Что такое Готика? Значение слова Готика в историческом словаре

1) Готика - — художественный стиль между серединой XII—XVI вв., завершивший развитие средневекового искусства на Западе. Сменившая романский стиль Г. была преимущественно культовой и развивалась в рамках феодально-религиозной идеологии. В нем отразилось и формирование национальных государств, усиление городов и торговли, ремесла. Ведущим архитектурным типом стал городской собор. Каркасная система Г. архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и просторности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражалось высокими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалось градостроительство, воз водились ратуши, жилые дома, торговые ряды. XV—XVI вв. Г. сменяет Возрождение.

2) Готика - ( фр. gotique - от названия герм. племени готов) - худ. стиль (с XII в.). Характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы, скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

3) Готика - - архитектурный стиль , возникший в 3. Европе в XII в. Готические соборы отличаются высотой, но они не только высоки, но и очень протяженны. Напр., Шартрский собор во Франции имеет в длину 130 м при трансепте в 64 м. Чтобы обойти этот собор, нужно пройти не менее полукилометра. В отличие от романской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор очень сложен. Прежде всего поражают его размеры. Даже и сейчас собор Парижской Богоматери, построенный в XII-XIV вв., господствует над Парижем. средние века психологическое воздействие Г. было еще более значительным. Городской собор должен был занимать мало места , но вмещать чуть ли не все население города . Расти он мог лишь вверх, площадь в городе ограничена. В городском готическом храме не только проходили богослужения, но и устраивались театральные представления ( мистерии ), читались университетские лекции, иногда в нем заседал парламент , заключались торговые сделки и т. При первом сравнении готический храм не имеет ничего общего с романским: один - воплощение массивности, другой - легкости. Однако Г. выросла именно из романского стиля. Начался этот рост с преобразования ячейки, покрытой сводом, - травеи. В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на массивные столбы. готическом храме столбы заменяются пучками колонн , а сплошные мрачные и узкие своды заменяются реберными. Травеи вытягиваются в длину, таким образом, центральный неф делается широким. Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками - возникает стрельчатая арка на нервюрах . Поскольку пролеты арок повысились, то для снижения распора сводов возникла необходимость в наружных укреплениях - аркбутанах. Внутри звездообразные нервюры смыкаются с множеством длинных узких колонн, похожих на трубы органа . Готическая арка очень точно соответствует математической модели свода, поэтому прочно удерживает своды иногда в полтораста метров высоты чуть ли не тысячу лет. Каркасная система , с помощью которой возводились готические постройки, совершенно снимала нагрузку со стен. За ненадобностью они заменялись сквозными галереями, аркадами, огромными окнами. Стена как бы исчезала совсем, и вместо нее были огромные сверкающие витражи . Даже в самый пасмурный день и сумерки интерьер готического собора поражает яркостью красок, обилием света . В средние века яркость и ясность считали в числе главных признаков красоты. Цвета витражей очень сочные. Во время второй мировой войны при бомбежке американской авиацией были выбиты некоторые стекла в Шартрском соборе. 10 лет безуспешно специалисты пытались изготовить сходные витражи. Какие бы современные краски ни добавляли в стекло, оно не приобретало такого сочного и яркого цвета, каким сияли витражи XII в. Цвета старинных витражей до сих пор поражают яркостью тонов: преобладают синие, красные , лиловые и желтые. В передней части готического собора обычно возвышаются две высокие башни - беффруа. Они играли роль дозорных, их колокола сзывали горожан не только на молитву, но и на сходки. Гробницы помещались внутри готических храмов, а не в темной подземной крипте, как в романских. Готические храмы украшали тысячи скульптур. В изображении человеческой фигуры, как и в здании, господствовали очень вытянутые пропорции.

Готика

— художественный стиль между серединой XII—XVI вв., завершивший развитие средневекового искусства на Западе. Сменившая романский стиль Г. была преимущественно культовой и развивалась в рамках феодально-религиозной идеологии. В нем отразилось и формирование национальных государств, усиление городов и торговли, ремесла . Ведущим архитектурным типом стал городской собор . Каркасная система Г. архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и просторности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражалось высокими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалось градостроительство , воз водились ратуши, жилые дома , торговые ряды . XV—XVI вв. Г. сменяет Возрождение .

( фр. gotique - от названия герм. племени готов) - худ. стиль (с XII в.). Характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы, скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

- архитектурный стиль , возникший в 3. Европе в XII в. Готические собор ы отличаются высотой, но они не только высоки, но и очень протяженны. Напр., Шартрский собор во Франции имеет в длину 130 м при трансепте в 64 м. Чтобы обойти этот собор, нужно пройти не менее полукилометра. В отличие от романской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор очень сложен. Прежде всего поражают его размеры. Даже и сейчас собор Парижской Богоматери, построенный в XII-XIV вв., господствует над Парижем. средние века психологическое воздействие Г. было еще более значительным. Городской собор должен был занимать мало места , но вмещать чуть ли не все население города . Расти он мог лишь вверх, площадь в городе ограничена. В городском готическом храме не только проходили богослужения, но и устраивались театральные представления ( мистерии ), читались университетские лекции, иногда в нем заседал парламент , заключались торговые сделки и т. При первом сравнении готический храм не имеет ничего общего с романским: один - воплощение массивности, другой - легкости. Однако Г. выросла именно из романского стиля. Начался этот рост с преобразования ячейки, покрытой сводом, - травеи. В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на массивные столбы. готическом храме столбы заменяются пучками колонн , а сплошные мрачные и узкие своды заменяются реберными. Травеи вытягиваются в длину, таким образом, центральный неф делается широким. Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками - возникает стрельчатая арка на нервюрах . Поскольку пролеты арок повысились, то для снижения распора сводов возникла необходимость в наружных укреплениях - аркбутанах. Внутри звездообразные нервюры смыкаются с множеством длинных узких колонн, похожих на трубы органа . Готическая арка очень точно соответствует математической модели свода, поэтому прочно удерживает своды иногда в полтораста метров высоты чуть ли не тысячу лет. Каркасная система , с помощью которой возводились готические постройки, совершенно снимала нагрузку со стен. За ненадобностью они заменялись сквозными галереями, аркадами, огромными окнами. Стена как бы исчезала совсем, и вместо нее были огромные сверкающие витражи . Даже в самый пасмурный день и сумерки интерьер готического собора поражает яркостью красок, обилием света . В средние века яркость и ясность считали в числе главных признаков красоты. Цвета витражей очень сочные. Во время второй мировой войны при бомбежке американской авиацией были выбиты некоторые стекла в Шартрском соборе. 10 лет безуспешно специалисты пытались изготовить сходные витражи. Какие бы современные краски ни добавляли в стекло, оно не приобретало такого сочного и яркого цвета, каким сияли витражи XII в. Цвета старинных витражей до сих пор поражают яркостью тонов: преобладают синие, красные , лиловые и желтые. В передней части готического собора обычно возвышаются две высокие башни - беффруа. Они играли роль дозорных, их колокола сзывали горожан не только на молитву, но и на сходки. Гробницы помещались внутри готических храмов, а не в темной подземной крипте, как в романских. Готические храмы украшали тысячи скульптур. В изображении человеческой фигуры, как и в здании, господствовали очень вытянутые пропорции.

Значение слова Готика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гриди - — княжеские дружинники, телохранители князя в Древней Руси ...
  • Гренадеры - — вид пехоты в европейских армиях а XVII—XX ...
  • Грации - наименование греческих богинь харит. Богини красоты, ...
  • Графология - — учение о почерке, исследование его с точки ...
  • Граничары - — обобщенное название основного населения — сербов и ...
  • Гранатомет - переносное оружие для поражения бронированных целей, живой ...
  • Грамота - — официальный письменный акт, удостоверяющий какоелибо международное соглашение. ...
  • Горит - — футляр для лука и стрел у скифов ...
  • Гора - — монтаньяры — в период Великой французской революции ...
  • Гопурам - — в средневековой индийской архитектуре надвратная башня в ...
  • Гонфалоньер - — знаменосец, в итальянских городах республиках XIII—XV вв. ...
  • Гондольера - — см. Баркаролла. ...
  • Гондола - — одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями. ...
  • Гоминьдан - — политическая национальная партия в Китае. Создана в ...
  • Поручение - — гражданскоправовой договор, по которому одна сторона, поверенный, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари