Что такое Филипп? Значение слова Филипп в историческом словаре

1) Филипп - (любящий коней)-а) (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.14; Ин 1.43-46,48; 6.5,7; 12.21-22; 14.8-9; Деян 1.13)-галилеянин из Вифсаиды, один из двенадцати Апостолов Христовых. Его имя означает, что он, возможно, был греком (ср. Ин 12.20-21), которых было много в то время в Галилее. По преданию он проповедовал во Фригии и умер в глубокой старости в Иерапале; (См. Апостол ) б) (Мф 14.3; Мк 6.17)-см. Ирод ,д; в) (Мф 16.13; Мк 8.27; Лк 3.1)-см. Ирод,г; г) (Деян 6.5; 8.5,6,12,13,26,29-31,34,35,37-40; 21.8)-аналог. Никанор . О нем также сказано, что он много благовествовал, творил даже чудеса и впоследствии имел четырех пророчествующих дочерей.

2) Филипп - Король Немецкий из рода Гогенштауфенов, правивший в 1197-1208 гг. Сын Фридриха 1 Барбароссы и Беатрисы Бургундской. Ж.: г 1197 г. Ирина , дочь императора Византии Исаака II (Умер 28 авг. 1208 г.). Род. 1176 г. Умер 21 июня 1208 г. Филипп был человеком приветливым, добродушным и набожным. В детстве его предназначали для духовного звания, поэтому он получил ученое воспитание. Он уже был избран епископом Вюрцбургским, когда брат сделал его герцогом Швабским. Оставив церковную карьеру, он сохранил любовь к науке и поэзии. Позже Генрих женил его на очаровательной греческой принцессе Ирине ( Марии ), которую Филипп нежно и горячо любил. В 1197 г. он с отрядом в 300 рыцарей должен был сопровождать своего племянника Фридриха из Италии на коронацию в Ахен. Однако в Монтефиасконе его настиг вестник с уведомлением о смерти Генриха VI. Вслед за этим известием в Италии поднялись восстания. Едва выйдя из города , немцы подверглись нападению патриотов и понесли большой урон. Филипп не решился идти дальше и вернулся в Германию. Таким образом Фридрих остался в Сицилии при своей матери Констанции. Прежде чем Филипп успел перейти Альпы и был признан приверженцами Гогенштауфенов, их противники приступили к избранию нового государя. Выбор пал сначала на Бертольда, герцога Церангенского. Но он охотно уступил Филиппу королевское достоинство за 11 тысяч марок. Друзья стали убеждать Филиппа принять корону. Сначала он отказался, говоря, что не хочет нарушать прав племянника. Ему указывали на то, что Фридрих еще очень мал, и если Филипп, самый старший из Гогенштауфенов, не займет престол, партия его ослабнет. Эти доводы убедили Филиппа, и в марте 1198 г. на съезде князей в Арнштаде он был избран королем. Выбор этот не был единодушным. Уже в августе сторонники Вельфов избрали в Кельне королем Отгона, сына Генриха Льва. Оба противника вскоре были коронованы своими приверженцами: Отгон - в Ахене, а Филипп - в Майнце. Отгон был признан в северной Германии, Филипп - в средней и южной. Сразу вслед за тем началась жестокая междоусобная война . Вначале Отгон имел успех благодаря усердию граждан Кельна, содействию брабантского герцога Генриха и финансовой поддержке английского короля Ричарда . Однако в следующем, 1199 г. Филипп стал брать верх. Со смертью короля Ричарда Оттон перестал получать деньги из Англии, начал испытывать нужду в средствах и сразу потерял многих сторонников. Казалось, дело Отгона проиграно, но в это время поддержку ему оказал папа Иннокентий III . В 1201 г. Оттон подписал в Нейсе конкордат с папскими легатами, в котором обещал оказывать папе повиновение и уважение, а также содействовать ему в установлении власти в Италии от реки По до границ Сицилийского королевства. Иннокентий провозгласил Отгона королем Немецким, а Филиппа и всех его приверженцев отлучил от церкви. Многие духовные князья сразу отступились от Филиппа, и междоусобие разгорелось с новой силой . В 1204 г. Филипп вторгся в Тюрингию, принудил к миру маркграфа Германа и чешского короля Отто-акра. Генрих, пфальцграф Рейнский, брат Отгона, рассорился с ним и присягнул Филиппу. Затем король подкупил и переманил на свою сторону архиепископа Кельнского Адольфа и герцога Брабантского Генриха. Отгон отступил в Кельн. В октябре 1205 г. Филипп осадил город, но не смог взять этой мощной крепости. Осенью следующего года осада возобновилась. На этот раз кельнцы увидели, что не в состоянии выдержать осады, и примирились с Филиппом. Отгон уехал в свой родной Брауншвейг . При посредничестве папы начались переговоры. В 1208 г. Филипп пообещал отдать папе маркграфство Тосканское, а Иннокентий признал его королем. Никто не сомневался уже в близком и окончательном поражении Оттона. Король отправился в Бамберг и отпраздновал здесь свадьбу своей племянницы с герцогом Меранским. Затем он собирался выступить в поход против Оттона, однако планам его не суждено было осуществиться. В свое время король обещал выдать свою дочь за пфальцграфа Отгона Виттельсбаха, но потом взял назад свое слово. Тяжело оскорбленный Отгон умело скрывал свою ненависть. 21 июня он приехал в Бамберг. Слуги беспрепятственно пропустили его в комнату, где спал Филипп. Подойдя к ложу, Отгон неожиданно нанес королю удар мечом по шее. От этой глубокой раны Филипп тотчас скончался. Покушение было таким неожиданным, что никто не смог задержать убийцу - он вскочил на коня и скрылся.

