- народ ность , образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племена ми скифского на рода Кос- Сака (или Ка-Сака) и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов ( Донцов ). Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают воз можно сть установить довольно точно эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах , а также непрерывность процессов метисации разнородных племен, при создании единой нар одно сти казачьей и время торжества среди них славянской речи . От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание Казачьего имени в источниках подвергалось только незначительным изменениям. Первоначально у Греков оно писалось, как Коссахи. Так Географ Страбон называл военный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жизни Христа Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократно встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), обнаруженных и изученных В.В. Латышевым. Его гpeческое начертание Касак ос сохранялось до Х в., после чего русские летописцы стали его смешивать с общекавказскими именами Касагов, Касогов, Казягъ . Первоначальное греческое начертание Коссахи дает два составных элемента э того названия "кос" и "сахи", два слова с определенным скифским значение м " Белые Сахи". Но название скифского племени Сахи равнозначно с их же Сака и потом у следующее греческое начертание "Касакос" можно трактовать , как вариант предыдущего, более близ кий к современному. Смена приставки "кос" на "кас" очевидно , причины чисто звуковые (фонетические), особенности произношения и особенности слуховых ощущений у разных народов. Эта разница сохраняется и теперь ( Казак , Козак ). Коссака, кроме значения Белые Сака имеет и еще одно скифо-иранское значение - "Белые олени". От глубокой древности и до наших дней жизнь Казаков связана с северо-западной часть ю Скифии Азиатской. Перемещения их предков в ранний кочевой период позначены "торческими" курганными погребения ми с одним конем. Они указывают первоначальное переселение в III-II в. до Р. Хр. из Закавказья на Сев. Кавказ , где их племена начали постепенный переход к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотиды ( Север ы -Плиния и Сувары - Птоломея). В результате процессов, которые в археологии принято называть "внедрением Сарматов в среду Меотов", на Сев. Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившейся наряд племён, известных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас- Бродников и др. В пятом веке, после нашествия Гуннов, большинство из них оказалось между Волгой и Яиком, куда вместе с ними перешли и "торческие" погребения . Распространились они и в верхне-донскую лесостепь , где арабские историки в VIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы , через сто лет после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам, Казарам и Асам-Аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак ( Гудуд ал Алэм ). Там же среди них окончательно восторжествовало христианство , после апостольской проповеди св. Кирилла , ок. 860 г. На 35 года позднее , Кассаки Поволжья, Удзы и Торки , выполняя военное поручение Хазарского кагана , выгнали из-за Волги Пече него в и принудили их уйти за Донец и Днепр . При этом часть Печенегов покорилась Удзам и Торкам и вместе с ними переселилась на Нижний Дон. По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь . Об этом знали Греки , давшие своими св идет ельствами основание автору Российских Четьи Миней утверждать , что жители Приазовья "коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский , язык а славянского, страна же их была близ Меотического озера" (по Ригельману). Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь формировались в обстановке количественного преобладания Приазовских Славян, но до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических свой ств, много вкраплений туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительны" надо признать отсутствие форм среднего рода. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарский. То же касается и Подонских Бродников. Изученные антропологически донские погребения "начального периода существования Саркела (см.) пока зывают, что уже раннее население его было смешанным. В него вошли компоненты типичны для населения Южного Поволжья и Подонья" (В.В. Гинцбург , МИА 109). Речь здесь идет о том смешанном населении, в котором сов. археология предполагает Бродников (М. А. Артамонов , МИА 62). По общему мнению Бродники - неоспоримые предки Донских Казаков. Они указаны в персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм) на Сренем Дону под именем Брадас и известны там до XI в. после чего их прозвище заменяется в источниках общим казачьим именем. В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева . В 988 r. oна передана в управление одному из Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева в со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял подонские н донецкие степи до Чернигова . В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступившего против него, киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по главному городу Томаторкани (у Русских - Тьмутаракань). До 10601 г. Томаторкань объединяла в своих границах все племена Коссаков и простиралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань . Упадок этой казачьей монархия начался с приходом в Черноморские степи племенного союза Кипчаков или Половцев (1060г.,). Юг державы. Земля Касак вместе со столицей Томаторканью, еще полтора века после этого оставался независимым государством . Это колыбель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же дентральной степной части государства, занятой Половцами. отошли в лесо-степь и продолжали бороться против них сообща с Русью , в качестве ее федератов (см.), верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после стали называться Черкасами и Казаками. Все они попав на Днепр, оставались там семь веков. В свою очередь , часть населения державы Томаторканской скрылась в Крыму и запечатлена там в генуэзском колониальном уставе , как Казаки охраны колоний. С приходом Монголов в 1223 г. Подонские Бродники оказались на их стороне и бились против Руси на р. Калке. Когда же по Вост. Европе установилась власть Золотой Орды ( 1240 г.), все Казаки оказались в границах татарской империи. Тут они пользовались некоторыми автономными правами, имели во главе своей Церкви епископов Сарайских и Подонских и в большинстве сохранили свой славянский язык и христианскую веру, хотя впоследствии среди них появились и магометане. Под властью ханов Донские Казаки оставались до конца четырнадцатого столетия, а Днепровские веком больше . Те и другие должны были выполнять некоторые служилые и хозяйственные повинности . Когда в Орде начались междоусобия Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Димитрия. Однако , разгром войск Мамая на Куликовом Поле ( 1380 г.) не принес освобождения для Руси и стал роковым для Казаков: Татары принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север вплоть до Камы , Сев. Двины и Белого моря. Днепровские и Перекопские Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились власти султана , т. е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а потом, рассорившись с Турками, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной Казаков Белгородских. После дними ушли от ханов Ордынские Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во второй половине шестнадцатого столетия. От этих дат жизнь Казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы, явилась необходимость служить двум династиям : Рюриковичам в Московии и Гедиминовичам в Литве. Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих "речных республик" на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности. Однако, на родную землю и в родную среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за столетие местах Московии, Литве и Польше. Они с готовностью служили интересам в. князей, царей и королей принимали их щедрые монаршие милости, в виде "жалований", "привилеев", земельных поместий, дворянства, шляхетства, роднились с семьями Русских, "Литвы", Поляков и постепенно растворялись в их среде. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались также и на далеком севере. Привыкнув к суровому климату, они двинулись небольшими группами на- восток через горы и сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные .племена, они усвоили для московских царей огромные пространства Сибири. В первое время они еще помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя "сынами Тихого Дона", и положив начало ряду новых военных общин, стали именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими, Забайкальскими и т. д. Единые по происхождении они оказались разделены огромными пространствами, жизнь их потекла по свои особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-XVI1I вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских в конце восемнадцатого века. Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Е. Ф. Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева , где казаки указываются в качестве особого славянскою народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и покоренными Поляками.
этносословные группы в составе русского и некоторых др. народ ов. Общая численность в Российской Федерации около 5 млн. человек. Язык русский, распространено двуязычие. Верующие - православные, есть представители др. конфессии. См. Казачество .