Что такое Число? Значение слова Число в историческом словаре

1) Число - -хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное значение (см. семь , семь народов , три, тридцать , тьма , четвертый род ). В древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев-вплоть до Маккавейского периода ), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода , связанной с этой особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа , относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар 18.4; 19.18; 4Ц 21.1 и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается (например, Суд 20). Многие древние философы , особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе . До сих пор выискиваются «замечательные» числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием « кабала » (отсюда «кабалистика»), которое считало все в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык , сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства.

2) Число - С древнейших времен различным числам приписывали тайные значения. Философы , последователи Пифагора (около 500 г. до Р.Хр.), утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей и подробно определили качества и роды чисел. По их утверждению, один есть мужское число , ибо от него происходят все остальные, два — женское число, потому что соединение 1 и 2 производит единство и многообразие; три — первое совершенное число, так как 3 помноженное на 3, больше, чем 3 сложенное с 3, чего не бывает с 2, ибо 2x2=4 и 2+2=4. Нечетные числа — ограничены: четные же неограничены; ибо четное число можно делить пополам, тогда как нечетное при таком делении дает остаток. Число 4 совершеннее числа 3, ибо в четырех первых числах заключена вся полнота или 10 (1+2+3+4); 10 есть число окончания, величайший символ мирового порядка. У человека также 10 пальцев на руках и 10 на ногах . Число 7 является символом святости, здоровья и разума ; 8 — число любви, дружбы и творчества и т. д. Подобным образом некоторые исследователи Библии стремились объяснить символику библейских чисел, например: 12 есть число хроматической гаммы, ибо октава заключает 12 полутонов; но, чтобы гамма стала законченным целым нужно добавить тринадцатый полутон, — следовательно lang=EN-US Vi— 13. Так, известно о 12 + 1 подвигах Геркулеса ; о 12+1 коленах израилевых, о 12+1 апостолах и т.д. Число 12, как произведение совершенных чисел 3 и 4, является также священным числом семейства; поэтому Бог называется Богом Авраама , Исаака и Иакова , — трех отцов; и 12 колен произошли от 4 матерей: Лии, Рахили, Баллы и Зелфы. Примеры на число 3 в Библии следующие: отречение Петра повторилось трижды; Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом также 3 раза; видение , которое ему было (Деян. 10) повторилось также 3 раза; 3 года искал плодов на смоковнице (Лук. 13:7), в 3 меры муки женщина положила закваску (Мат. 13). Также и в книге Отк. 3:5 — три обещания; 3:8 — 3 слова хваления; 3:12 — 3 имени; 3:18 — 3 совета ; 4:5 — 3 предмета, которые исходили от престола ; 4:8 — троекратное «свят», равно как и в Ис. 6:3 и т.д. Число 4 встречается в следующих местах : Отк. 4:6 — 4 животных; 7:1 — 4 ангела ; 4 угла земли; 4 ветра; 12:9 — 4 имени сатаны; 14:7 — 4 сотворенных Богом предмета; 12:10 — 4 совершенства власти Бога; 17:15 — 4 имени народов и т.д. Как примеры на число 5, половину 10, приводят Исх. 22:1; Лев. 22:14; Мат. 25:12. Число 7 называется «истинно святым числом», как соединение числа 3 — божественного совершенства, и 4 — мирового порядка; следовательно оно является символом союза Бога с человеком, или общения между Богом и Его творением . В 7 день , после шести дней творения, Бог почил. По 7 пар из чистых животных должно было взять в ковчег (Быт. 7.2). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Быт. 41:29 и дал.). Каждый 7-ой день был свят, также каждый 7-ой год и после 7x7 лет, наступал юбилейный год . Большие праздники праздновались 7 дней; при многих жертвоприношениях число животных было 7. Золотой светильник имел 7 ветвей; 7 священников с 7 трубами ходили 7 дней вокруг Иерихона и в 7 день обошли его 7 раз. В книге Откровения говорится о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах , 7 язвах и 7 ангелах, выливавших чаши. Число 7 употребляется в Библии часто, как «круглое число», срав. 1 Цар. 2:5- Иов. 5:19; Прит. 26:16,25; Ис. 4:1; Иер 15:9; Мат. 12:45; также «всемеро» ((Быт. 4:15,24; Лев. 26:24; Пс. 11:7; 18:12; Мат. 18:21); высшей степенью является «седмижды семьдесят » (Мат. 18:22). 10, число совершенства, которое также . является числом 10 заповедей Божиих, часто употребляется как «круглое число». Так, например, 10 женщин в Лев. 26:26; 10 человек у Ам. 6:9; 10 драхм у Лук. 15:8; 10 мин (Лук. 19:13); 10 рогов и 10 венцов зверя (Отк. 13:1). Также и число 12 часто встречается в книге Откровения: 12 ворот ; 12 ангелов; 12 плодов; 12 тысяч стадий ; 12 раз 12 тысяч запечатленных. См. 7: 4 и дал.; 21:12,16; 22:2. Другое число, которое часто употребляется как «круглое число», есть 40. Мы читаем о сорокадневном посте Моисея, Илии и Иисуса (Втор. 9:9, 18; 10:10; 3 Цар. 19:8; Мат. 4:2); преступник наказывался 40 ударами (Втор. 25:3); 40 дней нужно было для очищения после рождения младенца мужеского пола (Лев. 12:2, 4); 40 дней лил дождь во время потопа (Быт. 7); 40 дней было дано Ниневии на размышление (Ион. 3:4); 40 лет является обозначением срока, которое часто встречается в истории Израиля. На три сорокалетних периода разделяется жизнь Моисея (Деян. 7:23,30,36; Втор. 34:7); 40 лет жили спокойно израильтяне во время Гофониила (Суд. 3:11). Девора и Барака (5:31), Гедеона (8:28). 40 лет филистимляне притесняли Израиля; 40 лет продолжалось служение Илия (1 Цар. 13:21) и Давида (3 Цар. 2:11). Число 1000 часто встречается в значении множества; так, например, 1000 крат (Втор. 1:11); 1000 родов (7:9; 1 Пар. 16:15); одно из 1000 (Иов. 9: 3); 1000 дней (Пс. 83:11); 2 раза 1000 (евр.) лет ((Еккл. 6:6); 1000 виноградных лоз (Ис. 7:23); 1000 лет (2 Пет. 3:8). Об Отк. 20:2 и дал. см. « Воскресение ». В связи с указанным здесь вкратце значением чисел следует заметить, с какою тщательностью указаны в Библии размеры для строений, произведенных по повелению Божию, например, для постройки ковчега (Быт. 6: 15 и дал.), для скинии и ее принадлежностей (Исх. 25 и дал.; срав. Отк. 21:15 и дал.). Срав. числа и меры, которые обнаруживаются в творении мира и мировом строе (Иов. 28:20 и дал.; Пс. 103:24; Прит. 8:22 и дал.; Ис. 40:12 и дал.; Иер. 10:12; 51:15). Исчисляющий количество звезд (Пс. 146:4) счел также и количество волос на голове (Мат. 10:30; Лук. 12:7). О «высшей небесной математике» см. Еф. 3:18. Число зверя в кн. Откровения 13: 18 упоминается как особенное число; это число человеческое, т.е. оно может быть сочтено людьми, и сумма его составляет 666, т.е. буквы его, если они читаются, как цифры, составят 666. Другие толкования относят число 666 к следующим лицам: « Нерон Кесарь », «Бонапарт», « Мартин Лютер» и т.д. Существуют и такие толкования, которые сравнивают это число с ежегодным доходом Соломона , составлявшим 666 талантов золота, или с 66 сыновьями Адонирама (Езд. 2: 13) и т.д.

