как люди (Тем, Кто выше их); и поэтому мы не можем вывести отсюда заключения «о необходимости клятвы» Афанасий. Призывание Павлом Бога совсем другого рода в сравнении с той клятвой, которую воспрещает Христос: это не что иное как торжественное утверждение правды сказанного для славы Божией. Наконец, полагают, что клятву нельзя оправдывать тем, что говорится в ней в Евр. 6:16, подобно тому, как из слав в 1 Кор. 9:24 нельзя заключить, что Павел одобряет языческие игры. Сведения о том, как понимала клятву первая церковь, можно почерпнуть из рассказа Евсевия в его церковной истории (о некоем Василии, который служил в армии в Александрии во время Оригена. Василий вместе с другими присутствовал при казни девушки христианки Потампиайны, с которой обращался очень снисходительно, в противоположность грубому обращению своих товарищей. Вскоре он стал сам христианином и имел возможность исповедовать свою веру. Когда по какой-то причине, товарищи заставили его поклясться, он ответил, что ему совсем не позволено клясться, ибо он христианин, и «это», говорит Евсевий, «он исповедовал на мало не уступая. Когда увидели, что он это говорит серьезно, то бросили его в тюрьму. В тюрьме посещали его «братья», они запечатлели его в Господе» (преподали крещение), а на следующий день после этого и был обезглавлен. На это можно возразить, что он, может быть, не хотел клясться в данном случае языческими божествами, и что это не значило, что он вообще отрицал клятву.

Значение слова Клятва в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Коре - (куропатка) (1Пар 9.19; 2Пар 31.14)левит, потомок Корея (см. ...
  • Кораллы - (Иов 28.18; Плач 4.7; Иез 27.16)плотные известковые отложения ...
  • Кольца - как украшение в древности были широко распространены (Исх ...
  • Колхозей - (всевидящий)а) (Неем 3.15)отец (предок) Шаллума;б) (Неем 11.5)аналог. Адаия,ж. ...
  • Колония - (Деян 16.12)подвластная непосредственно Риму область или город которым ...
  • Колода - а) (Суд 16.13,14) основа или главная деталь древнего ...
  • Колесница - двухколесная повозка, в которую запрягались одна или две ...
  • Китрон - (Суд 1.30)см. Карфа. ...
  • Киссон - (извилистый) (Суд 4.7,13; 5.21; 3Ц 18.40 Пс 82.10)поток, ...
  • Кислев - (Неем 1.1)девятый месяц еврейского священного календаря и третийгражданского. ...
  • Кис - а) (1Ц 9.1,3; 10.11,21; 14.51; 2Ц 21.14; 1Пар ...
  • Кирхарес - (Иер 48.31,36)см. КирМоав. ...
  • Кирос - (Неем 7.47)см. Керос. ...
  • Кириафиарим - (город лесов) (Суд 18.12; 1Ц 6.21; 7.1,2; 1Пар ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари