– гражданский , государственный – синоним культуры. Уровень , ступень общественного развития, материальной и духовной культуры: античная Ц., современная Ц. Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган , Ф. Энгельс ). В некоторых идеалистических теориях , напротив – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
( лат. civilis - гражданский ) - 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; 2) совр. мировая культура ; 3) в культ .-ист. периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв. - третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень - дикость ) (введено Л. Морган ом, Ф. Энгельс ом).
1) уровень , ступень развития материальной и духовной культуры общества, общественных отношений; 2) процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются различные этапы . Им соответствует определенный уровень развития экономического и технологического способа производства, политического строя, общественных отношений, ментальности, духовных ценностей и идеалов. Каждая цивилизация отражает представление о человеке, обществе и государстве.
- синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.
- синоним понятия культура ; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.
- (от лат. civilis - гражданский , государственный ) - 1) синоним культуры; в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень , ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация , современная цивилизация. 3) Определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган , Ф. Энгельс ). Понятие "Цивилизация" появилось в 18 веке в тесной связи с понятием " культура ". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество , основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие "цивилизация " употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций. Каждый автор проводит это деление по своим основаниям - хронологическим, пространственным, религиозным и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат. У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются также продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей. Таким образом, цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа , его религии и нравах. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» картина развития общества. Слабые стороны: 1) наличие множества оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств; 2) изначальная направленность "цивилизации" на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и объединений.