3) Число - система налогообложения, введенная в 50-х гг. 13 в. на землях , подвластных Монгольской империи (Китай, Средняя Азия , Персия , Северо-Восточная Русь , Рязанское и Муромское княжества , Новгород Великий и др.). Основана на переписи (исчислении, "числе") населения. Налоги взимались поголовно, пропорционально имуществу плательщиков.


Синонимы: численность, число

Число

-хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени , в Священном Писании очень часто имеет относительное , символическое или иносказательное значение (см. семь , семь народов , три, тридцать , тьма , четвертый род ). В древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев-вплоть до Маккавейского периода ), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода , связанной с этой особенно стью текста, в некоторых местах встречаются различные числа , относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар 18.4; 19.18; 4Ц 21.1 и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается ( например , Суд 20). Многие древние философы , особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе . До сих пор выискиваются «замечательные» числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием « кабала » ( отсюда «кабалистика»), которое считало все в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей неспособностью понимать многогранный , бесконечно глубокий Божий язык , сохранять в памяти многое из того , что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства .

С древнейших времен различным числа м приписывали тайные значения. Философы , последователи Пифагор а (около 500 г. до Р.Хр.), утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей и подробно определили качества и роды чисел. По их утверждению, один есть мужское число , ибо от него происходят все остальные, два — женское число, по тому что соединение 1 и 2 производит единство и многообразие; три — первое совершенное число, так как 3 помноженное на 3, больше, чем 3 сложенное с 3, чего не бывает с 2, ибо 2x2=4 и 2+2=4. Нечетные числа — ограничены: четные же неограничены; ибо четное число можно делить пополам, тогда как нечетное при таком делении дает остаток. Число 4 совершеннее числа 3, ибо в четырех первых числах заключена вся полнота или 10 (1+2+3+4); 10 есть число окончания, величайший символ мирового порядка. У человека также 10 пальцев на руках и 10 на ногах . Число 7 является символом святости, здоровья и разума ; 8 — число любви, дружбы и творчества и т. д. Подобным образом некоторые исследователи Библии стремились объяснить символику библейских чисел, например : 12 есть число хроматической гаммы, ибо октава заключает 12 полутонов; но, чтобы гамма стала законченным целым нужно добавить тринадцатый полутон, — следовательно lang=EN-US Vi— 13. Так, известно о 12 + 1 подвигах Геркулеса ; о 12+1 коленах израилевых, о 12+1 апостолах и т.д. Число 12, как произведение совершенных чисел 3 и 4, является также священным числом семейства; поэтому Бог называется Богом Авраама , Исаака и Иакова , — трех отцов; и 12 колен произошли от 4 матерей: Лии, Рахили, Баллы и Зелфы. Примеры на число 3 в Библии следующие: отречение Петра повторилось трижды; Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом также 3 раза; видение , которое ему было (Деян. 10) повторилось также 3 раза; 3 года искал плодов на смоковнице (Лук. 13:7), в 3 меры муки женщина положила закваску (Мат. 13). Также и в книге Отк. 3:5 — три обещания; 3:8 — 3 слова хваления; 3:12 — 3 имени; 3:18 — 3 совета ; 4:5 — 3 предмета, которые исходили от престола ; 4:8 — троекратное «свят», равно как и в Ис. 6:3 и т.д. Число 4 встречается в следующих местах : Отк. 4:6 — 4 животных; 7:1 — 4 ангела ; 4 угла земли; 4 ветра; 12:9 — 4 имени сатаны; 14:7 — 4 сотворенных Богом предмета; 12:10 — 4 совершенства власти Бога; 17:15 — 4 имени народов и т.