3) Филипп - св. апостол из 12-ти, как и Христос , был распят на кресте , умирая, молился за своих палачей, прося Бога простить их. Празднуется 14/27 ноября. После этого дня начинался Рождественский пост , который в старину на Руси известен был под именем Карачуневского или просто Карачуна. В Новгородской летописи под 1143 читаем: "Стояше вся осенина дождева от Госпожина дни до Корочюна". Карачун - это было одно из дохристианских божеств у наших предков, именно - злое божество скотского падежа; в простонародье в некоторых местах и теперь еще говорят: "пришел ему карачун", т.е. погибель, конец . Празднование Карачуну было в один день с Колядою и совпало с Рождеством Христовым. Этим совпадением и объясняется название Рождественского поста Карачунским. У карпатороссов канун Рождества Христова был известен под именем Кречун-вечера. И.П. Калинский

4) Филипп - 1) Сын Ирода Великого и Мариамны. См. «Ирод 2». 2) Сын Ирода Великого и Клеопатры. См. «Ирод 5». 3) Апостол Филипп , галилеянин из Вифсаиды (Мат. 10:3; Map. 3:18; Лук, 6:14; Деян. 1:13), поведал Нафанаилу о том, что он нашел Мессию в Иисусе . Сыне Иосифа из Назарета , и на его возражение — из Назарета может ли быть что доброе ? — коротко ответил: «прийди и посмотри» (Иоан. 1:43 и дал.). В Иоан. 6:5 и дал. Иисус совещается с Филиппом, испытывая его относительно хлебов для насыщения народа . Впоследствии он привел нескольких греков к Иисусу (Иоан. 12:20 и дал.). В Иоан. 14:8 и дал. он высказывает желание видеть Отца, на что Иисус отвечает: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца, как же ты говоришь: «покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне». Предание говорит, что он проповедовал Евангелие во Фригии и умер в глубокой старости в Иерополе. 4) Один из семи диаконов Иерусалимской церкви, благовестник Филипп (Деян. 6:5; 21:8). По причине гонения, последовавшего после смерти Стефана , Филипп должен был покинуть Иерусалим . Он проповедовал в Самарии в силе Духа, со многими знамениями (Деян. 8:5 и дал.). После этого он был послан Ангелом на дорогу, идущую в Газу, и встретился там с вельможей-ефиоплянинном, который ехал в своей колеснице и читал 53 главу пророка Исайи. Филипп объяснил ему это непонятное для него место Священного Писания, благовествовал о Христе, и по желанию евнуха , крестил его. Когда они вышли из воды, Ангел Господень восхитил Филиппа, так что вельможа больше его не видел и, радуясь, продолжал путь . После этого Филипп проповедовал в Азоте и других городах, пока не пришел в Кесарию Палестинскую (Деян. 8:26 и дал.). Он имел четырех дочерей, которые пророчествовали. В его доме в Кесарии Павел жил некоторое время со своими спутниками (Деян. 21:8 и дал.).

5) Филипп - (в миру Федор Степанович Колычев) (1507-69), митрополит Московский и всея Руси в 1566-68. В 1537 после подавления мятежа Андрея Ивановича Старицкого, поддержанного Колычевыми, бежал в Соловецкий монастырь , с 1548 игумен монастыря. Публично выступил перед царем Иваном IV с осуждением опричных казней. Заточен в Отроч-Успенский монастырь, задушен Г. Л. Скуратовым-Вольским по приказу царя. Канонизирован Русской православной церковью .

Филипп

( любящий коней)-а) (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.14; Ин 1.43-46,48; 6.5,7; 12.21-22; 14.8-9; Деян 1.13)-галилеянин из Вифсаиды, один из двенадцати Апостол ов Христовых. Его имя означает, что он, возможно , был греком (ср. Ин 12.20-21), которых было много в то время в Галилее. По преданию он проповедовал во Фригии и умер в глубокой старости в Иерапале; (См. Апостол ) б) (Мф 14.3; Мк 6.17)-см. Ирод ,д; в) (Мф 16.13; Мк 8.27; Лк 3.1)-см. Ирод,г; г) (Деян 6.5; 8.5,6,12,13,26,29-31,34,35,37-40; 21.8)-аналог. Никанор . О нем также сказано, что он много благовествовал, творил даже чудеса и впоследствии имел четырех пророчествующих дочерей.

Король Немецкий из рода Гогенштауфенов, правивший в 1197-1208 гг. Сын Фридриха 1 Барбароссы и Беатрисы Бургундской. Ж.: г 1197 г. Ирина , дочь императора Византии Исаака II (Умер 28 авг. 1208 г.). Род. 1176 г. Умер 21 июня 1208 г. Филипп был человеком приветливым, добродушным и набожным. В детстве его предназначали для духовного звания, поэтому он получил ученое воспитание. Он уже был избран епископом Вюрцбургским, когда брат сделал его герцогом Швабским. Оставив церковную карьеру, он сохранил любовь к науке и поэзии. Позже Генрих женил его на очаровательной греческой принцессе Ирине ( Марии ), которую Филипп нежно и горячо любил. В 1197 г. он с отрядом в 300 рыцарей должен был сопровождать своего племянника Фридриха из Италии на коронацию в Ахен. Однако в Монтефиасконе его настиг вестник с уведомлением о смерти Генриха VI. Вслед за этим известием в Италии поднялись восстания. Едва выйдя из города , немцы подверглись нападению патриотов и понесли большой урон. Филипп не решился идти дальше и вернулся в Германию. Таким образом Фридрих остался в Сицилии при своей матери Констанции. Прежде чем Филипп успел перейти Альпы и был признан приверженцами Гогенштауфенов, их противники приступили к избранию нового государя. Выбор пал сначала на Бертольда, герцога Церангенского. Но он охотно уступил Филиппу королевское достоинство за 11 тысяч марок. Друзья стали убеждать Филиппа принять корону. Сначала он отказался, говоря, что не хочет нарушать прав племянника. Ему указывали на то, что Фридрих еще очень мал, и если Филипп, самый старший из Гогенштауфенов, не займет престол, партия его ослабнет. Эти доводы убедили Филиппа, и в марте 1198 г. на съезде князей в Арнштаде он был избран королем. Выбор этот не был единодушным. Уже в августе сторонники Вельфов избрали в Кельне королем Отгона, сына Генриха Льва. Оба противника вскоре были коронованы своими приверженцами: Отгон - в Ахене, а Филипп - в Майнце. Отгон был признан в северной Германии, Филипп - в средней и южной. Сразу вслед за тем началась жестокая междоусобная война . Вначале Отгон имел успех благодаря усердию граждан Кельна, содействию брабантского герцога Генриха и финансовой поддержке английского короля Ричарда . Однако в следующем, 1199 г. Филипп стал брать верх. Со смертью короля Ричарда Оттон перестал получать деньги из Англии, начал испытывать нужду в средствах и сразу потерял многих сторонников. Казалось, дело Отгона проиграно, но в это время поддержку ему оказал папа Иннокентий III . В 1201 г. Оттон подписал в Нейсе конкордат с папскими легатами, в котором обещал оказывать папе повиновение и уважение, а также содействовать ему в установлении власти в Италии от реки По до границ Сицилийского королевства. Иннокентий провозгласил Отгона королем Немецким, а Филиппа и всех его приверженцев отлучил от церкви. Многие духовные князья сразу отступились от Филиппа, и междоусобие разгорелось с новой силой . В 1204 г. Филипп вторгся в Тюрингию, принудил к миру маркграфа Германа и чешского короля Отто-акра. Генрих, пфальцграф Рейнский, брат Отгона, рассорился с ним и присягнул Филиппу. Затем король подкупил и переманил на свою сторону архиепископа Кельнского Адольфа и герцога Брабантского Генриха. Отгон отступил в Кельн. В октябре 1205 г. Филипп осадил город, но не смог взять этой мощной крепости. Осенью следующего года осада возобновилась. На этот раз кельнцы увидели, что не в состоянии выдержать осады, и примирились с Филиппом. Отгон уехал в свой родной Брауншвейг . При посредничестве папы начались переговоры. В 1208 г. Филипп пообещал отдать папе маркграфство Тосканское, а Иннокентий признал его королем. Никто не сомневался уже в близком и окончательном поражении Оттона. Король отправился в Бамберг и отпраздновал здесь свадьбу своей племянницы с герцогом Меранским. Затем он собирался выступить в поход против Оттона, однако планам его не суждено было осуществиться. В свое время король обещал выдать свою дочь за пфальцграфа Отгона Виттельсбаха, но потом взял назад свое слово. Тяжело оскорбленный Отгон умело скрывал свою ненависть. 21 июня он приехал в Бамберг. Слуги беспрепятственно пропустили его в комнату, где спал Филипп. Подойдя к ложу, Отгон неожиданно нанес королю удар мечом по шее. От этой глубокой раны Филипп тотчас скончался. Покушение было таким неожиданным, что никто не смог задержать убийцу - он вскочил на коня и скрылся.

св. апостол из 12-ти, как и Христос , был распят на кресте , умирая, молился за своих палачей, прося Бога простить их. Празднуется 14/27 ноября. После этого дня начинался Рождественский пост , который в старину на Руси известен был под именем Карачуневского или просто Карачуна. В Новгородской летописи под 1143 читаем: "Стояше вся осенина дождева от Госпожина дни до Корочюна". Карачун - это было одно из дохристианских божеств у наших предков, именно - злое божество скотского падежа; в простонародье в некоторых местах и теперь еще говорят: "пришел ему карачун", т.е. погибель, конец . Празднование Карачуну было в один день с Колядою и совпало с Рождеством Христовым. Этим совпадением и объясняется название Рождественского поста Карачунским. У карпатороссов канун Рождества Христова был известен под именем Кречун-вечера. И.П. Калинский

1) Сын Ирод а Великого и Мариамны. См. «Ирод 2». 2) Сын Ирода Великого и Клеопатры. См. «Ирод 5». 3) Апостол Филипп , галилеянин из Вифсаиды (Мат. 10:3; Map. 3:18; Лук, 6:14; Деян. 1:13), поведал Нафанаилу о том, что он нашел Мессию в Иисусе . Сыне Иосифа из Назарета , и на его возражение — из Назарета может ли быть что доброе ? — коротко ответил: «прийди и посмотри» (Иоан. 1:43 и дал.). В Иоан. 6:5 и дал. Иисус совещается с Филиппом, испытывая его относительно хлебов для насыщения народа . Впоследствии он привел нескольких греков к Иисусу (Иоан. 12:20 и дал.). В Иоан. 14:8 и дал. он высказывает желание видеть Отца, на что Иисус отвечает: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца, как же ты говоришь: «покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне». Предание говорит, что он проповедовал Евангелие во Фригии и умер в глубокой старости в Иерополе. 4) Один из семи диаконов Иерусалимской церкви, благовестник Филипп (Деян. 6:5; 21:8). По причине гонения, последовавшего после смерти Стефана , Филипп должен был покинуть Иерусалим . Он проповедовал в Самарии в силе Духа, со многими знамениями (Деян. 8:5 и дал.). После этого он был послан Ангелом на дорогу, идущую в Газу, и встретился там с вельможей-ефиоплянинном, который ехал в своей колеснице и читал 53 главу пророка Исайи. Филипп объяснил ему это непонятное для него место Священного Писания, благовествовал о Христе, и по желанию евнуха , крестил его. Когда они вышли из воды, Ангел Господень восхитил Филиппа, так что вельможа больше его не видел и, радуясь, продолжал путь . После этого Филипп проповедовал в Азоте и других городах, пока не пришел в Кесарию Палестинскую (Деян. 8:26 и дал.). Он имел четырех дочерей, которые пророчествовали. В его доме в Кесарии Павел жил некоторое время со своими спутниками (Деян. 21:8 и дал.).

(в миру Федор Степанович Колычев) (1507-69), митрополит Московский и всея Руси в 1566-68. В 1537 после подавления мятежа Андрея Ивановича Старицкого, поддержанного Колычевыми, бежал в Соловецкий монастырь , с 1548 игумен монастыря. Публично выступил перед царем Иваном IV с осуждением опричных казней. Заточен в Отроч-Успенский монастырь, задушен Г. Л. Скуратовым-Вольским по приказу царя. Канонизирован Русской православной церковью .

Значение слова Филипп в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Фихол - (Быт 21.22,32; 26.26)военачальник филистимских царей. Очевидно, слово это ...
  • Фиспа - (1Пар 7.38)аналог. Ара,б. ...
  • Фирца - (красивая)а) (Чис 26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)аналог. Махла,а;б) ...
  • Фирия - (войско, толпа)а) (2Ц 23.11)в оригинале текст другой: «собрались ...
  • Фирам - (Нав 10.3)царь Иармуфа, один из союзников Адониседека (см.). ...
  • Финик - (Деян 27.12)гавань и порт на южном побережье Крита ...
  • Фимни - (1Пар 4.6)аналог. Ахашфари. ...
  • Феруда - (Езд 2.55)см. Ферида. ...
  • Ферезеи - (сельские жители) (Быт 13.7; 15.20; 34.30; Исх 3.8,17; ...
  • Фенуил - (лицо Божие) (1Пар 8.25)аналог. Авдон,в. ...
  • Феманитянин - (Иов 2.11; 4.1; 15.1; 22.1; 42.7.9)см. Елифаз,б. ...
  • Фема - а) (Быт 25.15; 1Пар 1.30)аналог. Адбеел;б) (Иов 6.19; ...
  • Феликс - (счастливый) (Деян 23.24,26; 24.3,22,24.25,27; 25.14)бывший раб римского императора ...
  • Фелет - (освобождение) (1Пар 12.3)аналог. Иезиел. ...
  • Стрибог - — в славянорусской мифологии бог воздушных стихий. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари