— художественный стиль между серединой XII—XVI вв., завершивший развитие средневекового искусства на Западе. Сменившая романский стиль Г. была преимущественно культовой и развивалась в рамках феодально-религиозной идеологии. В нем отразилось и формирование национальных государств, усиление городов и торговли, ремесла . Ведущим архитектурным типом стал городской собор . Каркасная система Г. архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и просторности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражалось высокими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалось градостроительство , воз водились ратуши, жилые дома , торговые ряды . XV—XVI вв. Г. сменяет Возрождение .
( фр. gotique - от названия герм. племени готов) - худ. стиль (с XII в.). Характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы, скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
- архитектурный стиль , возникший в 3. Европе в XII в. Готические собор ы отличаются высотой, но они не только высоки, но и очень протяженны. Напр., Шартрский собор во Франции имеет в длину 130 м при трансепте в 64 м. Чтобы обойти этот собор, нужно пройти не менее полукилометра. В отличие от романской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор очень сложен. Прежде всего поражают его размеры. Даже и сейчас собор Парижской Богоматери, построенный в XII-XIV вв., господствует над Парижем. средние века психологическое воздействие Г. было еще более значительным. Городской собор должен был занимать мало места , но вмещать чуть ли не все население города . Расти он мог лишь вверх, площадь в городе ограничена. В городском готическом храме не только проходили богослужения, но и устраивались театральные представления ( мистерии ), читались университетские лекции, иногда в нем заседал парламент , заключались торговые сделки и т. При первом сравнении готический храм не имеет ничего общего с романским: один - воплощение массивности, другой - легкости. Однако Г. выросла именно из романского стиля. Начался этот рост с преобразования ячейки, покрытой сводом, - травеи. В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на массивные столбы. готическом храме столбы заменяются пучками колонн , а сплошные мрачные и узкие своды заменяются реберными. Травеи вытягиваются в длину, таким образом, центральный неф делается широким. Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками - возникает стрельчатая арка на нервюрах . Поскольку пролеты арок повысились, то для снижения распора сводов возникла необходимость в наружных укреплениях - аркбутанах. Внутри звездообразные нервюры смыкаются с множеством длинных узких колонн, похожих на трубы органа . Готическая арка очень точно соответствует математической модели свода, поэтому прочно удерживает своды иногда в полтораста метров высоты чуть ли не тысячу лет. Каркасная система , с помощью которой возводились готические постройки, совершенно снимала нагрузку со стен. За ненадобностью они заменялись сквозными галереями, аркадами, огромными окнами. Стена как бы исчезала совсем, и вместо нее были огромные сверкающие витражи . Даже в самый пасмурный день и сумерки интерьер готического собора поражает яркостью красок, обилием света . В средние века яркость и ясность считали в числе главных признаков красоты. Цвета витражей очень сочные. Во время второй мировой войны при бомбежке американской авиацией были выбиты некоторые стекла в Шартрском соборе. 10 лет безуспешно специалисты пытались изготовить сходные витражи. Какие бы современные краски ни добавляли в стекло, оно не приобретало такого сочного и яркого цвета, каким сияли витражи XII в. Цвета старинных витражей до сих пор поражают яркостью тонов: преобладают синие, красные , лиловые и желтые. В передней части готического собора обычно возвышаются две высокие башни - беффруа. Они играли роль дозорных, их колокола сзывали горожан не только на молитву, но и на сходки. Гробницы помещались внутри готических храмов, а не в темной подземной крипте, как в романских. Готические храмы украшали тысячи скульптур. В изображении человеческой фигуры, как и в здании, господствовали очень вытянутые пропорции.