д. Как примеры на число 5, половину 10, приводят Исх. 22:1; Лев. 22:14; Мат. 25:12. Число 7 называется «истинно святым числом», как соединение числа 3 — божественного совершенства, и 4 — мирового порядка; следовательно оно является символом союза Бога с человеком, или общения между Богом и Его творением . В 7 день , после шести дней творения, Бог почил. По 7 пар из чистых животных должно было взять в ковчег (Быт. 7.2). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Быт. 41:29 и дал.). Каждый 7-ой день был свят, также каждый 7-ой год и после 7x7 лет, наступал юбилейный год . Большие праздники праздновались 7 дней; при многих жертвоприношениях число животных было 7. Золотой светильник имел 7 ветвей; 7 священников с 7 трубами ходили 7 дней вокруг Иерихона и в 7 день обошли его 7 раз. В книге Откровения говорится о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах , 7 язвах и 7 ангелах, выливавших чаши. Число 7 употребляется в Библии часто , как «круглое число», срав. 1 Цар. 2:5- Иов. 5:19; Прит. 26:16,25; Ис. 4:1; Иер 15:9; Мат. 12:45; также «всемеро» ((Быт. 4:15,24; Лев. 26:24; Пс. 11:7; 18:12; Мат. 18:21); высшей степенью является «седмижды семь десят » (Мат. 18:22). 10, число совершенства, которое также . является числом 10 заповедей Божиих, часто употребляется как «круглое число». Так, например, 10 женщин в Лев. 26:26; 10 человек у Ам. 6:9; 10 драхм у Лук. 15:8; 10 мин (Лук. 19:13); 10 рогов и 10 венцов зверя (Отк. 13:1). Также и число 12 часто встречается в книге Откровения: 12 ворот ; 12 ангелов; 12 плодов; 12 тысяч стадий ; 12 раз 12 тысяч запечатленных. См. 7: 4 и дал.; 21:12,16; 22:2. Другое число, которое часто употребляется как «круглое число», есть 40. Мы читаем о сорокадневном посте Моисея, Илии и Иисуса (Втор. 9:9, 18; 10:10; 3 Цар. 19:8; Мат. 4:2); преступник наказывался 40 ударами (Втор. 25:3); 40 дней нужно было для очищения после рождения младенца мужеского пола (Лев. 12:2, 4); 40 дней лил дождь во время потопа (Быт. 7); 40 дней было дано Ниневии на размышление (Ион. 3:4); 40 лет является обо значение м срока, которое часто встречается в истории Израиля. На три сорокалетних периода разделяется жизнь Моисея (Деян. 7:23,30,36; Втор. 34:7); 40 лет жили спокойно израильтяне во время Гофониила (Суд. 3:11). Девора и Барака (5:31), Гедеона (8:28). 40 лет филистимляне притесняли Израиля; 40 лет продолжалось служение Илия (1 Цар. 13:21) и Давида (3 Цар. 2:11). Число 1000 часто встречается в значении множества; так, например, 1000 крат (Втор. 1:11); 1000 родов (7:9; 1 Пар. 16:15); одно из 1000 (Иов. 9: 3); 1000 дней (Пс. 83:11); 2 раза 1000 (евр.) лет ((Еккл. 6:6); 1000 виноградных лоз (Ис. 7:23); 1000 лет (2 Пет. 3:8). Об Отк. 20:2 и дал. см. « Воскресение ». В связи с указанным здесь вкратце значением чисел следует заметить, с какою тщательностью указаны в Библии размеры для строений, произведенных по повелению Божию, например, для постройки ковчега (Быт. 6: 15 и дал.), для скинии и ее принадлежностей (Исх. 25 и дал.; срав. Отк. 21:15 и дал.). Срав. числа и меры, которые обнаруживаются в творении мира и мировом строе (Иов. 28:20 и дал.; Пс. 103:24; Прит. 8:22 и дал.; Ис. 40:12 и дал.; Иер. 10:12; 51:15). Исчисляющий количество звезд (Пс. 146:4) счел также и количество волос на голове (Мат. 10:30; Лук. 12:7). О «высшей небесной математике» см. Еф. 3:18. Число зверя в кн. Откровения 13: 18 упоминается как особенно е число; это число человеческое, т.е. оно может быть сочтено людьми, и сумма его составляет 666, т.е. буквы его, если они читаются, как цифры , составят 666. Другие толкования относят число 666 к следующим лицам: « Нерон Кесарь », «Бонапарт», « Мартин Лютер» и т.д. Существуют и такие толкования, которые сравнивают это число с ежегодным доходом Соломона , составлявшим 666 талантов золота, или с 66 сыновьями Адонирама (Езд. 2: 13) и т.д.

система налогообложения, введенная в 50-х гг. 13 в. на землях , подвластных Монгольской империи (Китай, Средняя Азия , Персия , Северо-Восточная Русь , Рязанское и Муромское княжества , Новгород Великий и др.). Основана на переписи (исчислении, "числе") населения. Налоги взимались поголовно, пропорционально имуществу плательщиков.

Значение слова Число в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Чекмень - старинная верхняя одежда Казаков; Ч. шился из ...
  • Чедыги - сапоги астраханскою фасона, остроносые, на высоком каблуке. ...
  • Чапля - багор длинный шест со стальным острием той ...
  • Чакуша - деревянный кистень или молот для глушения крупной ...
  • Чинкуэдеа - итальянский кинжал с клинком длиной 480 ...
  • Чепрак - длинное матерчатое покрывало для боевого коня, призванное ...
  • Чань - китайская боевая лопата, вид секиры. Используется в ...
  • Чернила - (Иер 36.18; 2Ин 12; 3Ин 13; 2Кор 3.3)в ...
  • Червленый - (Исх 25.4; 26.1,31,36; 39.13,24,29; Лев 14.4,6,49,51; Чис 19.6; ...
  • Человек - творение Бога по Его Собственному образу и подобию ...
  • Чаша - во многих местах означает: участь, мера, достояние (Пс ...
  • Чары - (Исх 7.11,22; 8.7,18)действия волшебников, чародеев и их результаты. ...
  • Чадо - ребенок, дитя, отпрыск, но в некоторых местах в ...
  • Чурмантевы - Чурмантевы древний дворянский род, ведущий начало от ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари