Что такое Халаф? Значение слова Халаф в историческом словаре

Халаф - - большой телль на границе Сирии и Турции, у р. Кабур. Этот телль раскапывался еще в 1911-1914 г. Опенхеймом. Недавно российские исследователи открыли и исследовали серию хассунских и халафских памятников типа Ярым-тепе I-II и др. Время существования халафской культуры - первая половина и сер. тыс. до н.э. Она следует за хассунской, охватывает и период экологического кризиса . Видимо, переход от кассуны к X. вызван именно экологическим кризисом. Халафская культура характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, как жилыми, так и хозяйственными. Это вызвало большие споры. Ведь круглоплановые дома существовали 3 тыс. лет назад лишь в Иерихоне А и Б, а потом повсеместно дома из глины делали прямоугольными. Так было и в Хассуне, а здесь дома стали вновь, как тысячи лет назад, округлыми. В халафское время появляется любопытное новшество - стеатитовые печати. Такие печати служили для того, чтобы отмечать собственные вещи, в особенности раскрашенную посуду. Некоторые ученые говорят, что именно в это время появляются частные владения. Посуда X. очень нарядна. Вначале одна краска используется для раскраски посуды, а потом появляются полихромные сосуды с дробной геометрической орнаментацией и отдельными изображениями фигур животных и их частей, главным образом бычьих голов (букрания). Много глиняных фигурок полных сидящих женщин, покрытых поперечными полосами. Когда впервые были обнаружены круглые строения халафского типа небольшого размера - до 3,5-5 м в диаметре, их называли толосами, т. погребальными сооружениями. Однако вскоре у толосов были найдены прямоугольные тамбуры и внутри очаги . Стало ясно, что это и жилые помещения. Любопытно, что если в Хассуне серпы делались с помощью геометрических микролитов, то здесь микролиты встречаются очень редко. Однако преемственность микролитов знаменательна. Интересно, что отдельные горшки в X. делают в форме животных. Это своеобразные произведения искусства. В целом хозяйство X., как и Хассуны, - земледельческо-скотоводческое. Показательно, что каменных орудий становится меньше, в это время распространяются первые металлические орудия. Век камня сменяется веком бронзы и меди. И пожалуй, самое важное, что характерно для второго и третьего экологического кризиса, так это то, что в это время происходит переселение части населения с Ближнего Востока в Европу. Если вокруг Каспийского моря население с Ближнего и Среднего Востока пришло еще в период первого экокризиса, в период бегдашской регрессии, то 3. и Центральная Европа заселяется позднее. Хотя карта распространения геометрических микролитов показывает, что и здесь они распространялись еще в период первого экокризиса, однако во втором экокризисе вторая, более мощная волна проникает на Балканы и в Средиземноморье, распространяя сюда и глиняные фигурки, которые стали так типичны для всех земледельческих культур Ближнего Востока, и крашеную керамику. Культуры с крашеной керамикой занимают в это время почти все Балканы и все С. Причерноморье. И вместе с ними характерный набор животных: свинья , коза , овца, крупный рогатый скот. На Урале не было свиньи, но зато рано появляется лошадь . Лошадь в 3. Европу, как и в Месопотамию, приходит из южнорусских степей и Приуралья.

Халаф

- большой телль на границе Сирии и Турции, у р. Кабур . Этот телль раскапывался еще в 1911-1914 г. Опенхеймом. Недавно российские исследователи открыли и исследовали серию хассунских и халафских памятников типа Ярым-тепе I-II и др. Время существования халафской культуры - первая половина и сер. тыс. до н.э. Она следует за хассунской, охватывает и период экологического кризиса . Видимо, переход от кассуны к X. вызван именно экологическим кризисом. Халафская культура характеризуется глинобитными круглоплановыми дома ми, как жилыми, так и хозяйственными. Это вызвало большие споры . Ведь круглоплановые дома существовали 3 тыс. лет назад лишь в Иерихоне А и Б, а потом повсеместно дома из глины делали прямоугольными. Так было и в Хассуне, а здесь дома стали вновь , как тысячи лет назад, округлыми. В халафское время появляется любопытное новшество - стеатитовые печати. Такие печати служили для того , чтобы отмечать собственные вещи , в особенности раскрашенную посуду. Некоторые ученые говорят, что именно в это время появляются частные владения. Посуда X. очень нарядна. Вначале одна краска используется для раскраски посуды, а потом появляются полихромные сосуды с дробной геометрической орнаментацией и отдельными изображениями фигур животных и их частей, главным образом бычьих голов (букрания). Много глиняных фигурок полных сидящих женщин, покрытых поперечными полосами. Когда впервые были обнаружены круглые строения халафского типа небольшого размера - до 3,5-5 м в диаметре, их называли толосами, т. погребальными сооружениями. Однако вскоре у толосов были найдены прямоугольные тамбуры и внутри очаги . Стало ясно , что это и жилые помещения. Любопытно, что если в Хассуне серпы делались с помощью геометрических микролитов, то здесь микролиты встречаются очень редко. Однако преемственность микролитов знаменательна. Интересно , что отдельные горшки в X. делают в форме животных. Это своеобразные произведения искусства. В целом хозяйство X., как и Хассуны, - земледельческо- скот оводческое. Показательно, что каменных орудий становится меньше , в это время распространяются первые металлические орудия. Век камня сменяется веком бронзы и меди. И пожалуй , самое важное, что характерно для второго и третьего экологического кризиса, так это то, что в это время происходит переселение части населения с Ближнего Востока в Европу. Если вокруг Каспийского моря население с Ближнего и Среднего Востока пришло еще в период первого экокризиса, в период бегдашской регрессии, то 3. и Центральная Европа заселяется позднее . Хотя карта распространения геометрических микролитов показывает, что и здесь они распространялись еще в период первого экокризиса, однако во втором экокризисе вторая, более мощная волна проникает на Балканы и в Средиземноморье , распространяя сюда и глиняные фигурки, которые стали так типичны для всех земледельческих культур Ближнего Востока, и крашеную керамику. Культуры с крашеной керамикой занимают в это время почти все Балканы и все С. Причерноморье. И вместе с ними характерный набор животных: свинья , коза , овца , крупный рогатый скот. На Урале не было свиньи , но зато рано появляется лошадь . Лошадь в 3. Европу, как и в Месопотамию, приходит из южнорусских степей и Приуралья.

Однокоренные и похожие слова:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Хариты - в мифах древних греков богини, воплощающие доброе ...
  • Харадж - поземельный налог в странах Ближнего и Среднего ...
  • Ханаан - древнее (доизраильское) название Палестины, Сирии и Финикии. ...
  • Хаммурапи - царь Вавилонии в 1792 50 гг. до ...
  • Халдеи - семитские племена, жившие в 1й половине 1го ...
  • Хаджи - почётный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку ...
  • Хужик - — житель иранской области Хужастан (Хузистан). ...
  • Холопы - в конце Средних веков и несколько позднее ...
  • Ход - раздвижной воз, растянутый в длину с драбинами ...
  • Хмельницкие - старый род из Запорожских Казаков, получивший от ...
  • Хорезм - Государство Кангюй некоторые исследователи отождествляют с Хорезмом, Эта ...
  • Хуан - Длинный китайский трехгранный меч. Иногда имеет метровый ...
  • Хоко - японское копье с ромбовидным наконечником 250 мм ...
  • Хиразукури - японский прямой изотерический меч. ...
  • Галабея - широкая длинная мужская рубаха у народов Северной и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари