- по расп рост раненным русским понятиям, разноплеменные, но родственные по языку и по быту, западно горские народности Кавказа ; из них так называет себя только одна небольшая племенная группа , остальные же пользуются своими особенными именами: Кабардинцы , Адыге , Абадзехи, Шапсуги , Натукайцы и друг ие. У Европейцев - Циркасы. Их древность связана с историей Скифии и Царства Боспорского. Сами они с глубокой древности хранят предание о своем переселении из Шама (Сирии). Г реки узнали Церкетов и Зихов за долго до Р. Хр. Греческие географы указывают их там же, где Ч. проживают и а настоящее время . Имя Зихи , очевидно , явилось результатом упрощения на греческий лад их настоящего имени Адыге: Адзиге, Дзиги, Зиги, Зихи. Первым проповедником христианства у Ч-сов был апостол Симон ; Зилот , который ; погиб смертью мученика на Сев. Кавказе. Его имя сохранялось до недавна в черкесских исторических песнях и в изустных преданиях. Распространение среди них христианства относится ко времени византийского императора Юстиниана (527-565), который на их земле в Пицунде построил первый храм . Когда же на берега х Черного моря появились победители Турки ( конец XV в.), преследовавшие христиан, Ч. подверглись постепенной исламизации, Но и приняв магометанства они еще долго праздновали Пасху, Троицу, дни Ивана Купалы и Ильи Пророка . Живший среди них в XV в. Генуэзец Георгий Интериано писал в своих воспоминаниях Жизнь Циков, именуемых Циркасами): "Цики", которых так называют на разговорном латинском и греческом языках, у Татар и Турок известны под именем Циркасов, а сами они себя зовут именем Адыгаи. Они живут в Азии на морском побережьи, которое простирается от реки Тана до Боспора Кимерио, по теперешнему - пролива св. Цоане, а также пролива моря Чиабаки и моря Таны, которое в древности называлось Меотийским болотом; затем , с другой стороны пролива, они живут вдоль морского берега до залива Бусси, в направлении к юго- востоку до реки Фазис , где граничат с Ангарией, т; е. часть ю Колхиды Всё их морское побережье можно считать н пятьсот миль , а ннутрь материка их страна простирается в восточном направлении на восемь дней пути в самом широком её месте. Они живут в этой стране не занимаясь земледелием и без каких-либо каменных сооружений. Место , где они предпочитают жить , - небольшая долина Кромук, расположенная в средине их земли и по тому наи более удобная и гуще населенная, сравнительно с остальными частями их страны. Со стороны суши граничат с Землей Скифов, т. е. с Татарами. Язык их мало отличается от речи их соседей и такой же гортанный . Они исповедывают христианство и имеют священников греческого обряда . Детей крестят в возрасте восьми лет и старше , но не поодиночке , а группами, окрапляя их освященной водой, которую приготовляют довольно кратким обрядом те же священники . Знатные не входят в церковь , пока им не исполнится 60 лет. Каждый из них, как и все другие, живет и промышляет добычей, а потому они считают, что своим присутствием они осквернили бы храм. По этому они остаются у входа, обязательно верхом на лошади . Перестав же участвовать в набегах, приблизительно , после достижения этого , возраста, они начинают ходить в церковь и присутствуют при Богослужениях". " Среди них различаются по положению благородные, их вассалы , слуги и рабы. Благородные большую часть времени проводят в седле". "Эти владетельные господа имеют много вассалов, не уважают друг друга и не признают над собой никакой власти, кроме власти Бога". Интериано описывает их нравы и обычаи . Благородные знали только охоту и войну. Вместе со своими вассалами - узденями они предпринимали далекие походы на соседей, даже в глубину Крыма, беспрестанно воевали с Татарами, а между делом нападали на поселения свободных людей, укрывавшихся от них в Таманских плавнях или в горах . Они объединялись для самозащиты в крестьянские союзы , но это не всегда спасало их от плена у своих же черкесских добытчиков, которые, захватив их, продавали в рабство на южных рынках. Многие пленники попадали в Каир , где их обращали в магометанство и от XIII в. ставили в ряды мамелюков, конную гвардию египетского султана , а мореходов отсылали во флот , где некоторые из них стали египетскими адмиралами. Ч. славились повсюду храбростью, вели чайшим великодушием, гостеприимством, красотой и грацией, как мужчины так и женщины. Но вместе со всем этим , их быт в то время был еще полон жестоких с обычаев. Они вели простой образ жизни, а роскошь признавали только в оружии, в ценных конях и в конском снаряжении. По словам Интериано, "Всякий раз в году, когда шьют себе новые одежды и, ярко- красные шелковые рубахи, сейчас же вассалы просят их подарить эти обновки и если бы они отказали или хотя бы только проявили свою неохоту к этому, они покрыли бы себя позором. Поэтому, едва только кто-нибудь их попросит, они тотчас же снимают с себя просимое и дарят, получая взамен вещь всегда образом, благородные почти всегда одеты хуже других, а зато щеголяют сапогами, оружием и лошадь ю , которые никогда не дарят и они гордятся этими вещами, состав ляющими их главную роскошь. За лошадь, им понравившуюся, они часто готовы отдать всё, что имеют и не представляют себе ничего на свете более ценного, чем превосходный конь". Интериано рассказывает также, что Ч. брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос , по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей". В XVII в. половина Ч-сов исповедывала уже магометанство и в их жизнь, благодаря этому, начали проникать влияния турецкого языка и быта. От 1792 г. их ближайшими соседями стали Черноморские Казаки , переселившиеся в Приазовье с Днепра и Ю. Буга . Те и другие жили первые годы мирно, причем Казаки легко воспринимали горские обычаи и уже к 1830 году все нарядились в черкесскую одежду. Но со временем куначество между ними и соседними племенами Бжедухов, Шапсугов и Натухайцев было нарушено пограничными инцидентами и включением Казаков в русско-горскую войну. Начались взаимные обиды и набеги, Больше полувека Ч. вели борьбу с Россией за полную независимость своего края. В 1861 г. они были принуждены склониться перед силою русского оружия, но большая часть из них отказалась покориться новой власти. Началось усиленное выселение их в Турцию. В первый год после завоевания Кавказа, только на северо-западных горных склонах их насчитывалось до 350 тысяч мужчин, из которых ок. 100 тыс. считались благородными, а к концу восьмидесятых годов там осталось всего 130 тыс. душ об. пола . Освободившиеся земли, по приказу правительства, заняли Кубанские Казаки своими линейскими станицами. После окончательного "замирения" горских народов, живущие между ними Казаки пользовались относительной безопасностью и еще больше усваивали особые черты психологии и быта Кавказцев. Это происходило тем легче , что многие горские христиане зачислялись в казачьи станичные общины , служили офицерами в казачьих полках , роднились с Казаками, внося в их среду свой кавказский дух, не чуждый и многим Казакам. После русской революции 1917 года, Ч. постановили войти федеративным политическим обществом в состав Юго- Восточного Союза, в правительство которого были избраны от Горцев - Пшемахо Коцев и Айтек Намиток, а от Дагестана - Тапа Чермоев и Гайдар Баммат. Но Республика Горцев Кавказа к весне 1918 года оказалась отрезанной от Кубанского бассейна, вначале войсками большевиков, а после частями Добровольческой армии, возобновившей "покорение Кавказа". Таким образом в составе Юго-Восточного Союза остались одни Ч., которые объединились с Кубанскими Казаками и вместе с ними избрали высший орган управления краем - Кубанскую Законодательную Раду. Их представителями в Раде были: Пшемахо Коцев, Осман Гатагу, Паша Век Султан ов , Касполет Улагай, Шахим Султан Гирей, Сеферби Сиюхо, Кучук Натырбе и Айтек Намиток, который сразу стал членом правительства Кубанского Края. Султан Шахим Гирей неизменно оставался выборным товарищем председателя в Кубанских Радах . После окончательного торжества ленинцев, Ч. оказались под властью Советов . На их землях были образованы Кабардинская Автономная ССР, Адыгейская и Карачай-Черкесская Автономные области, а также Шапсугский Национальный район . Всем этим племенам пришлось перенести много страданий под диктаторской властью коммунистов, наравне с другими группами нацменов. Во время Второй Мировой войны многие Ч. оказались в рядах противников СССР и после ее окончания на них обрушилась месть победителей. Но культурный и национальный рост, несмотря на все пережитые беды, шел непрерывно и на протяжении полувека проявился многими достижениями.
(самоназвание - адыгэ), народ в Российской Федерации (50,8 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. человек). Живут также в Турции, Иордании и др. Язык кабардино-черкесский абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков. Верующие - мусульмане -сунниты.