Добрыня - воевода Владимир а святого , брат матери его Малуши. Когда в 970 г. великий князь Святослав разделил Киев скую Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим. Отправляясь в 979 г. из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Добрыней, который хотел отнять у Ярополка и невесту после днего, Рогнеду , дочь полоцкого владетеля Рогволода , чтобы выдать ее за Владимира. Ответ Рогнеды: ""Не хочу я за робичича"" оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы , одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи , приказал племяннику ""быть с ию (Рогнедой) перед отцом ее и матерью"". Сделавшись единовластителем, Владимир поручил управление Новгородом Добрыне, который, по примеру племянника, поставил там, на берегу Волхова , истукан Перуна . В 985 г. он ходил вместе с Владимиром водой на Болгарию (Волжскую). Что касается крещения новгородцев , то его, кажется , нужно признать достоверным, но известия о том летописей неопределенны и сбивчивы, а подробности эпизода , передаваемые Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, как думают, на старинной новгородской поговорке: ""Путята крести мечем, а Добрыня огнем"".
- дядя Владимир а Святослав ича по матери нской линии. В 970 г., когда Ярополк и Олег отказались княжить в Новгород е, Добрыня посоветовал новгородцам взять Владимира. В 979 г. по совету Добрыни Владимир сватался за Рогнеду - дочь полоцкого князя Рог-водда. Рогнеда отказала в унизительной для Владимира форме. Именно Добрыня руководил действиями Владимира в 980 г.: Владимир разбил Рогволда, насильно взял в жены Рогнеду, затем убил Ярополка и сел в Киев е. После этого Добрыня был послан наместником в Новгород. Там он, по примеру племянника, восстановил языческих идолов на берегу Волхва. В 985 г. Добрыня вместе с Владимиром ходил походом на болгар и сербов, попленил многие их земли, заключил выгодный для Руси мир. Добрыня, очевидно, был одним из первых, кто крести лся вместе с Владимиром, приняв его христианскую политику. Известно, что в 991 г. Добрыня вместе с митрополитом Михаилом ходил по Русской земле и крестил народ. Отсюда пошла поговорка "Путятя крестил мечем, а Добрыня огнем". ПВЛ: 49,50,56, 59,91, 247,254,257, 291; Татищев: 14, 51, 56,57, 64, 141,282, 307; НПЛ: 121, 128,132, 523, 528, 530.
воспитатель и воевода князя Владимир а I Святослав ича. Участник борьбы за киев ский стол , походов на Полоцк (980), Волжско-Камскую Булгарию (985). Княжеский посадник в Новгород е , насильственно крести л новгородцев . Прототип Добрыни Никитича.